timetravel22.ru – Туристический портал - Timetravel22

Туристический портал - Timetravel22

Черногорские сувениры. Национальный костюм в черногории Поиск авиабилетов в Черногорию

Черногории - страна с богатой и древней культурой, на формирование которой оказали огромное влияние различные народы (иллирийцы, греки, турки, сербы), населявшие эти земли. На культуру Черногории повлияла и православная вера, которая пришла в страну из Византии, а также традиции ислама, который исповедуют более 20 % местного населения.

Черногория исторически и духовно очень тесно связана с Россией. Эта страна, где русских искренне уважают и, где наши соотечественники могут рассчитывать на самый радушный прием.

Национальные особенности

Одними из главных национальных черт черногорцев издавна были отвага, мужество и стремление к независимости. Недаром этот малочисленный народ веками успешно противостоял волнам разноплеменных захватчиков, пытавшихся захватить их родину. С тех времен, когда черногорцы яростно сражались за свою независимость от Турции, у здешних мужчин осталась традиция носить при себе оружие, как средство защиты.


Другим проявлением национального характера является традиционное гостеприимство и жизнелюбие черногорцев. Их дома всегда открыты для гостей, а шумные посиделки с друзьями - любимое времяпровождение для местных жителей.

Если вас пригласили в черногорский дом, хорошим тоном считается принести с собой небольшой подарок.

Одна из самых ярких примет жизни в Черногории - ее плавная неторопливость. Местные мужчины любят проводить время за неспешными беседами в кофейнях, а торопливость по поверьям может навлечь на человека несчастье. Многие заведения в стране заканчивают работу уже в 16:00.

Черногория - винодельческая страна с древней традицией употребления вина. Несмотря на любовь черногорцев к застольям, чрезмерное увлечение спиртным считается здесь плохим тоном. К нежелательному поведению во время застолья относят также разговоры на темы межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

Праздники Черногории

  • Новый год (1 января)
  • Рождество Христово или Божич (6-8 января) - главный семейный праздник в Черногории, сопровождаемый торжественными церковными службами и традиционными ритуалами.
  • Пасха или Васкрес (определяется церковным календарем - апрель-май) - один из самых веселых праздников православного календаря, знаменитый массовыми народными гуляньями («народни сабор»).
  • День труда (1 мая)
  • День Победы (9 мая)
  • День Республики (21 мая)
  • День государственности или День восстания (13 июля)

Национальные особенности Черногории

Отличительные национальные особенности Черногории - это гордость и независимость, дружелюбность и терпимость.

Черногорцы очень общительные и гостеприимные люди. Они с удовольствием расскажут о себе, но при этом не будут лезть в душу и дела собеседника. К любому вероисповеданию и убеждениям народ Черногории относится очень уважительно. Также они чтят традиции своей страны, ее историю и обычаи. И хотя в стране повсюду носят европейскую одежду, национальные костюмы черногорцы очень почитают.

Приоритетными понятиями для них являются "junastvo" и"cojstvo", что означает «мужество» и «храбрость».

Торговаться черногорцы очень любят и замечательно это умеют делать, но при этом у них нет стремления обмануть или обвешать.

Котор Черногория

Бокельская морнарица - старинное братство моряков, которому более 1000 лет. В 1463 г. оно приняло специальный Статут, как свидетельствуют письменные источники. Тогда сословие называлось Морское братство Святого Николая в Которе. Моряки, которые жили в поселках на берегу бухты, плавали в самые разные страны. В наши дни местные жители чтут многовековые традиции. В День Бокельской морнарицы мэр вручает символические ключи от Котора морякам. Им на три дня переходит власть в городе. В завершении официальной церемонии представители братства исполняют на площади Оружия традиционный танец коло и торжественно проходят по улицам Старого города. (http://balkanpro.ru/montenegro/photo/19278/#hcq=bnXAaYp)

Национальный черногорский костюм многие туристы запоминают из-за его головного убора — «капы». Черногорская «капа» — это круглая черная шапочка с красным верхом, и каждая ее часть глубоко символична: алый цвет верха означает пролитую поколениями черногорцев кровь за родную землю, черные бока — скорбь по погибшим и былому величию страны, а 5 золотых полос напоминают о 500 годах иноземного ига. Иногда такие шапки украшаются национальным гербом, в старом или новом исполнении.

Черногорская национальная одежда - одна из самых дорогих в мире, благодаря золотому шитью и использованию самых качественных и дорогих материалов.

интересно, что черногорская национальная одежда по своему происхождению единственная в мире, которая взяла за образец «парадную» одежду своей правящей династии и дворянства.

Василий Дмитриевич Поленов : Черногорка . 1874 .

Академик Радослав Роткович считает, что народная одежда пришла с Крита, а в Черногорию ее привезли мореплаватели. В 1496 году, согласно историческим сведениям, Джурдже Црноевич приехал в Венецию в парадном костюме «а la Greca» (в греческом стиле), это подтверждает гипотезу академика Ротковича, что прародиной черногорского народного костюма был Крит. Церковь, к которой перешла власть после династии Црноевичей, поддерживала и одобряла желание носить «одежду Црноевичей», и скоро та появилась почти в каждом черногорском доме. Так по стечению обстоятельств одежда правящей династии стала народной.

В XVI веке вся Юго-Восточная Европа, за исключением Черногории, была во власти Турции. Оккупанты кроме своих культурных традиций диктовали и манеру одеваться, которая бы доказывала лояльность народа. Люди должны были носить скромные одежды неприметного черного или коричневого цвета, без каких-либо характерных деталей. Строго запрещалось носить одежду ярких цветов, позолоту на костюмах и особые материалы «кадифа» и «скерлет». Что интересно, считалось провокацией даже носить шапку набекрень!

Такое отношение турецких завоевателей к порабощенным народам вызывало у черногорцев протест. Это был еще один повод для гордого и свободолюбивого народа хотя бы при помощи роскоши и богатства своей одежды подтвердить свой статус, свою свободу и отказ подчиняться самой мощной империи Европы того времени. Черногорцы упорно стремились одеваться в соответствии со своими традициями, даже невзирая на недостаток материалов или средств на их покупку. Они комбинировали части традиционного черногорского национального костюма с деталями, которые изготавливались из сукна или других подобных материалов. В таком же положении была и бывшая аристократия. Делалось все возможное, чтобы показаться в полном черногорском национальном облачении на свадьбах, похоронах, народных собраниях, церковных церемониях и других массовых мероприятиях, где по костюму в высокой степени определялся и материальный статус его владельца. Заботились и о том, чтобы молодожены, особенно невеста, имели как можно больше оригинальных, подлинных деталей - частей праздничного черногорского платья. Зачастую одежда, добытая в битвах с турками как трофей, использовалась для изготовления черногорской одежды. Считалось знаком протеста и личной доблести носить такую одежду публично даже и в неизменном ее облике. Когда во времена Петра I и Петра II значительно улучшилось материальное положение населения Черногории, снова вернулась как комбинированная с суконными деталями, так и целиком праздничная черногорская одежда. В повседневной жизни чаще использовалась одежда с большим количеством деталей из сукна, а в торжественных случаях надевали и нарядные костюмы.

Во времена князя-короля Николы I Петровича черногорская одежда достигла такой степени роскоши, что стоила иногда больше, чем все имущество ее владельца. Ее носили ради престижа и из желания показаться во всем блеске; парадную одежду стремились приобретать любой ценой. Был период, когда князь-король Никола I даже запретил подобную излишнюю роскошь, но ему это удалось лишь отчасти. Парадные костюмы и дальше носили в торжественных случаях почти в каждой черногорской семье, и бороться с этим было невозможно.

Черногорская одежда за более чем пять веков своего существования сильно изменилась и существенно отличалась от первого «критского» варианта. Музейные экспозиции показывают эти изменения, их можно видеть также на старых картинах, в многочисленных описаниях этнологов, особенно относящихся к XIX веку.

Но черногорскую народную одежду можно увидеть не только в витринах музеев. Традиции, связанные со сложным процессом изготовления национальных костюмов, передаются в семьях мастеров из поколения в поколение. И их мастерство не остается невостребованным. В Черногории почти в каждом городе есть ансамбли народной музыки и танца, особенно популярны так называемые «клапы» (хор, который по традиции выступает без музыки, а капелла, и конечно же в национальных костюмах). И ни один праздник (а их в Черногории немало) не обходится без шествия в национальной одежде.

Черногорский национальный костюм

Куклы в костюмах народов мира №32. Черногория.

Куклы в костюмах народов мира №32. Монтенегро (Черногория). 27 марта 2015 года. Кукла ВЫШЛА .

Культура Черногории впитала обычаи своих соседей: Сербии, Хорватии, Греции, Италии, Турции и Албании. Черногория сегодня - страна монастырей и многочисленных религиозных святынь. Расположена близко к Италии.

Черногорскую национальную одежду изначально изготовляли женщины каждой семьи из домотканой шерсти или хлопчатобумажных тканей, но с начала прошлого века её стали шить портные из покупных, привозных материалов.

Куклы в костюмах народов мира №32. Монтенегро (Черногория). Фото куклы (как есть, без доделок).

Вид сбоку. Куклы в костюмах народов мира №32. Черногория. Золотые псевдоманжеты перекликаются с ярким растительным орнаментом.

Фото куклы со спинки. Под накидкой (она называется вео - фата из льна и кружева) - длинные распущенные чёрные волосы. Черная капа, белая фата-вео и голубое, расшитое золотом платье-корет подчеркивают юность и красоту Милии.

Исторически сложилось так, что обитатели многих районов Черногории долгое время вели довольно закрытый образ жизни. Сегодня страна, взявшая курс на развитие туризма, открывается внешнему миру, но традиции, формировавшиеся в течение нескольких столетий, сохраняются. Это находит отражение в манере одеваться. До недавнего времени черногорцы шили одежду из домотканых материалов, изготовленных из шерсти, конского волоса, конопли и льна, то есть использовали то сырье, которое производили сами. Шелк, хлопок, парчу в Черногорию не завозили, поэтому нет ни одного варианта исторического костюма, исполненного из этих тканей.

Помимо указанных причин одежду черногорцев отличает практичность, которая видна в выборе немаркого цвета и удобного, комфортного покроя. Например, жители горных районов чтобы защититься от холода и легко передвигаться в скалах, всегда носили струку (небольшой шерстяной плед, который накидывали, как большой палантин) и доколеньицы (высокие гольфы и гетры, закрывавшие колени).

Повседневная летняя одежда мужчин Монтенегро состоит из белой рубахи, белых холщевых или суконных коротких (до колен) штанов, суконного жилета (цмадан ), длинного шелкового пояса, круглой и неглубокой шапочки (Капа), облегающих шерстяных гетр (доколеньица ) и опанок. Зимой к этому костюму добавляется куртка из грубого сукна (гунъ ), суконный пиджак (капут ) и шерстяная струка .

Струка - род пледа, который в Черногории носят как мужчины, так и женщины. Женская струка отличается меньшими размерами и наличием почти незаметных поперечных полос. В военное время струка защищала черногорца от дождя и холода, служила ему постелью.

Пастухи и охотники для переходов по снегу носили своеобразную деревянную обувь - крплье .

Праздничный костюм поход на повседневный, но богато украшен. Иногда молодые люди надевают поверх рубахи суконный жилет (душанка ) с ложными рукавами, вышитый золотом. Пожилые носят суконный кафтан (долама ), а поверх него суконный жилет (jелек или токе ). За поясом как составную часть одежды обычно носят револьвер или пистоль.

Элементы женского костюма Черногории - рубаха туникообразного покроя, с разрезом на груди и вышивкой по вороту и рукавам, вязаный или шерстяной жакет (jакета ), жилет и юбка (раша ) темных цветов, передник (прегача ) или платье и шерстяная струка.

Праздничный костюм по покрою не отличается от будничного, но его обычно шьют профессионалы-портные из шёлка, разноцветного сукна или бархата, из дорогих тканей, и украшают вышивкой шёлком и золотом, серебряными бляхами и поясами. На праздники носят шелковую головную повязку (вео ); рубашку, вышитую шелком по вороту; куртку (долактица , jакета ); юбку; распашное платье без застежки (корет ), подпоясанное серебряным поясом; опанки или башмаки.

Девичий костюм немного проще, чем женский.

Женщины причесывают волосы на прямой пробор и заплетают в две косы, укладывая их вокруг головы; девушки укладывают косы на затылке.

В некоторых районах бытуют местные типы женского костюма (крушевацкая, ораховацкая, ластовская, грбальская, паштровская, спичанская, шестанская, малисорская, брегасорская и мусульманская одежда).

Традиционный черногорский костюм бытует и сегодня, в основном как праздничная и обрядовая одежда. Особенно хорошо сохраняется мужской народный костюм. Однако, как и везде, в Черногорию всё шире проникает городская одежда, особенно в среду молодежи. И в городе и в деревне иногда носят некоторые предметы народного костюма (например опанки , шапочки-капы ) в сочетании с городской одеждой.

Народный костюм распространен и как обрядовая (похоронная и свадебная) одежда. На свадьбе он обязателен для невесты и сватов. Если у невесты нет такого костюма, то его покупают или берут напрокат.

Национальный черногорский костюм запоминается в основном из-за его головного убора - капы. Черногорская капа - это круглая чёрная шапочка с красным верхом. Алый цвет верха означает пролитую поколениями черногорцев кровь за родную землю, чёрные бока - скорбь по погибшим, воспоминания о былом величии страны. 5 золотых полос означают 500 лет иноземного ига. Иногда такие шапки украшаются национальным гербом.

По материалам сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965.

Черногорскую народную одежду первоначально изготовляли женщины каждой семьи из домотканой шерсти или хлопчатобумажных тканей, а с начала прошлого века ее стали шить портные из покупных, привозных материалов.

В мужской народный костюм входит большее количество элементов, чем в женский. Повседневная летняя одежда мужчины состоит из белой рубахи, белых холщевых или суконных коротких (до колен) штанов, суконного жилета (цамадан), длинного шелкового пояса, круглой и неглубокой шапочки (Капица), облегающих шерстяных гетр (доколетъица) и опанок. Зимой к этому костюму добавляется куртка из грубого сукна (гутъ), суконный пиджак (капут) и шерстяная струка. Струка - род пледа, который носят как мужчины, так и женщины (женская струка отличается несколько меньшими размерами и наличием почти незаметных поперечных полос). В трудных условиях ^пенных походов струка защищала черногорца от дождя и холода, служила ему постелью. Пастухи и охотники для переходов по снегу употребляли своеобразную деревянную обувь -крпле.

Праздничный костюм, как летний, так и зимний, во многом схож с будничным, но богато украшен. Иногда молодые люди надевают поверх рубахи суконный жилет (дугианка) с ложными рукавами, вышитый золотом. Пожилые носят суконный кафтан (долама), а поверх него суконный жилет (]"елек или токе). За поясом как составную часть одежды обычно носят револьвер.

Составные элементы женского костюма - рубаха туникообразного покроя, с разрезом на груди и вышивкой по вороту и рукавам, вязаный или шерстяной жакет ( janema ), жилет и юбка (рагиа) темных цветов, передник (прегача) или платье и шерстяная струка. Праздничный костюм по покрою не отличается от будничного, но его обычно шьют профессионалы- портные из шелка, разноцветного сукна или бархата, украшают вышивкой шелком и золотом, серебряными бляхами и поясами. На праздники носят шелковую головную повязку (вео); рубашку, вышитую шелком по вороту; куртку (долактица, ]акета)\ юбку; распашное платье без застежки (корет), подпоясанное серебряным поясом; опанки или башмаки. Девичий костюм проще, чем женский. Женщины причесывают волосы на прямой пробор и заплетают в две косы, укладывая их вокруг головы; девушки укладывают косы на затылке.

В некоторых районах бытуют местные типы женского костюма (крушевацкая, ораховацкая, лас- товская, грбальская, паштров- ская, спичанская, ше^танская, малисорская, брегасорская и мусульманская одежда).

Традиционный черногорский костюм бытует и в наши дни, в основном как праздничная и обрядовая одежда. Особенно стойко сохраняется мужской народный костюм. Черногорец среднего и пожилого возраста (с 40-50 лет) с гордостью надевает народную одежду в особо торжественных случаях-при выходе в город или в гости, на праздники и т. д. В последние годы в Черногорию все шире проникает городская одежда, особенно в среду молодежи, но среди старшего поколения народный костюм в известной мере сохраняется. И в городе и в деревне иногда носят некоторые предметы народного костюма (например опанки, шапочки-капицы) в сочетании с городской одеждой. Народный костюм распространен и как обрядовая (похоронная и свадебная) одежда. На свадьбе он обязателен для невесты и сватов, причем этого обычая придерживается не только крестьянство, но и часть горожан. Если у невесты нет такого костюма, то его покупают или берут напрокат.

Общественная и семейная жизнь

Характерной особенностью Черногории является устойчивое бытование в ней еще в недалеком прошлом племенной организации, следы которой сохранились вплоть до наших дней. Старая Черногория подразделялась на четыре области - нахии ( naxuja ): Катунскую, Лешанскую, Риекскую и Црмниц- кую, каждая из которых состояла из десяти и более племен. Основным ядром сербского населения Старой Черногории была Катунская нахия, где насчитывалось более десяти племен - цекличи, цуци, негуши, озриничи, цетиньяне и др. Север Черногории занимали герцеговцы, которые также подразделялись на более мелкие группы, например, баняни, пива, дробня- ки, шаранци и др. В Брдах также выделялись племенные объединения- бе- лопавличи, пипери, братоножичи, кучи, васоевичи, морачани.

Географическая изолированность Черногории, отсталость ее экономики, постоянная борьба с турками - все это способствовало сохранению или даже возрождению патриархальных устоев. Названные выше племена Черногории, вероятно, сложились в период турецкого господства как территориальноадминистративные единицы, однако в какой-то мере им была придана форма классической племенной организации.

Этнический состав черногорских племен довольно пестр - сюда вошли переселенцы из разных областей Югославии (особенно много из Сербии и Герцеговины), албанцы (так же как и черногорцы - в состав албанцев).

Примесь албанцев особенно значительна в племени кучей. Однако по народным представлениям считается, что все члены племени имеют общее происхождение и связаны кровным родством. Вследствие этого в черногорских племенах, за исключением племени озриничей, до конца XIX в. господствовала экзогамия. Черногорские племена состояли из братств и родов, организация и структура которых была подобна племенной. В Черногории до образования государственных органов власти в конце XVIII - начале XIX в. был широко распространен институт кровной мести. Кровная месть была официально отменена только в конце XVIII в. Все члены племени являлись ответчиками за действия своего соплеменника и, со своей стороны, считали долгом мстить за обиду, нанесенную их собрату. Случаи кровной мести, экономические и политические распри нередко вызывали долголетнюю вражду и даже военные столкновения между племенами. Черногорцы постоянно воевали с турками, а иногда происходили и междоусобицы. Частые войны, которые приходилось вести черногорцам, оказали значительное влияние на их быт.

Еще с давних времен (начало XVI в.) в Черногории была развита частная собственность на землю"и движимое имущество; в то же время долго сохранялась коллективная (племенная) собственность на пастбища или леса. Племенные угодья (комунице) выделялись в пользование братствам, родам или семьям. Пользование угодьями строго регулировалось нормами обычного права. Члены племени были связаны между собой обычаями и праздниками (слава и др.). Однако с развитием товарно-денежных отношений и ростом имущественной дифференциации все отчетливее выделялась племенная верхушка, сосредоточившая в своих руках землю и скот. Обычное право, предполагающее равное участие всех членов племени в пользовании коллективными угодьями, перестало быть равным для всех, а обычаи коллективного труда и взаимопомощи зачастую превращались в орудие эксплуатации бедняков верхушкой племени.

Каждое племя имело свое управление и судебную власть. Во главе его стояли старейшины - воевода, кнез. Все вопросы, связанные с жизнью племени, обсуждало общеплеменное собрание - скупштина, однако решающее значение, как правило, имело мнение верхушки племени. Межплеменные вопросы обсуждались на общей скупщине (збор), куда приглашались представители всех черногорских племен. Политика централизации государственной власти, проводимая с начала XVIII в. черногорскими митрополитами, привела к ослаблению, а затем и распаду племенной организации Черногории. Однако пережитки ее сохранились и после создания централизованного государства. Племена как административно-территориальные единицы продолжали владеть своими угодьями (там, где они еще имелись). Сохранилась и военная организация племен, однако она была теперь составной частью общечерногорского войска. Еще в 70-х годах XIX в. войсковые единицы формировались с учетом племенного разделения. Судебная власть перешла к государственным органам, воевод заменили государственные чиновники. Наиболее стойко племенные пережитки сохранились в области религиозных обычаев и верований.

В Черногории преобладают семьи, состоящие обычно из родителей и детей (инокоснал семья). Задруги и прежде были редки. О городских семьях (чиновников, ремесленников и торговцев) в Черногории можно говорить только после 1878 г., когда по решению Берлинского конгресса к Черногории было присоединено несколько городов. В городских семьях так же, как и в сельских, сохранялось много черт патриархального быта.

Семейная жизнь регулировалась не законодательном, а нормами обычного права. Муж был полновластным хозяином в семье. Все домашние работы, а также и большинство сельскохозяйственных, выполняли женщины, так как мужчины постоянно были в походах. В военное время женщины доставляли воинам пищу и боеприпасы, ухаживали за ранеными, а иногда и сами принимали участие в сражениях. Положение женщины в семье было подчиненным - она должна была беспрекословно выполнять все распоряжения мужа или отца, прислуживать им. Черногорец старался в разговоре с кем-либо не упоминать о своей жене, а если необходимо было о ней сказать, то он прибавлял при этом «да опростите» (извините). Однако к женщинам относятся с уважением. Оскорбление женщины или девушки считается недопустимым. Большим авторитетом пользуются женщины-матери. Брата и сестру всегда связывают дружеские заботливые отношения.

Право на раздел семейного имущества издавна было ограничено. Имущество наследовали по завещанию, договоренности и правам родства. Раздел не мог производиться без разрешения родителей, пока дети не достигнут совершеннолетия и не женятся. При разделе мужчины имели право на равные части имущества, а девушки получали свою часть лишь в пользование, чтобы содержать себя до замужества; только девушки, не имевшие братьев, наследовали имущество своих родителей. Внебрачные дети лишались права на отцовское наследство. Обычно после раздела младший сын остается жить с родителями в их доме, но бывает и так, что родители не хотят жить в семье младшего сына и уходят к кому-либо из других детей. В некоторых семьях перед разделом сообща строят всем дома, а потом уже делят имущество.

Серьезным мотивом для расторжения брака считалась бездетность. Бездетную жену муж мог прогнать и жениться вторично. В то же время развод без уважительных причин строго запрещался, так же как и внебрачная связь.

В Черногории были случаи, когда бездетная жена подыскивала своему мужу вторую жену, а сама оставалась в его доме на положении свекрови или сестры.

После образования СФРЮ в Черногории вступило в силу гражданское законодательство о браке.

Обычаи и обряды, сопровождающие такие события семейной жизни, как свадьба, рождение ребенка, смерть, сходны с сербскими.

В Черногории различалось родство по крови, браку и усыновлению, а также духовное родство (побратимство и посестримство, кумовство).

Черногорцы очень гостеприимны. Встречая гостя или путника, попросившего предоставить ему ночлег, черногорец старается всячески ему услужить - для гостя подают лучшие кушанья, сушат его одежду и т. д. Перед законом гостеприимства отступала даже кровная месть - жилище черногорца было неприкосновенным, и никто не мог обидеть человека, находящегося в доме.

Так же как и сербы вообще, черногорцы празднуют славу. Члены братств, справляющих одну и ту же славу, прежде не могли вступать в брак, в чем следует усматривать пережиток древней экзогамии.

Религия

Черногорцы приняли христианство (православие) еще в раннем средневековье. Под турецкой властью часть черногорцев, так называемые потурчен- цы, приняли ислам. Митрополит Данило (1697-1735 гг.) при поддержке православных повел жестокую борьбу с потурченцами. При этом многие из них были истреблены, а другие бежали в Турцию. Земли потурченцев были переданы в собственность монастырей и племен. Уже в XVII в. церковь была крупнейшим феодалом страны. В XVIII в. митрополиты, как уже говорилось выше, сосредоточивали в своих руках не только духовную, но и светскую власть.

По данным 1953 г.,* абсолютное большинство верующих черногорцев {80% всех верующих) исповедуют православие. Но имеются и черногорцы- мусульмане - их насчитывается около 57 тыс. человек.

Календарные обряды и поверья черногорцев во многом сходны с сербскими, но есть и отличия. Часть обрядов связана с военным бытом черногорцев (например, побратимство иногда даже с почти незнакомыми людьми, предоставление убежища и т. п.).

В тех районах, где скотоводство преобладает над земледелием, исполняется много обрядов для увеличения поголовья стада. В Приморье и на Скадарском озере совершаются религиозно-магические промысловые обряды; например, освящение лодок и сетей перед началом рыбной ловли.

В прошлом были очень распространены религиозные обряды над больными (чтение молитв, оставление юродивого на ночь под образами), над «оскверненной» водой, в которой кто-либо утопился (освящение воды) и т. д.

В современной Черногории, в связи с общим ростом культурного уровня населения, заметно уменьшается число верующих - почти половина всех черногорцев объявила себя атеистами (данные переписи 1953 г.); однако среди части населения, особенно крестьянского, религиозные пережитки еще бытуют.

Народное творчество.

Прикладное искусство черногорцев богато и самобытно. Почти в каждом доме имеются оригинальные произведения народного искусства.

Богатство черногорских лесов различными породами деревьев издавна способствовало развитию искусства резьбы по дереву. Первыми мастерами-резчиками были чабаны. Среди многочисленных предметов, украшенных резьбой, особый интерес представляют гусле -это образцы народного искусства резчиков; на них изображены зооморфные, антропоморфные, растительные и геометрические фигуры (символические змеи, львы, легендарные юнаки, храмы, местные гербы, изречения народной мудрости, стихотворения и т. д.). Богато украшены пряслица, бутыли, формы для колива, оригинальные столики-треножники. Особое место среди резных деревянных изделий занимают монументальные иконостасы из ореха, бука, дуба, хранящиеся в старых монастырях; здесь же находятся резные епископские кресла, врата и налои.

Городские ремесленники изготовляют металлические и серебряные украшения - бляхи, пояса, части оружия.

Из художественных металлических изделий многие тоже связаны с церковным обиходом. Вызывает восхищение очень изящная обработка крестов, кадил, серебряных оправ, евангелий, чаш для причастия, киотов и т. д.

Резьба по камню представлена памятниками средневековой архитектуры (в основном церковной), а также кладбищенскими надгробиями.

Народный костюм очень часто представляет собой произведение искусства. В женском костюме особенно оригинальны вышивки на рубашках; сочетание цветов в них подобрано с большим вкусом.

Домашняя обработка кожи была мало развита. Наиболее оригинальны из кожаных предметов опанки, приспособленные для ходьбы по горам.

Устно-поэтическое творчество

Черногорский фольклор имеет столько общего с фольклором сербов других областей, что специально следует отметить лишь некоторые его особенности, порожденные специфическими историческими условиями.

Черногорцы издавна славились пением юнацких песен под аккомпанемент гуслей. Их эпос имеет особые циклы - о Черноевичах и об освобождении Черногории в XVIII в. В цикле о Черноевичах изображаются политические отношения Черногории с соседними странами, особенно с Венецией. В нем дана яркая картина трагической судьбы этой династии правителей Зеты XVI - XVII вв. Характерная особенность цикла в том, что» сюжеты строятся на изображении политических интриг. В «Женитьбе Максима Чер- ноевича» введен образ его жены - венецианки, надменной интриганки, презирающей черногорцев, попирающей их интересы. Здесь много красочных описаний придворного быта, костюмов, церемоний.

Средневековый хозяйственный уклад черногорцев - скотоводческий в основном - наложил отпечаток на черногорский эпос: для эпических песен характерны сюжеты об угоне турками овечьих стад. Своеобразна песня о расправе с пашой, приведшим войско за данью, также сложенная в эпоху турецкого владычества.

В цикле об Освобождении изображается широкий размах освободительной борьбы. Наряду с прославленными героями (Перович Батрич и др.) в нем действуют целые черногорские племена. В песнях описаны большие сражения, например, битвы черногорцев с турками при Граховце и Жабля- ке. Картины поединков героев встречаются сравнительно редко. Важное место занимает тема боевой дружбы. Широко вводятся в песни описания природы Черногории.

Эпическая традиция держалась в Черногории дольше, чем в Сербии и Хорватии, но и здесь исполнение эпических песен стало редкостью. Эпические песни возродились в период народно-освободительной борьбы. Сила эпической традиции проявилась и в том, что в этот период оживилась традиция похоронного плача. Плачи (тужбалице) о погибших, создававшиеся на основе традиционных форм, нередко достигали подлинно драматической напряженности.

Богат у черногорцев партизанский фольклор. Сохраняют популярность многие песни партизан, анекдоты из жизни бойцов и танцы, называемые патриотическими (црмничко и зетско коло). Создаются новые песни о подвигах известных черногорских героев - Мирко Срзентича, Жарко Мариновича, Ивана Милутиновича, о крупных событиях, например о боях под Цетинье в 1936 г., о борьбе на Сутеске, а также о новой жизни. Для современного фольклора характерен восьмисложный стих; в эпических песнях сохраняется десятисложный стих, но появляются рифма и парное соединение стихов.

Народная музыка, танцы

Черногорские танцы, подооно сербским, очень разнообразны и красивы. Среди них много круговых. Черногорские мелодии обычно доходят до терции, квинты или сексты. В большинстве песен в качестве контраста сочетаются два или больше музыкальных мотива.

Широко распространено искусство игры на гусле. Другие народные инструменты - дудки, пастушьи свирели, двойные свирели, мандолины. Их делают сами крестьяне. В последнее время старинные инструменты все больше вытесняются городскими, в частности гармоникой.

Культурное развитие

Несмотря на почти непрекращающиеся войны, в Черногории в середине XV в. стали возникать школы при монастырях и приходских домах. Сохранились упоминания о частных школах в Черногории и Боке Которской. С середины XVIII в. черногорцы стали посылать своих детей на обучение в Россию, а позднее - в Сербию. Митрополиты Василий и Петр I делали неоднократные попытки открыть школы, однако только при Петре II Петровиче-Негоше в 1834 г. была основана в Черногории первая основная (начальная) школа светского характера. В Боке Которской еще в 1811 г. начали функционировать несколько начальных и средних школ. К середине XIX в. число их значительно увеличилось. В 1850 г. в Которе была основана Навигаторская школа, в 1854 г.- низшая гимназия, реорганизованная в 187Z г. в высшую. В Цетинье в 1863 г. была открыта богословско-учительская школа, в 1869 г.- институт для девиц, в 1871 г.- женская основная школа, в 1880 г. - низшая гимназия, реорганизованная в 1892 г. в Высшую государственную гимназию, и т. д.

В Черногории была основана Джурджем Черноевичем в 1493 г. первая на Балканском полуострове типография, где 4 января 1494 г. была выпущена первая книга. Однако после турецкого завоевания она была закрыта. Во второй половине XVIII в. черногорские митрополиты Василий (в 1757 г.) и Петр I (в 1784 г.) пытались основать новую типографию, однако это удалось только Петру Негошу в 1833 г. Позднее в Черногории работало несколько типографий. Первая книга типографии Негоша была отпечатана в 1834 г., первая газета («Черногорец») стала выходить с 23 января 1871 г.

После второй мировой войны в республике созданы курсы по ликвидации неграмотности, открыты общеобразовательные и художественные школы, педагогическое и морское училища.

До середины XIX в. больных и раненых лечили в Черногории домашние лекари-самоучки. В настоящее время почти в каждой сельской общине есть врач, во многих местах построены дома здравоохранения, зубные лечебницы, ветеринарные станции и т. д. Все рабочие и служащие имеют ежегодный оплаченный государством отпуск, им обеспечено бесплатное лечение в больницах и санаториях; для детей построены детские ясли, площадки для игр, лагери и т. д.

После окончания второй мировой войны основано много научных институтов и обществ, открыт экономический факультет в Титограде, создана киностудия. Прежняя культурная отсталость исчезает.

Покупка национальных сувениров и подарков многочисленным родственникам и знакомым — такая же неотъемлемая часть любого путешествия как и, собственно, сам отдых. Абсолютное большинство туристов, впервые оказавшихся в Черногории, вряд ли смогут правильно ответить на вопрос — что привезти обратно домой в память об этой стране? В результате, покупка сувениров часто выливается в поход в близлежащую лавку (а подобные магазинчики для туристов встречаются там на каждом шагу), но по незнанию очень легко прикупить в память о Черногории очередную безделушку с надписью «сделано в Китае».

Между тем, Черногория довольно самобытная и интересная страна. Любознательный путешественник обязательно найдет здесь действительно уникальные вещи, которые можно будет привезти в подарок своим друзьям и которые можно будет купить для себя лично, чтобы они напоминали об отдыхе в этой стране и долго дарили положительные эмоции от приятных воспоминаний.

Для удобства, все разнообразие памятных сувениров о Черногории можно разбить на несколько категорий. Это поможет быстрее определиться с покупкой, а также позволит подобрать тематику подарка точно по интересам его получателя.

Что привезти из Черногории

Продукты питания и алкоголь

Черногорская кухня обладает рядом несомненных достоинств, одним из которых является ее неповторимый вкус. Попробовав однажды какое-либо местное блюдо, его хочется есть снова и снова, а также возникает желание угостить этим продуктом близкого человека. К несчастью, продукты питания плохо переносят перевозку на дальние расстояния, а многие из них могут испортиться или потерять вкус. Но некоторые можно легко использовать в качестве национального сувенира.

Сыр домашнего приготовления, сделанный из коровьего, козьего или овечьего молока, будет хорошим подарком любому гурману. Натуральное оливковое масло, содержащее в себе целую россыпь полезных веществ и аромат свежих оливок, приведет в восторг любую хозяйку. Пршут — копченый или вяленый по особому рецепту свиной окорок — еще один хит черногорской кухни, который можно использовать в качестве сувенира.

Стандартным презентом из любой страны являются местные спиртные напитки. В Черногории вы сможете купить сразу несколько видов . Для любителей крепких напитков подойдут всевозможные виды ракии — местной водки, а вот ценителям вина наверняка понравятся черногорские «Вранац» и «Крстач» — эти вина не просто уникальны (их не производят за пределами Черногории и Балканского полуострова), но также обладают неплохим вкусом и ароматом.

Национальная одежда

Национальный костюм — целиком или частями — один из самых популярных товаров на любом туристическом базаре. А национальный черногорский костюм многие туристы запоминают из-за его головного убора — «капы». Черногорская «капа» — это круглая черная шапочка с красным верхом, и каждая ее часть глубоко символична: алый цвет верха означает пролитую поколениями черногорцев кровь за родную землю, черные бока — скорбь по погибшим и былому величию страны, а 5 золотых полос напоминают о 500 годах иноземного ига. Иногда такие шапки украшаются национальным гербом, в старом или новом исполнении.

Кроме того, туристы любят покупать обычную одежду (майки, футболки, рубашки), но раскрашенную в цвета национального флага, с черногорским гербом или надписями «Черногория» и «Montenegro» на разных языках мира.

Предметы народного промысла

Хорошим подарком или сувениром на память о Черногории будут изделия местных мастериц. В продаже можно найти хорошие домашние варежки, носки и свитера, связанные из натуральной шерсти. На рынках также встречаются полотенца и скатерти с ручной вышивкой, а также домотканые ковры. Такие вещи стоят недешево, зато обладают очень хорошим качеством и красивым вешним видом.

В стране много талантливых мастеров по резьбе по дереву. Они делают очень красивые и изящные статуэтки и украшения. Сверху их покрывают лаком или инкрустируют полудрагоценными камнями. Мастера также делают на продажу национальные музыкальные инструменты — пастушьи дудочки и гусли.

Еще в Черногории масса отличных ювелиров. В магазинах, так называемых «златарницах», можно найти авторские работы, выполненные в традиционной черногорской манере плетения из серебряной проволоки. Получившееся драгоценное кружево может представлять из себя колье, сеточку для волос, серьги или браслет.

Предметы религиозного культа

Черногория — страна и многочисленных религиозных святынь. Многие туристы специально приезжают в эту страну, чтобы поклониться древним святым мощам, по многочисленным монастырям и церквям организуются специальные туры и паломнические поездки.

Причем, эти места одинаково почитаемы христианами всех конфессий. Здесь можно приобрести старинные и современные иконы, нательные крестики, обереги, цепочки и прочую церковную атрибутику.

Стандартные виды сувениров

Как и в любой точке мира, в Черногории в большом ассортименте представлен стандартный туристический сувенирный набор: магниты, кружки, изделия из керамики (чашки, тарелки, пепельницы, вазы), брелки, флажки, сумки и тому подобные вещи, украшенные национальной символикой. Большую часть среди сувениров подобного толка занимают фигурки людей в национальной черногорской одежде.

О морском характере страны напоминают соответствующие сувениры: корабли, якоря, штурвалы, фигурки и изображения моряков. Также распространены различные изделия из морских обитателей — шкатулки и пепельницы из морских раковин.

В магазинах и лавках в большом ассортименте продаются подарочные книги о Черногории на разных языках мира, открытки и картины с видами известных достопримечательностей.

Итальянские одежда и украшения

Близость Италии (с которой здесь имеется регулярное ) определила еще одну возможность, которой могут воспользоваться отдыхающие в Черногории туристы. Это покупка настоящей итальянской одежды и аксессуаров известных брендов.

В местных бутиках довольно часто встречаются модные итальянские вещи по очень привлекательным ценам. Особенно выгодную покупку можно сделать во время распродаж, когда многие бренды распродают остатки прошлогодних коллекций.

Поиск авиабилетов в Черногорию:

Кроме авиабилетов для самостоятельного отдыха в Черногории вам также потребуется выбрать или , и, может быть, . Если забронировать все эти услуги заранее, можно получить хорошую скидку и сэкономить на отпускных затратах.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении