timetravel22.ru – Туристический портал - Timetravel22

Туристический портал - Timetravel22

Салоники: раннехристианские и византийские памятники юнеско. Краткая история византийского искусства Где находятся подлинные памятники византии

В течение почти десяти столетий являлся столицей , ставшей по праву преемницей Древнего Рима. Были времена, когда владения этой империи простирались от Испании до Персии, но основу ее всегда составляли Греция и другие балканские земли, а также Малая Азия. До середины XX века являлась самой могущественной державой христианского мира, а был крупнейшим городом Европы.

К сожалению, до наших дней уцелели лишь несколько свидетельств былого величия. Мы выбрали из них десять, на наш взгляд, наиболее интересных. В том числе: памятник ранней византийской эры – собор , свидетель византийского возрождения (XIII в.) — , остатки византийских мозаик — , место упокоения нескольких византийских императоров — , старейший, почти не тронутый, византийский храм – , христианский храм, который никогда не был мечетью — , одно из самых крупных византийских поземных водохранилищ питьевой воды – , надежная защита до 1453 года – , отблески былой славы – сохранившиеся мозаики на , а также фрагменты полов из порфира, малахита и мрамора .

Греческая православная (), известной как , основана (1282) внебрачной дочерью византийского императора Михаила VIII Палеолога (1259-1282) Марией. Это единственная византийская церковь , которая не преобразовывалась в мечеть и оставалась святым храмом для православных греков в самые трудные времена.

Большой императорский дворец в служил не только домом для правящего семейства, но и центром государственного правительства для проведения гражданских и религиозных церемоний. В 1933 году при проведении строительных работ случайно обнаружили фрагменты мозаичного пола. Проведенные археологические раскопки позволили идентифицировать обнаруженное сооружение как покрытый мозаикой большой перистиль (греч., peristylos – открытый дворик, окруженный со всех сторон крытой колоннадой), площадью около 2 тыс. кв. м, принадлежащий Большому дворцу. Сейчас, в открытом на этом месте можно увидеть редчайшие образцы византийской мозаики V-VI вв.

Задолго до того, как появился Стамбул, который сегодня является крупнейшим городом и бесспорной культурной столицей Турции, и даже задолго до Константинополя на месте соединения Мраморного моря, Босфора и Золотого Рога стоял греческий город Византий. Его построили дорийские колонисты из Мегары еще в 637 году до н.э.

Поскольку Римская империя становилась все более обширной и необъятной, именно на этом восточном городе остановил свой взгляд император Константин в 330 году н.э. По его приказу город был переименован в Константинополь и стал столицей Византийской империи.


Сегодня следы византийской эры можно найти в Старом городе, внутри плохо сохранившегося кольца стен. Самым примечательным и чаще всего посещаемым здешним византийским памятником является, конечно, на площади .


Но многие старинные здания были восстановлены и стали использоваться в новом качестве (чаще всего это были церкви, которые превратились в мечети). К сожалению, нет музея, посвященного византийской истории, поэтому случайно забредшему сюда туристу сложно вообразить все величие древних монументов.


Тем, кто хочет увидеть под налетом современности дух древнего города Византия, мы советуем посетить следующие исторически памятники.


Итак, Топ 10 византийских достопримечательностей Стамбула

Музей Айя-Софии (Aysofya Cami)

Самый прекрасный из сохранившихся до наших дней памятник ранней византийской эры.

Будучи огромной, Айя-София, тем не менее, выглядит так, будто она всегда была неотъемлемой частью пейзажа. То здание, которое открывается вам сегодня, на самом деле является уже третьей церковью, возведенной на этом месте. Оно обязано своим существованием бунту 532 года, когда была дотла сожжена не только Айя-София, но и две другие византийские церкви в окрестностях.

Император Юстиниан приказал построить новую церковь, настолько внушительную, чтобы никто даже не вспоминал о той, что стояла здесь раньше. Эта задача была поручена лучшим архитекторам того времени: Исидору Милетскому и Анфимию Тралльскому. В 537 году строительство было завершено. Новую церковь украшал самый большой в мире купол, который разрушился во время землетрясения 558 года. Впоследствии его восстановили.


Ни один посетитель Айя-Софии не сможет забыть великолепные мозаики, датирующиеся 13 веком нашей эры. Церковь до сих пор является памятником грандиозным замыслам императора, который оставил после себя множество исторических памятников, рассеянных по всей Западной Анатолии и Фракии.

Церковь Хора

Самый прекрасный памятник византийского Ренессанса 13-ого столетия Гораздо меньшая по размеру, чем Айя-София, церковь Хора, расположенная в стамбульском районе Йеникапы, была построена в 11 веке, когда эта часть города была еще сельской местностью. В 13 веке церковь была расширена и украшена богатыми внутренними декорациями благодаря стараниям состоятельного государственного деятеля по имени Теодор Меточитес.


Сегодня церковь Хора смело можно назвать лучшим местом для знакомства с византийским аристократическим Ренессансом, который расцвел в городе после того как латинцы, занимавшие его с 1204 по 1261 годы, были наконец изгнаны. С посещением церкви лучше поспешить, поскольку в скором времени ее планируют закрыть на масштабную реконструкцию.

Мечеть Фетхие

Место, где можно увидеть великолепные византийские мозаики Если у вас не получается посетить церковь Хора, отправляйтесь на восток вдоль Draman Caddesi, где вас ждет мечеть Фетхие, построенная в 12 веке. Правда, тогда она носила название монастыря Феотокоса Паммакаристоса. Богато раскрашена церковь была в 13 веке. И пусть здесь нет великолепных фресок часовни Parecclesion, которые можно увидеть, посетив церковь Хора, зато мозаики куполов, изображающие Спаса Вседержителя и Деву Марию, потрясают воображение.

Монастырь Пантократора (мечеть Зейрек)

Место погребения некоторых из последних византийских императоров На почти отвесных холмах над расположен византийский монастырь Пантократора (Спаса Вседержителя). Но его реставрировали так много лет, что большинство людей забыло, как он выглядел изначально. Восстановительные работы выглядят так, как будто скоро подойдут к концу, так что, возможно, скоро посетители смогут насладиться красотой древнего монастыря, который когда-то был одним из важнейших в городе. Здесь похоронено несколько византийских императоров. Монастырь подчинялся непосредственно императору, а не патриарху, и был достаточно богатым, пока в 1204 году его не разграбили крестоносцы. Часть их добычи сегодня можно увидеть в базилике Св. Марка в Венеции.

Церковь Святых Сергия и Вакха

Самая старая из сохранившихся в Стамбуле византийских церквей Многие считают, что самой старой византийской является Айя-София. Но на самом деле это звание принадлежит гораздо меньшей по размеру церкви Святых Сергия и Вакха. Построена она была на берегу Мраморного моря в 527 году. Внутри церковь представляет собой двухэтажную восьмиугольную колоннаду с замечательными капителями и надписями, в которых упоминается, правда, только Святой Сергий. Некоторым могут прийтись не по вкусу реставрационные работы, которые недавно были проведены внутри нынешней мечети. Но красота колоннад остается по-прежнему бесподобной.

Церковь Марии Монгольской

Единственная церковь Стамбула, которая не была превращена в мечеть Эту церковь стоит посетить не из-за того, что здесь сохранились какие-то особые фрески или мозаики, а по той простой причине, что это единственная церковь в городе, которую так и не преобразовали в мечеть после захвата Константинополя османами. По легенде, произошло это благодаря тому, что султан Мехмед II таким образом отблагодарил архитектора Атика Синана за возведение им мечети Фатих. Копия соответствующего документа висит на стене церкви. Церковь открыта по воскресеньям. В другое время нужно позвонить в дверь, чтобы вас пустили внутрь.

Большой музей дворцовых мозаик

Позволяет получить представление о великолепии византийского дворца В то время как туристы, путешествующие в составе экскурсий, обычно направляются ко дворцу Топкапы, мало кто вспоминает о существовании большого византийского дворца, который некогда располагался на месте современного . Части этого дворца обнаруживаются всякий раз, когда в области ведутся строительные работы. Но к осмотру доступна только одна его часть, самая примечательная. Там, рядом с рынком Араста, и устроен музей. Мозаики помогают не только представить роскошь бывшего дворца, но и узнать, как жили в те времена люди. На них изображены картины охоты, ловли рыбы, занятий сельским хозяйством.

Цистерна Базилика (Yerebatan Sarnici)

Самое внушительное напоминание о водной системе Византии Хотя сегодня считается одной из самых популярных стамбульских достопримечательностей, когда-то она была всего лишь частью сложной системы акведуков и резервуаров, которые были предназначены для поставки воды из лесов Thracian в город. У туристов бегают мурашки по коже при виде каменных голов Медузы Горгоны, которые венчают несколько колонн цистерны, но уже то, что они установлены в неправильном положении, свидетельствует о том, что строители рассматривали их исключительно в качестве стройматериала. Акведук Валента на бульваре Ататюрка являются еще одной частью той же самой водопроводной системы.

Земляные стены

Успешно защищали Константинополь до 1453 года Если следовать в из аэропорта Ататюрка, можно увидеть высокие стены, которые когда-то окружали византийский город и защищали его от врагов вплоть до 1453 года, когда армия Мехмета II Завоевателя их разрушила при помощи венгерского оружия. Если у вас будет время, можно прогуляться вдоль стены от Mermerkule на Мраморном море до Ayvansaray на Золотом Роге.

Церковь Св. Иоанна Крестителя

Когда-то была одним из важнейших монастырей Византии Сегодня от церкви остались только внешние стены. Между тем, когда-то здесь монахи переписывали рукописи и создавали замечательные иллюстрации. Церковь планируется реконструировать. Возможно, когда-нибудь ее превратят в музей византийской истории. Возникновение

Считая себя наследниками античного могущества римской державы, византийские императоры стремились восстановить ее территорию, вкладывали большие средства в строительство и укрепление Константинополя - второго Рима.

Наивысшего экономического и культурного расцвета Византия достигла в VI в. при императоре Юстиниане, наемная армия которого утвердила византийское господство на всем Средиземном море. Однако это были последние крупные военные успехи централизованной монархии. Развитие феодальных отношений, усиление местных правителей в дальних провинциях, восстания рабов и крестьян, стремление молодых феодальных государств овладеть центром мировой торговли приводят к сокращению территорий Византии и. наконец, к падению Константинополя.

Историческая характеристика

В архитектуре Византии хорошо прослеживаются этапы накопления и слияния опыта римской и восточной школ. Здесь, как и повсюду в периоды централизации власти, строятся крупнейшие официально - культовые сооружения. И, наоборот, междоусобная борьба феодалов и нашествия отражены в сокращении масштабов строящихся объектов, усилении разницы в художественном и конструктивном подходе к архитектуре в разных частях империи.

Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа:

  • ранне - византийский (V - VIII вв.) - когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;
  • средневизантийский (VIII - XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;
  • поздневизантийский (XIII - XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.

Строительные особенности

Константинополь всегда оставался центром архитектурной деятельности византийских императоров. Мощные крепостные стены, прикрывающие город с моря и суши, были возведены еще в V в. Мосты, дороги, маяки, укрепленные гавани, замки и башни на подступах к столице показывают, какое значение придавалось оборонительному строительству в Византии.

Лучевая планировка улиц, сходившихся к площади с императорскими дворцами, собором и ипподромом, подчеркивала абсолютизм императорской власти. Город не имел проточной воды, поэтому для его водоснабжения сооружались акведуки и подземные водохранилища - цистерны, служившие позднее складами и убежищами. Возведение сводчатых перекрытий над цистернами было хорошей школой мастерства для византийских строителей. О гражданской застройке раннего Константинополя известно мало, но, по описаниям современников, существовали дворцы, кварталы ремесленников и купцов, рыночные площади, строились крупные мастерские, гостиницы, цирки, театры, библиотеки. С укреплением позиций христианской церкви и возникновением монашеских общин главными объектами строительства становятся монастыри (с Х в.).

Удлиненная в плане раннехристианская базилика и округлый в плане мавзолей, получившие впоследствии распространение в строительстве Западной Европы, преобразуются в Константинополе в различные типы храмов центричной композиции. Особенность ранних византийских церквей - выделенное центральное пространство, перекрытое куполом. Символизируя небесную сферу, купол осенял императора, восседавшего во время богослужений среди своих приближенных.

Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем.

Стены зданий в Константинополе возводились кирпичной кладкой на толстых слоях известкового раствора с добавлением толченого кирпича - цемянки. Кирпич имел вид тонкой, около 5 см, широкой пластины - плинфы. Таким образом, основной массив стены составлял раствор, из которого плинфы отсасывали воду и корректировали направление кладки. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда - рядами камня) получила название византийской. Позднее в самой Византии и странах, испытавших влияние ее архитектуры, этот технический прием даст начало декоративной обработке фасадов фигурной кирпичной кладкой, чередующимися светлыми и темными полосами облицовок.

Характерные черты

Камень включался в конструкцию стен преимущественно при строительстве в горных районах. Особенностью сирийской архитектурной школы была кладка без раствора из хорошо пригнанных каменных блоков. На эту технику опиралось развитие и армянской архитектуры - в раннее средневековье Киликийская Армения располагалась на побережье Средиземного моря рядом с Сирией.

Бетонная техника была забыта: природный цемент - пуццолана - добывался только в Италии, а дешевой рабской силой для производства бетонных работ Византия уже не располагала.

Базилика в Турманине (Сирия) V в. фасад, схема разреза

Деревянные стропильные фермы раннехристианских базилик перемежались каменными арочными перемычками, как в базилике Турманина. Эта базилика интересна еще и размещением главного входа между двумя башнями. Прием этот будет подхвачен и развит романской и готической архитектурой Европы.

С переходом и строительству зданий центричной композиции ведущее место в Византии занимает разработка купольных и сводчатых конструкций. Восточные строители возводили своды и купола без применения опалубки монолитной кладкой наклонными рядами. Для такой техники кирпичная плинфа была наиболее подходящим материалом. Низкие прочностные качества раствора вынуждали делать своды очень толстыми, что нередко приводило к их обрушению, особенно при больших пролетах.

Основными формами византийских перекрытий были полусфера и полуцилиндрический свод, удобные для возведения с применением вороба приспособления в виде рейки или веревки постоянной длины, закрепленными одним концом в геометрическом центре пролета; другим концом отмечалось положение каждого ряда кладки.

Использование вороба позволило перейти от крестовых римских сводов н парусному, имеющему вид обрубленного с четырех сторон купола, форму, близкую к полному куполу, дало увеличение числа опор, например до восьми.

Результатом поисков было сочетание парусного свода с венчающим его куполом. В этой схеме удачно решались вопросы перехода от квадратного плана помещения н круглому куполу с обеспечением равномерности нагрузки его основания на паруса и сокращением числа опор. Причем венчающий купол для сокращения размеров опасного участка почти горизонтального завершения (скуфьи) должен иметь более крутой профиль.

Чтобы уравновесить систему парус - купол, в пространственную схему здания вводили дополнительные объемы, завершенные сводами или полукуполами, погашающими распор центральной конструкции. Так сложились ведущие конструктивные системы Византии. На их основе были разработаны разнообразные типы христианских культовых сооружений: церкви, мавзолеи, баптистерии центричной композиции, купольные базилики, крестовокупольные храмы.

Типы сооружений

Первые центричные сооружения христианской церкви в Византии свидетельствуют только о начале поиска конструктивных средств выражения идеи единства церкви и государства в лице императора.

Собор св. Софии в Константинополе, задуманный как идеологический центр огромной империи, должен был своим великолепием затмить римский Пантеон. Но смелый конструктивный замысел и продуманная композиция храма (архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из Тралл) воплощались в жизнь с большими трудностями из - за отсутствия опыта возведения таких грандиозных сооружений, несовершенства строительной техники и массивности конструкций.

Собор св. Софии в Константинополе. 537 г. Аксонометрический разрез.

Здание собора размером в плане 75x72 м и высотой до верха купола 57 м представляет собой купольную базилику со средним нефом шириной 31 м. Центральный купол опирается посредством парусов на мощные опоры каждая размером 5,3x7,5 м в плане.

В продольном направлении распор от купола погашается системой полукуполов, в поперечном - мощными контрфорсами и двухъярусными боковыми нефами.

Обширное пространство главного нефа отделялось от боковых арочными колоннадами, придающими масштабность интерьеру и привлекательность различным ракурсам живописных перспектив внутреннего пространства. Собор пронизан лучами света от расположенных вверху окон, а гигантский купол кажется парящим в воздухе без опоры - свет, проникающий сквозь частые окна барабана, как бы дематериализует его простенки.

Мечеть Фетие - Джами в Константинополе. XIII - XIV вв. Южный фасад.

В византийской архитектуре V - VIII вв. главным объектом художественной разработки становится интерьер. Пышной отделке интерьеров дорогими облицовками, мозаичными картинами или фресками противопоставлялся суровый наружный вид замкнутого пирамидального объема храма, стены которого украшали только арочные завершения проемов.

Крестовые походы, соперничество Венеции, набеги турок подрывают могущество Византийской империи и масштабы строительства здесь сокращаются. Резче выявляются особенности местных архитектурных школ в Малой Азии, Греции, самом Константинополе. Основной объем культового строительства приходится теперь на монастыри, где жилые и хозяйственные постройки, примыкающие к прочным стенам, окружали небольшие церкви.

В этот период, средневизантийский, наиболее широкое распространение получает крестовокупольный тип храма, в котором центром здания по - прежнему остается купол на парусах; его распор погашался примыкающими к парусам с четырех сторон сводами. Перекрытая таким образом конструктивная ячейка имела вид креста, вписанного в прямоугольный объем церкви, дополненный апсидами. Слиянием нескольких крестово - купольных церквей на затесненных монастырских дворах достигалась живописная асимметричная композиция объемов с разновысокими куполами. Уделяется больше внимания декоративной обработке фасадов аркатурными поясами, ложными проемами, пилястрами.

Формирование византийских систем перекрытий: а - римский крестовый свод: б - вспарушенныи свод на четырех опорах: в - вспарушенный свод на восьми опорах, г - купол на парусах; д - купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами; е - крестовокупольная система перекрытия
Крупные крестовокупольные храмы могли иметь несколько куполов. Собор Сан - Марко в Венеции объединяет в одном здании пять крестово - купольных систем. Его купола, вначале пологие, были надстроены вытянутыми вверх сложными луковичными объемами.

К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский полуостров и последний этап развития ее архитектуры связан с южной Грецией. Здесь уже не строили монументальных храмов. Небольшие церкви и часовни живописно располагались на естественном рельефе горных склонов вместе с многочисленными пристройками. Возведение миниатюрных и изящных построек по хорошо отработанной крестовокупольной системе не представляло конструктивных проблем и все внимание зодчих сосредоточилось на решении композиционных и декоративных задач. Фасады украшались фигурной кладкой из кирпича или тесаного камня; тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписывали фресками и отделывали мозаикой.

С утратой Константинополем всех своих обширных территорий многие христианские церкви оказались на землях, захваченных турками, - их превратили в мечети, они были перестроены соответственно требованиям ислама, росписи и мозаики на библейские сюжеты были уничтожены и заменены арабской вязью текстов из Корана. После падения Константинополя к собору св. Софии пристроили минареты.

С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, - крестовокупольный храм.

Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы, итальянского Возрождения; ее прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние - на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.

На развитие современного общества огромное влияние оказало культурное достояние Римской Египетского царства и многих других, столь же великих цивилизаций. Огромное количество памятников культуры дошло и до наших дней, представляя обществу и мировоззрение древнего народа.

Искусство Византии - ярчайший тому пример. После раздела великой на престол взошли цари Константинополя, которые оставили после своего одиннадцативекового правления гигантское количество Сложные и тяжелые этапы исторического развития не только не усугубили рост и совершенствование искусства цивилизации, но и подарили миру незабываемые артефакты, небольшая часть из которых доступна для визуального знакомства и теперь.

Искусство Византии начало свое развитие с рабовладельческого строя. Плавный переход от античности к средневековью также наложил на совершенствование культуры свой неизгладимый отпечаток. Этому периоду присущи великолепные памятники архитектуры и Именно в то время зодчие государства старались сохранить огромное наследие, которое досталось народу от великой Римской империи.

Огромную роль на искусство Византии оказало принятие народом христианства. Это сблизило государство с такими непохожими территориями как Русь, Грузия, Армения, Сербия и т.д. Данному периоду присуще широкое распространение установки купольного перекрытия при строительстве храмов. На средневековый период приходится развитие таких направлений, как создание мозаик, фресок и книжных миниатюр. Стоит отметить, что именно на данном этапе все большую роль играет иконопись. А вот скульптурные творения не могут похвастаться своим быстрым развитием. Однако особый шарм и неповторимую красоту на искусство Византии наложил именно общественный быт и строй народа государства. При этом церковь полностью служила на пользу общества. В соответствии со средневековыми представлениями народа, император являлся наместником Господа. Его власть поддерживалась мощным церковным аппаратом.

Изобразительное искусство Византии также претерпело некоторые изменения. Художники первых веков нашей эры отображали в своих творениях яркие образы, которые были пронизаны аллегорическими чертами. Пластичность и отвлечение от христианского начала - вот основные черты картин того времени. Им на смену пришло творчество, главным признаком которой стало божественное начало. Экспрессия духовного величия сделалась неотъемлемой частью каждого предмета искусства.

Церковь являлась единственным главным критиком. Основными направлениями, по которым шло развитие и становление художественного искусства, являлись иконопись, фрески, мозаики и книжная миниатюра. Фон мерцающего золотого цвета, искрящиеся грани камней и смальты, яркие орнаменты - вот главные черты практически любого произведения творцов той эпохи, которой на весь мир прославилась Византия. Искусство данного государство прошло несколько этапов своего развития. Первым из них являлся раннехристианский этап (с 1-го до 3-го века нашей эры). За ним следует так называемый ранневизантийский, затронувший шестой и седьмой века. Этот период славится развитием храмовой архитектуры и Следом за ним на полтора века наступает иконоборческий этап, на смену которому пришло Македонское Возрождение, продолжавшееся до 11 века. Предпоследним периодом стала эра консерватизма, а закончилось развитие великого искусства Византии эллинистическими началами и антикризисными тенденциями, что нашло отражение в Палеологовском Ренессансе.

Крупнейший из пяти константинопольских ипподромов, второй по величине в Средиземноморье после Большого цирка в Риме, используется как Турецкий этнографический исламский музей искусства.

Использовался как место конных ристаний, гладиаторских боев, триумфальных шествий, проведения публичных актов, связанных с передачей или сложением императорской власти и приведением в исполнение смертной казни. Являлся своеобразным центром общественно-политической жизни простонародья столицы. Там вы увидите немецкий источник, колонну Константина, дворец Ибрагима Паши.

2. Экскурсия в Базиликское водохранилище.

История под землей - Базиликское водохранилище.

Базиликское водохранилище, или, как его называют теперь, дворец Йеребатан (Подземный дворец), расположенное на юго-западе от Айя-Софии, считается одним из самых впечатляющих памятников в Стамбуле. Огромное подземное водохранилище было построено по приказу императора Византии Юстиниана I; из-за бесчисленного множества колонн, поднимающихся из воды, народ назвал это место «дворец Йеребатан». В период республики Базиликское водохранилище после проведенной мэрией Стамбула реставрации было превращено в музей и открыто для туристов, которые не покидают город, не побывав в этом впечатляющем сооружении древности.

В 1985 году хранилище было закрыто на ремонт, из него было вывезены 50 000 т грязи и построены дорожки для экскурсий, в 1987 году оно было вновь открыто. В мае 1994 года Базиликское водохранилище снова прошло ремонт и чистку, и в наши дни продолжает свою многовековую историю, и, как когда-то давно, в нем плавают рыбы. Посетители этого необычного музея могут понаблюдать за тем, как плавают рыбы среди многочисленных колонн, и под звуки раздающейся под древними сводами классической музыки отправиться в мысленное путешествие в глубь веков.

3. Экскурсия в храм Святой Софии.

Бывший патриарший православный собор, впоследствии мечеть, ныне музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день - музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Muzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

4. Экскурсия в церковь Хора.

Наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие, входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески - непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города - икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Карие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.

5. Экскурсия в главную церковь греческого патриархата, Константинопольскую православную церковь.

Первая в диптихе автокефальная православная Церковь. В греческой литературе часто именуется Великой Церковью Христа.

6. Экскурсия в церковь Влахерна.

Тут находятся Покров Богородицы и ее пояс - реликвии, которые сохранились до нашего дня. Храм, где они находятся - церковь Влахерна, открытая для желающих.

7. Монастырь Богоматери в Балыклы.

Легенда о самой идее постройки Балыклы очень красива. Однажды жарким летним днем один из военачальников Византии Лев Маркелл встретил слепца, который изнемогал от жажды. В поисках воды Лев обошел все близлежащие источники, но, как оказалось, все они были иссушены зноем. И вдруг рядом с собой он услышал женский голос: «В роще ты найдешь живую воду. Напои слепца и промой его глаза, царь. А позже я помогу тебе построить здесь храм». Лев понял, что с ним говорила Пресвятая Богородица. Неподалеку в роще он действительно нашел заброшенный колодец с водой. Когда Лев промыл этой водой глаза слепцу, он прозрел. Прошло совсем немного времени и исполнилось еще одно предсказание Богородицы - Лев Маркелл стал императором Византии.

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении