timetravel22.ru – Туристический портал - Timetravel22

Туристический портал - Timetravel22

Город крапоткин. «Мой Город

Вряд ли мы удивим кого-то, заявив о том, что город Кропоткин (Краснодарский край) не входит в список самых посещаемых мест Российской Федерации. Такая информация точно не является секретной.

На самом деле тут не так часто бывают гости из соседних областей, а тем более из ближнего и дальнего зарубежья, но, тем не менее, есть в этом населенном пункте нечто такое, что не может не привлечь внимание всех, даже самых бывалых путешественников.

Данная статья предоставит массу полезной информации о необычном месте под названием город Кропоткин Краснодарского края. Читатели узнают, где же он находится и как туда добраться, какие достопримечательности посмотреть в первую очередь и на что обратить внимание для того, чтобы сделать свое путешествие еще более приятным и интересным.

Общее описание объекта

Город Кропоткин, административный центр Кавказского района, расположен на Кубано-Приазовской низменности Краснодарского края в России.

Его точная площадь - 85,2 км². Принимая в расчет данные цифры, с уверенностью можно заявить о высокой плотности проживаемого тут населения, а это на сегодняшний день свыше 80 000 чел.

Его вполне можно назвать важным транспортным узлом Кубани. Тут пересекаются важнейшие автомобильные и железнодорожные маршруты нашей страны.

А в целом современный г. Кропоткин, достопримечательности которого не могут не завораживать, - это красивый, тихий, благоустроенный и активно развивающийся город. Не познакомившись с ним лично, даже трудно представить, что по общей площади всех зеленых насаждений он занимает почетное второе место региона после Анапы.

Также нельзя не отметить, что он имеет достаточно богатую самобытную историю и множество археологических памятников.

История города

Деятельность А. В. Суворова на Кубани неразрывно связана с историей основания населенного пункта под названием город Кропоткин (Краснодарский край). Именно по его указанию, тут, на берегу реки, установили первый сторожевой казачий пост, изначально укреплённый небольшим редутом.

Заселение прилегающей территории активно происходило уже с 1778 г., когда был устроен Романовский пост.

И, наконец, в 1894 году в Романовском хуторе провели первую перепись, согласно которой, на данной территории находилось уже 959 дворов и 8147 жителей.

Однако массовое переселение сюда на этом, конечно же, не закончилось, и в 1905 году там насчитывали уже 1619 дворов и около 20 тысяч человек.

4 февраля 1921 года Романовский хутор переименовали в город Кропоткин. Краснодарский край пополнился еще одной территориальной единицей, получившей свое имя в честь знаменитого на то время ученого, географа и геолога, теоретика анархизма П. А. Кропоткина.

Городская символика

Не так давно, 30 июня 2005 года, был утвержден местный герб. В его основе - славная история происхождения населенного пункта.

На пурпурной эмблеме изображены казацкие золотые сложенные накрест копья с кистями и дозорная вышка. Цвет символизирует славу, достоинство и благородство. Он также некогда применялся в форме донских казаков, которые были первыми жителями и защитниками здешних мест.

Между золотыми копьями выделены две зеленые полосы, также скрещенные между собой. Они символизируют пересечение дорог, т. к. город Кропоткин (Краснодарский край), как было упомянуто выше, является крупным транспортным узлом, где пересекается множество железнодорожных линий и автомагистралей.

На основе герба разработали флаг, который утвердили 24 ноября 2005 года. Знамя пурпурного цвета с косым зелёным крестом снизу, увенчанным четырьмя золотыми копьями с кистями, и дозорной вышкой того же цвета вверху.

Местные достопримечательности

Кропоткин (Краснодарский край), фото которого можно встретить в путеводителях по России, - это еще один из самых живописных, благоустроенных и известных городов на Кубани.

Он богат своей самобытной историей и имеет множество различных Как на территории самого города, так и за его пределами до наших дней сохранилось 16 курганов эпохи бронзового века и средневековья, а также древние меотские городища.

Кроме этого, нельзя не отметить, что одной из основных архитектурных достопримечательностей этого населенного пункта считается железнодорожный вокзал, который был построен ещё в 1903 году.

В частности, город Кропоткин (Краснодарский край в целом) знаменит своим Свято-Покровским собором, известным также под названием храма Покрова Богородицы. Его построили в 1913 г.

Город Кропоткин которого считаются далеко не единственными часто посещаемыми местами, может похвастаться и большим количеством исторических памятников архитектуры.

А вообще самыми известными достопримечательностями считаются здания прокуратуры, казначейства, Госбанка, ДК железнодорожников, историко-краеведческий музей, кинотеатр «Мир», Свято-Георгиевский храм, цветочные часы, мемориальный комплекс Великой Отечественной войны, который находится в парке 30-летия Победы.

Многие горожане и приезжие любят отдыхать в городском парке культуры и отдыха. На привокзальной площади сооружён поющий фонтан, который любопытно было бы посетить как взрослым, так и маленьким путешественниками.

Ну и, конечно, гуляя по улицам Кропоткина (Краснодарский край), храмы просто невозможно обойти стороной. Все они разные, принадлежат к разным конфессиям и течениям, но у них есть одна характерная особенность: они достаточно интересны в архитектурном плане, а значит, не обратить на них внимания просто не получится.

Транспортная система

Нельзя не отметить, что на сегодняшний день город Кропоткин имеет экономически выгодное геополитическое расположение. Он является административным центром нескольких населенных пунктов и близлежащих территорий, а также крупным транспортным узлом, где сходятся автомобильные дороги и железнодорожные линии.

Функционируют четыре достаточно востребованные железнодорожные линии. На станции производят остановку и смену локомотивов все проходящие поезда, следующие на более дальние расстояния.

Кроме этого, тут проходят трассы регионального и федерального значения (М29, Р217, Р251)

На автодороге М29 «Кавказ» автостанцией («Казанская гора») обслуживаются междугородние направления. Пригородные же в основном обслуживает автовокзал («Центральный рынок»).

По городу курсируют автобусы, маршрутный транспорт и такси.

Экономическая ситуация города и региона

Пищевую промышленность населенного пункта составляют: несколько маслоэкстракционных фабрик, молочный, консервный и пивоваренный заводы, а также мясокомбинат и хлебокомбинат. Фабрика бытовой химии относится уже к химической промышленности.

Благодаря Кропоткинскому заводу в городе стремительно развивается машиностроение. Сейчас на заводе постоянно производятся:

  • дорны;
  • внутренние и наружные центраторы;
  • тяговые и скреперные лебедки;
  • трубосварочные базы, различные станки, печи-сушки;
  • троллейные подвески, мягкие и тросовые полотенца, траверсы;
  • оборудование для изоляции и очистки трубопроводов;
  • множество других видов спецоборудования, предназначенного для строительства и ремонта газонефтепроводов.

Легкая же промышленность занимается производством предметов государственной и корпоративной символики, такой как гербы, флаги, знамена, вымпелы, футболки, бейсболки и т. д.

Кропоткин нашего времени

На сегодняшний день на его территории работает множество промышленных предприятий, а также идёт развитие малого бизнеса.

Следует отметить, что в городе активно совершенствуется современная инфраструктура.

Многие из побывавших в нем путешественников заявляют, что Кропоткин - красивый южный город, утопающий в зелени. Приходится по душе и тот факт, что на территории населенного пункта находится 16 курганов средневековья и бронзового века, много памятников военных лет, историко-краеведческий музей, Свято-Покровский собор, аллеи и парки.

За последние годы тут построили два новых стадиона, один кинотеатр и плавательный бассейн. В 2008 году город включили в состав проекта муниципального образования Кавказского района в статусе Кропоткинского городского поселения (Закон Краснодарского края N° 1553-КЗ от 08.08.2008 г.).

Как я и обещал, выкладываю пост о замечательном городе Кропоткине.

Город Кропоткин находится в Краснодарском крае. Является административным центром Кавказского района. Население города - свыше 80 000 человек.

Чтобы не утомлять читателя поисками в Гугле, сделал небольшую выборку информации из сайта города Кропоткина .
Кропоткин - живописный южный город, расположенный на востоке Краснодарского края. На его территории расположены 16 курганов бронзового века и средневековья, памятники военных лет, Свято-Покровский собор, историко-краеведческий музей, парки и аллеи. В городе построено два стадиона, плавательный бассейн с 50-метровыми дорожками, кинотеатр.
История основания города Кропоткина вплотную связана с деятельностью Александра Васильевича Суворова на Кубани. Начало заселения на месте нынешнего города относится к 1778 г., когда в числе других укреплений был устроен Романовский пост. Суворов А. В. установил у брода сторожевой казачий пост, для охраны переправы через реку Кубань, укрепив его небольшим редутом. С 1783 года на военных картах пост № 1 Романовский стал обозначаться как редут. Вначале надпись гласила: «Редут у Сухого Дуба в урочище Романовская переправа», затем название стало более лаконичным «Редут в урочище у Сухого Дуба».
В 1875 году вступила в строй строящаяся Ростово-Владикавказская железная дорога (сейчас Северо-Кавказская железная дорога), пролегавшая через бывший пост Романовский, станицу Невинномысскую, долины рек Кубани. Кумы, Терека.
Согласно первой переписи 1894 года в хуторе Романовском насчитывалось 959 дворов и проживало 8147 человек.
В 1921 г. председатель хуторского исполкома Глухих выступил с предложением перед Кубано-Черноморским облисполкомом о переименовании хутора Романовского в город Кропоткин, в честь ученого, геолога и географа, теоретика анархизма П. А. Кропоткина. Хутор Романовский 14.04.1921 (14.03.1921 встречал такой вариант) года был преобразован в город Кропоткин.

В этот славный город мы отправились по особой причине (смотреть верхнюю часть рекламного щита). Кстати, обратите внимание на виртуозную установку банера. Внешний блок сплит-системы гармонично вписался в слово "ноября", тем самым задавая новую тенденцию симбиоза рекламных постеров с элементами фасадов.

Выставка проходила в Дворце Культуры Железнодорожников. Для проведения выставки выделили небольшое помещение, в котором места для участников и посетителей не хватало. Было тесно и душно. Я небольшой любитель кошачих выставок, поэтому после переноса вещей из машины и установки палатки, отправился гулять по городу. Было очень пасмурно.

Центральная улица города - улица Красная.

Помню, что когда в детстве впервые увидел такое дерево, думал, что это птичьи гнезда.

Эти часы вызвали у меня бурный восторг. Если бы они еще и время точно показывали, цены бы им не было.

Центральная улица приятно удивила обилием цветников.

Кроме цветников и клумб, Кропоткин поражает количеством лавочек.

Здание прокуратуры. Таких исторических зданий не так много. Глаз радуется, когда смотришь. Не люблю современные скучные новострои из стекла и бетона.

Здание Казачьего войска.

Полиция. Очень красивое здание, но оказаться там по делу не хотелось бы.

Главная достопримечательность Кропоткина - историческое здание железнодорожного вокзала.
Станция Кавказская - узловая железнодорожная станция, которая принадлежит Краснодарскому отделению Северо-Кавказской железной дороги и находится в городе Кропоткин. Станция была построена в 1874 году и тогда же был отправлен первый поезд. А здание вокзала возведено в 1903 году (встречал информация про 1902 год).

Раньше здание имело такой вид (1875 год). Фотографию нашел на сайте РЖД.

Где-то находил информацию, что во время Великой Отечественной Войны вокзал был поврежден и позднее восстановлен. Сейчас найти не могу. Слава Великим Гугло-Яндексам!

Издалека лучше выглядит. Все окна должны быть одинаковыми. Металло-пластиковая дверь на историческом здании - не круто!

Фонтан на привокзальной площади был выключен, поэтому снимать его не стал. Уверен, что в работающем состоянии - он бесподобен. Зато снял кинотеатр.

Госбанк.

Кропоткин - зеленый город!

Вывеска городского музея выполнена в 3D-варианте с эффектом старения. К сожалению, музей был закрыт и мне не удалось его посетить.

Здание администрации. Здесь я повернул с улицы Красной в сторону рынка.

А у вас в городе продают летающие ночные фонарики?

Архитектура города мне понравилась. Миленько, скромненько и со вкусом, но только на центральной улице.

Свято-Покровский собор. Находится напротив ворот центрального рынка. Почему такой ракурс? Автостоянка и проезжающие "Газели" не оставили другого выбора. Электрические провода также не улучшают композицию. В сети есть более удачные фотографии собора.
Вот, что удалось найти на форуме города .
В 1894 году в хуторе Романовском был учрежден миссионерский монастырь. Первым храмом у монахов был храм в честь Иконы Божьей Матери Казанской. Свято-Покровский Собор был построен позже, в 1912 году. Намоленный Храм в честь Казанской иконы был разрушен в конце 30-х годов прошлого века.
Миссионерский монастырь в хуторе Романовском был закрыт в 1922 году, а остались Свято-Покровский Собор и Казанская церковь.
С 1929 по 1943 год в Соборе не было служб. С 1976 года прошла большая реставрация. Купола были перекрыты медью, внутри произведена настенная живопись, восстановлен и вызолочен Иконостас. До сегодняшнего дня продолжается реставрация старинных икон.
После 1991 года было возвращено 12 келий. В 1999 году была сооружена колокольня, восстановлен (в другом виде) Казанский храм, где совершается таинство Крещения.

Центральный рынок. Хотел купить сувенир на память. Так ничего и не нашел. Кропоткин не является туристическим городом. На человека с фотоаппаратом люди нездорово косились. Услышал даже такой диалог между женщинами: "Нашел, что снимать. У нас тут снимать нечего."

Дом как дом. Меня зацепил его цвет.

Здесь любят и читают книги.

Кропоткин поразил меня количеством бутиков. Итальянцы могли бы позавидовать!

Бутик для простого народа. Лужи прилагаются.

Рядом с отделом ЗАГС находится скамья любви.

Естественно, сидя на скамье, чувствуешь любовь.

Снова "Полиция", но теперь издалека.

Ну, что я вам говорил? Если нужно приодеться, вы теперь знаете, где это можно сделать.

Бывали в Италии? Когда это увидел, охватило чувство ностальгии. Чем не "Табаччи"?

А теперь вернемся к выставке. Такую картинку наблюдаешь несколько часов. Понятно, почему я не стал там сидеть?

Кошки немного напряжены.

Те самые мимимишные котятки. Ослепительно белый цвет, как будто "постиратые в Тайде".

We are the champions!

Мы с сыном сходили пообедать в местную пиццерию. Фоток нет, да и нечего там снимать, сильно проголодались. Дальше были сборы и обратный путь.
У нас в крае Кропоткин знаменит своим пивом. Честно говоря пиво так себе, не сравнить с немецким, но я не мог не попробовать. Объявляю неделю кропоткинского пива!
На фотографии представлены не все сорта. На

Кропоткин - небольшой город в Краснодарском крае , расположенный берегу реки Кубани, в 145 километрах от краевого центра. Площадь населенного пункта составляет 98,7 квадратных километров.

Общие данные и исторические факты

В конце 18 века на месте современного города располагался охранный "пост № 1 у Горелого Дуба".

В 1879 году был основан хутор Романовский в составе станицы Кавказской. В второй половине 19 века в хуторе была построена станция "Кавказская" Владикавказской железной дороги.

В 1874 году от станции Кавказской отправился первый поезд. В 1894 году по данным переписи в населенном пункте находилось около 1000 дворов и проживало более 8 тысяч человек.

В 1901 году через Романовский была проложена еще одна железная дорога "Екатеринодар - Ставрополь".

В 1905 году в хуторе насчитывалось более 1600 дворов и проживало почти 20 тысяч человек. В это же время были открыты новый железнодорожный вокзал, библиотека, две гимназии, клуб железнодорожников, электростанция, железнодорожное училище и водопровод. Перед революцией в Романовском работали 38 предприятий, станция первого класса, пожарное депо и элеватор.

В начале 1921 года населенный пункт был преобразован в город с названием Кропоткин. В 1924 году город стал административным центром новообразованного Кропоткинского района.

В 1934 году город был включен в в состав Азово-Черноморского края.

С августа 1942 года по январь 1943 года Кропоткин находился под оккупацией немецко-фашистских захватчиков.

В конце 1943 года населенный пункт получил статус города краевого подчинения.

В 1950 году на месте бывшего мебельного предприятия был основан гидролизный завод, который в 1965 году получил название Кропоткинского химического завода.

В 1971 году началось строительство Кропоткинского экспериментального машиностроительного завода, который производил оборудование для нефтяной и газовой промышленности.

Летом 2008 года город был включен в состав МО Кавказский район в статусе Кропоткинского городского поселения.

Телефонный код г Кропоткина - 86138. Почтовый индекс - 352177.

Климат и погода

В Кропоткине преобладает мягко-континентальный климат. Зимы мягкие и недолгие. Средняя температура Января составляет +0,5 градусов.

Лето продолжительное и жаркое. Средняя температура Июля составляет +24,3 градуса. Среднее годовое количество осадков - 740 мм.

Общая численность населения Кропоткина на 2018-2019 год

Данные по количеству населения получены от службы государственной статистики. График изменения численности горожан за последние 10 лет.

Общая численность жителей на 2018 год составляет 78,6 тысяч человек.

Данные с графика показывают небольшое падение численности населения с 80000 человек в 2007 году до 78631 человека в 2018 году.

На январь 2018 по числу жителей Кропоткин занимал 210 место из 1113 городов РФ.

Достопримечательности

1.Церковь Троицы Живоначальной - учреждение было основано в мае 1970 года. В фонде музея хранятся различные монеты, фотографии, документы, книги, предметы быта и оружие казаков.

2.Мемориальный комплекс Великой Отечественной войны - монумент был установлен в 1975 году. Мемориал выполнен в виде вечного огня и памятной плиты с именами жителей города.

3.Собор Покрова Пресвятой Богородицы - православный храм был построен в 1913 году. В военное время использовался как бомбоубежище.

Транспорт

В Кропоткине находится железнодорожная станция "Кавказская", которая соединяет город с Гулькевичами , Новокубанском , Тихорецком, Усть-Лабинском , Армавиром, Краснодаром , Новоалександровском.

Внутригородской транспорт представлен 16 маршрутами автобусов и маршрутными такси.

С автовокзала города осуществляются регулярные рейсы автобусов в Анапу, Армавир, Астрахань, Владикавказ,



Хочу рассказать вам о замечательном городе Кропоткине.

// koveles.livejournal.com


Город Кропоткин находится в Краснодарском крае. Является административным центром Кавказского района. Население города - свыше 80 000 человек.

Чтобы не утомлять читателя поисками в Гугле, сделал небольшую выборку информации из сайта города Кропоткина .

Кропоткин - живописный южный город, расположенный на востоке Краснодарского края. На его территории расположены 16 курганов бронзового века и средневековья, памятники военных лет, Свято-Покровский собор, историко-краеведческий музей, парки и аллеи. В городе построено два стадиона, плавательный бассейн с 50-метровыми дорожками, кинотеатр.

История основания города Кропоткина вплотную связана с деятельностью Александра Васильевича Суворова на Кубани. Начало заселения на месте нынешнего города относится к 1778 г., когда в числе других укреплений был устроен Романовский пост. Суворов А. В. установил у брода сторожевой казачий пост, для охраны переправы через реку Кубань, укрепив его небольшим редутом. С 1783 года на военных картах пост № 1 Романовский стал обозначаться как редут. Вначале надпись гласила: «Редут у Сухого Дуба в урочище Романовская переправа», затем название стало более лаконичным «Редут в урочище у Сухого Дуба».

В 1875 году вступила в строй строящаяся Ростово-Владикавказская железная дорога (сейчас Северо-Кавказская железная дорога), пролегавшая через бывший пост Романовский, станицу Невинномысскую, долины рек Кубани. Кумы, Терека. Согласно первой переписи 1894 года в хуторе Романовском насчитывалось 959 дворов и проживало 8147 человек. В 1921 г. председатель хуторского исполкома Глухих выступил с предложением перед Кубано-Черноморским облисполкомом о переименовании хутора Романовского в город Кропоткин, в честь ученого, геолога и географа, теоретика анархизма П. А. Кропоткина. Хутор Романовский 14.04.1921 (14.03.1921 встречал такой вариант) года был преобразован в город Кропоткин.

В этот славный город мы отправились по особой причине (смотреть верхнюю часть рекламного щита). Кстати, обратите внимание на виртуозную установку банера. Внешний блок сплит-системы гармонично вписался в слово "ноября", тем самым задавая новую тенденцию симбиоза рекламных постеров с элементами фасадов.

// koveles.livejournal.com


Выставка проходила в Дворце Культуры Железнодорожников. Для проведения выставки выделили небольшое помещение, в котором места для участников и посетителей не хватало. Было тесно и душно. Я небольшой любитель кошачих выставок, поэтому после переноса вещей из машины и установки палатки, отправился гулять по городу. Было очень пасмурно.

// koveles.livejournal.com


Центральная улица города - улица Красная.

// koveles.livejournal.com


Помню, что когда в детстве впервые увидел такое дерево, думал, что это птичьи гнезда.

// koveles.livejournal.com


Эти часы вызвали у меня бурный восторг. Если бы они еще и время точно показывали, цены бы им не было.

// koveles.livejournal.com


Центральная улица приятно удивила обилием цветников.

// koveles.livejournal.com


Кроме цветников и клумб, Кропоткин поражает количеством лавочек.

// koveles.livejournal.com


Здание прокуратуры. Таких исторических зданий не так много. Глаз радуется, когда смотришь. Не люблю современные скучные новострои из стекла и бетона.

// koveles.livejournal.com


Здание Казачьего войска.

// koveles.livejournal.com


Полиция. Очень красивое здание, но оказаться там по делу не хотелось бы.

// koveles.livejournal.com


Главная достопримечательность Кропоткина - историческое здание железнодорожного вокзала. Станция Кавказская - узловая железнодорожная станция, которая принадлежит Краснодарскому отделению Северо-Кавказской железной дороги и находится в городе Кропоткин. Станция была построена в 1874 году и тогда же был отправлен первый поезд. А здание вокзала возведено в 1903 году (встречал информация про 1902 год).

// koveles.livejournal.com


Раньше здание имело такой вид (1875 год). Фотографию нашел на сайте РЖД.

// koveles.livejournal.com


Где-то находил информацию, что во время Великой Отечественной Войны вокзал был поврежден и позднее восстановлен. Сейчас найти не могу. Слава Великим Гугло-Яндексам!

// koveles.livejournal.com


Издалека лучше выглядит. Все окна должны быть одинаковыми. Металло-пластиковая дверь на историческом здании - не круто!

// koveles.livejournal.com


Фонтан на привокзальной площади был выключен, поэтому снимать его не стал. Уверен, что в работающем состоянии - он бесподобен. Зато снял кинотеатр.

// koveles.livejournal.com


// koveles.livejournal.com


Кропоткин - зеленый город!

// koveles.livejournal.com


Вывеска городского музея выполнена в 3D-варианте с эффектом старения. К сожалению, музей был закрыт и мне не удалось его посетить.

// koveles.livejournal.com


Здание администрации. Здесь я повернул с улицы Красной в сторону рынка.

// koveles.livejournal.com


А у вас в городе продают летающие ночные фонарики?

// koveles.livejournal.com


Архитектура города мне понравилась. Миленько, скромненько и со вкусом, но только на центральной улице.

// koveles.livejournal.com


Свято-Покровский собор. Находится напротив ворот центрального рынка. Почему такой ракурс? Автостоянка и проезжающие "Газели" не оставили другого выбора. Электрические провода также не улучшают композицию. В сети есть более удачные фотографии собора.

Вот, что удалось найти на форуме города . В 1894 году в хуторе Романовском был учрежден миссионерский монастырь. Первым храмом у монахов был храм в честь Иконы Божьей Матери Казанской. Свято-Покровский Собор был построен позже, в 1912 году. Намоленный Храм в честь Казанской иконы был разрушен в конце 30-х годов прошлого века.

Миссионерский монастырь в хуторе Романовском был закрыт в 1922 году, а остались Свято-Покровский Собор и Казанская церковь. С 1929 по 1943 год в Соборе не было служб. С 1976 года прошла большая реставрация. Купола были перекрыты медью, внутри произведена настенная живопись, восстановлен и вызолочен Иконостас. До сегодняшнего дня продолжается реставрация старинных икон.

После 1991 года было возвращено 12 келий. В 1999 году была сооружена колокольня, восстановлен (в другом виде) Казанский храм, где совершается таинство Крещения.

// koveles.livejournal.com


Центральный рынок. Хотел купить сувенир на память. Так ничего и не нашел. Кропоткин не является туристическим городом. На человека с фотоаппаратом люди нездорово косились. Услышал даже такой диалог между женщинами: "Нашел, что снимать. У нас тут снимать нечего."

// koveles.livejournal.com


Дом как дом. Меня зацепил его цвет.

// koveles.livejournal.com


Здесь любят и читают книги.

За пределами Краснодарского края немногие жители России смогут ответить на вопрос, где находится город Кропоткин, если Вы не упомяните название железнодорожной станции Кавказская, давшая жизнь городу.

Мы начинаем удивительное путешествие в историю своего города. Само слово история происходит от греческого слова – рассказ о прошедшем, об узнанном.

У каждого человека есть малая родина, место, где он родился и вырос. Для жителей города Кропоткина это уголок на карте, который занимает совсем небольшую площадь. Тех, кто родился в этом городе и вырос в нём, или пожил хотя бы две-три недельки весной или летом, всегда будет тянуть, манить к себе этот особый город.

История и географическое положение города Кропоткина.

Кропоткин - один из самых зеленых и благоустроенных городов Кубани. По площади зеленых насаждений он занимает почетное второе место после Анапы. Кропоткин привольно раскинулся среди степей Кубано-Приазовской низменности и обосновался на правом берегу реки Кубань. Город территориально относится к Кавказскому району Краснодарского края. Кропоткин – тихий, красивый город с богатой и самобытной историей и множеством археологических памятников.

Город Кропоткин располагается на 40 градусов 29 минут восточной долготы и 45градусов 22 минуты северной широты, на высоте 120-135 метров над уровнем моря, в 140 км к востоку от города Краснодара. Территория города на 01. 01. 1997год составляла 85,2 кв. км. За последние 20 лет она выросла на 1,4кв. км, что свидетельствует о компактности города. По плотности населения – 967,1 чел/кв. км – он уступает лишь Туапсе и Тихорецку. Компактность территории – одно из преимуществ Кропоткина. Город расположен на пересечении важных железнодорожных и автомобильных магистралей, обеспечивающих ему важные и экономические связи, и положение в центре густо заселенной группы сельских районов способствовало формированию вокруг него небольшой агломерации крупных станиц (Кавказская. Новоукраинская, Красносельская, хутор Роговический, село Милованово) и города Галькевичи. Ближайший аэропорт(транспортный) в Армавире. Город стоит на крупной федеральной автомобильной дороге «Кавказ». Через Кропоткин проходят линии Ростов-Владикавказ, Ростов-Минеральные воды, Кавказская-Ставрополь-Элиста, Краснодар-Кавказская-Адлер. Город хорошо озеленен. 70% жилых и производственных зданий города - одноэтажные. 5-9 этажные строения размещены в центральной части жилых районов и на окраинах. Для жилищного строительства города имеет резерв территории свыше 200 Га. Планируется малоэтажная застройка северной его части за счет освоения новых земель. Строительство в центре и южной части будет по-прежнему осуществляется за счет старых и аварийных строений.

Вокруг Кропоткина вдоль берегов степных рек Челбас и Бейсуг расположены обширные охотничьи угодья. В охотничий сезон здесь разрешена охота на степную дичь: зайца и лисицу. Рыбачить можно круглый год на всех водоемах.

Судьба города Кропоткина необычна для других поселений Кубани. Истории его основания неразрывно связана с историей Казакской кордонной линии и деятельностью великого русского полководца А. В. Суворова по ее укреплению.

Ныне документально доказано, что основание города Кропоткина относится к 1778 году. В этот год командующий Кавказским корпусом генерал-поручик А. В, Суворов построил крепость Кавказскую на правом берегу Кубани, против Романовского брода через реку Кубань(районом нынешнего Кропоткинского консервного завода) установил сторожевой казачий пост, укрепив его небольшим редутом. Пост получил наименование «Романовский», по названию брода. Крепость и сторожевой пост вошли в состав Кубанской кордонной линии и надежно защищали южную границу Российского государства от набегов горцев. В истории города Кропоткина примечательно то, что на базе сторожевого поста в результате длительного развития вырос известный на Северном Кавказе город Кропоткин. После упрочнения поста Романовского по Указу НиколаяI жизнь на его месте не прерывалась ни на один день. Вокруг поста давно уже поселившиеся отставные солдаты остались на обжитых местах, к ним присоединились беглые крестьяне из центральных областей России и Дона. Работало почтовое отделение(1828 г). Между крепостью Кавказской и Форштадтом в 1829 году была построена деревянная церковь, куда ходили молиться те, кто жили в крепости: солдаты и казаки несшие службу на Романовском посту, форштадтовцы. После упразднения крепости через пару лет церковь была продана. Разработана и вывезена. Поселение стало именоваться хутором Романовским. Отставные солдаты не стремились покидать благодатный Кубанский край, перевозили сюда семьи. Правительство поощряло поселившиеся у крепостей, редутов и других укреплений, давало им кредиты освобождало от налогов.

Строительство железной дороги и жд станции Кавказская дали мощный толчок быстрому росту торговых и промышленных предприятий, численности населения, преобритания хутором характерных черт города.

С 4 февраля 1921 года хутор Романовский переименован в город Кропоткин, в честь выдающегося ученого-естествоиспытателя и революционера-анархиста Петра Алексеевича Кропоткина. А с 6 декабря 1943 года он стал городом краевого подчинения.

Его имя носит наш город -

Кропоткин Пётр Алексеевич

(1842 – 1921).

Он был известным русским революционером, одним из теоретиков анархизма, социологом, географом и геологом.

Родился в семье генерала из древнего княжеского рода, был камер-пажом царя.

По окончании Пажеского корпуса служил в Амурском казачьем войске, затем чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири.

В течение пяти лет (исключая лишь небольшой период командировки в Петербург в 1864) П. А. Кропоткин неустанно проводит всесторонние географические исследования этой огромной, практически незнакомой науке, мало заселённой территории. Испытывая неимоверные трудности, он исследует бассейн реки Оки (Восточные Саяны), Патомское нагорье. Плавает по реке Сунгари в пределах Маньчжурии, по Амуру, изучая быт, хозяйство, культуру и социально-экономическое положение крестьян – добровольных переселенцев в регион, казачьи поселения Забайкальского казачьего войска и малых народов Восточной Сибири, остро подмечая наиболее существенные для науки особенности природы, быта, хозяйства, культуры, жизненного уклада.

В 1863 – 1864 гг. П. А. Кропоткин исследует обширный район южного Забайкалья и Северной Маньчжурии. В июне 1864 г. вместе с ботаником и метереологом Конрадом, астрономом Усольцевым, топографами Васильевым и Андреевым под видом купцов обследуют долину р. Сунгари, проводят глазомерную съёмку, дают описание берегов русла, составляют карту от устья до города Гирин.

В 1866 г. П. А. Кропоткин совершил самое значительное своё путешествие – от устья рюВитим до Читы, открыл Витимское и Патомское плоскогорья, несколько горных хребтов, собрал большой географический и геологический материал.

После выхода в отставку закончил физико-математический факультет Петербургского университета и служил в Министерстве внутренних дел. Опыт исследователя, полученный в Сибири, он продолжил после выхода в отставку. В 1871 г. он исследует ледниковые формы рельефа в Финляндии и Швеции. По материалам исследования опубликован труд «Исследование о ледниковом периоде», получивший широкое признание и высокую оценку современников.

Свыше 40 лет провёл П. А. Кропоткин в изгнании, продолжая революционную деятельность, а в 1917 году он возвратился в Россию.

Память о П. А. Кропоткине чтят в нашей стране. Его именем названы город в Краснодарском крае, один из горных хребтов и посёлок городского типа в Иркутской области, улица, площадь, набережная, станция метро в Москве. Мемориальные доски установлены в Москве, на доме, где он родился, и городе Дмитрове, на доме, где он умер.

Наш горд носит имя Петра Алексеевича Кропоткина с 1921 года. Но много раньше, ещё с 1905 года, принимает хуторской сбор решение об отделении хутора Романовского от станции Кавказской, затем в 1906 году о преобразовании хутора в город с упрощённым городским управлением, позже, в 1908 году, возвращались к этому вопросу, а при советской власти – в 1920 году. Так длилась проволочка о выделении хутора Романовского в самостоятельную административную единицу. И лишь 14 марта 1921 года Азово-Черноморский облисполком принимает Постановление о преобразовании хутора Романовского в город, назвав его в честь умершего к тому времени Петра Алексеевича Кропоткина.

Кропоткин – промышленный.

Кропоткин – транспортно-промышленный центр, расположенный на удобных путях сообщения. Промышленность города представлена 21 крупным базовым предприятием и почти в 2 раза большим количеством мелких и новых формирований, специализирующихся в основном на производстве потребительских товаров для населения.

Основной отраслью промышленности является пищевая. На её долю приходится 3/4 промышленного производства и 1/3 промышленного персонала. Остальная доля приходится на машиностроение и металлообработку. На третьем – химическая промышленность.

Кропоткинский экспериментальный машиностроительный завод (КрЭМЗ).

КрЭМЗ – одно из немногих промышленных предприятий города, вынесших потрясения «перестройки и демократизации». Ныне завод работает ритмично и наряду с другими предприятиями даёт в бюджет города достаточное количество средств, позволяющих его администрации ликвидировать огромные прорехи в социальной сфере, образовавшиеся из-за социальных природных катаклизмов.

Строительство КрЭМЗ началось в июле 1971 года. Завод предназначался для изготовления специальных машин для нужд нефтяной и газовой промышленности.

Высокий профессионализм технической службы завода позволил создать и освоить выпуск большого количества различных видов машин.

Машиностроительный завод «Радуга»

Не менее показательна в этом плане история машиностроительного завода «Радуга», где до перестроечных процессов трудилось более 4 тысяч горожан.

Завод был построен к XXVI съезду КПСС по лицензии американской фирмы. Ежегодно наращивая темп выпускной продукции.

Завод ОАО «Элеватормельмаш»

Так же не маловажное значение для города имеет завод ОАО «Элеватормельмаш»

Перед началом Великой Отечественной войны на заводе изготавливалось трансмиссионное оборудование. Механизмы и детали для технологического оборудования.

С 1954 года завод стал изготавливать вагоннопогрузчики, передвижные 10-метровые шнековые транспортеры для загрузки вагонов новой конструкции.

В 1958 году было введено центробежное литье, пневманическая окраска изделий, механизирован участок с электропарами, автопогрузчиками. В последние годы были построены и реконструированы сварочно-сборочный цех, транспортный участок. На заводе постоянно в центре внимания руководства-забота о жилищно-бытовых условиях рабочих и служащих, организация их отдыха. Построен заводской клуб.

В настоящее время завод постепенно выходит из экономического кризиса. Растут численность работающих и объемы производства.

Кропоткинский химический завод

Стоит на последнем месте.

Строительство завода было начато в 1950 году на месте бывшей мебельной фабрики.

Днем его рождения считается 13 марта 1965 год. В этот день гидролизный завод, просуществовавший в городе около 5 лет, был переименован в Кропоткинский химический завод.

Кропоткинский химический завод-единственное в России предприятие, где выпускались такие виды продукции, как тетрагидрофуран, фуран, полифурит.

Кропоткинский хлебокомбинат

Кропоткинский хлебокомбинат начал имени С. М. Кирова начался с частной маслобойни на территории нынешнего хлебокомбината.

Строительство было начато в декабре 1937 года, а свою работу завод начал 28 февраля 1935 года. Хлебокомбинат снабжает своей продукцией не только город, но и прилегающие районы. В 1958-1960 года был построен и введен в эксплуатацию сухарный цех для изготовления армейских сухарей.

В настоящее время хлебокомбинат состоит из хлебобулочного цеха, кондитерского цеха, магазина-пекарни, и вспомогательных служб.

Производительность предприятия составляет 60 тон хлеба в сутки. Хлебокомбинат освоил около 50 наименований хлебобулочных изделий и производство макарон.

Кропоткинский молочный комбинат

Также большого внимания заслуживает и Кропоткинский молочный комбинат. Сегодня, когда многие перерабатывающие предприятия сокращают производство, ОАО «Кропоткинский молочный комбинат» наращивает обьемы по переработке молока и ассортименту выпускаемой продукции.

Комбинат по праву является одним из крупнейших стабильных, динамично развивающихся молочных комбинатов Кубани.

В Кропоткине МЭЗ является одним из устойчивых и надежных источников пополнения городского бюджета.

Завод из месяца в месяц улучшает свои технико-экономические показатели, ведет строительство новых помещений. Завод работает устойчиво, ритмично.

Автоколонна 1493

Немаловажное значение несет Автоколонна 1493. она является основным перевозчиком пассажиров в городе Кропоткине и Кавказском районе, предоставляет льготы по бесплатному проезду граждан.

За высокие показатели в выполнении плана по перевозке пассажиров ФГУП. Автоколонне 1493 присвоено звание «Образцово-показательной колонны».

Общение поколений автомобилистов стоящих у истоков развития пассажирского в городе с теми, кто сегодня трудится в коллективе, позволяет свято хранить рабочую честь и добиваться высоких результатов.

Локомотивное Депо

Во второй половине 19 столетия на Кубани была открыта нефть и началось строительство железной дороги, соединившей Центральную Россию с Кавказом. 18 июня 1874 года от станции Кавказская до станции Мирская прошел первый поезд. Эту дату принято считать днем пуска в эксплуатацию паровозного депо и днем основания станции.

Когда в вашем доме тепло, вода из крана течет только тогда, когда вы его откроете, не гаснет свет-вы просто забываете о тех, кто обеспечивает вам этот уют. О людях, несущих нелегкую вахту, в жару и в стужу, в праздничные и выходные дни. Кропоткинцам нет особых причин обижаться на одну из главных городских служб – «Кропоткин тепло». Кропоткин тепло устойчиво занимает 5 место по качеству обслуживания населения в Краснодарском крае.

Памятники города Кропоткина

Мы ходим по своему родному городу, и не догадываемся, что несколько лет назад здесь ничего не было, кроме лесов и, что город назывался хутором Романовским.

Кропоткин богат своими мемориалистическими и историческими памятниками. В городе стоит памятник важного мирового пролетариата – Владимиру Ильичу Ленину. Народ очень любил Владимира Ильича, поэтому весть о его смерти захлестнула волной скорби всю Россию. Докатилась она и до нашего города. В 1947 году памятник вождю был установлен в локомотивном депо станции Кавказская, а в 1949 году был установлен памятник Ленину на территории Кропоткинского маслоэкстракционного завода. Есть в нашем городе и еще один памятник, напоминающий о беспокойном времени 20-х годов. Это памятник «Всесоюзному старосте» - Председателю Всероссийского Исполнительного Комитета, Михаилу Ивановичу Колеснику. Этот человек был выдающийся деятель Коммунистической партии и советского государства, верный учитель и соратник Владимира Ильича Ленина. Он был предан России, являлся живым отражением истории эпохи, был членом «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В память ему была установлена бронзовая скульптура на территории перрона железнодорожного вокзала станции Кавказская.

Перелистай историю России.

Прочти её за годом год подряд

О мужестве, о храбрости и силе

Её страницы миру говорят.

В Кропоткине много памятников и братских могил советских солдат и офицеров, партизан и мирных граждан города, погибших за освобождение нашей Родины от фашистских захватчиков. Кропоткинцы никогда не забудут защитников города. В память о погибших курсантах и офицерах Урюпинского военно-пехотного училища на берегу реки Кубани создан монумент, который напоминает нам о событиях далёкого августа 1942г. На старом городском кладбище установлен мемориал в честь погибших партизан, их похоронили здесь.

Нет в России ни дома, ни хаты,

Где б не глянул на вас со стены

Молодыми глазами солдаты

Окрыляющий подвиг войны.

Здесь на старом кладбище, рядом с могилами партизан находится и могила 36 лётчиков, погибших в небе Кубани в годы Великой Отечественной войны, и похоронены в 1941 – 1943 годах.

В 1975 году, установили Мемориальный комплекс и парк имени 30-летия Победы. Теперь уже много лет 9 Мая, в День Победы, ветераны войны и жители города идут к памятникам и могилам павших героев, почтить их память возложением цветов.

Сколько их погибло

В отгремевших сраженьях,

Сколько их унесла

Невозвратно война.

Тихо их к изголовью

Склоняет колени

В этот час вся Россия,

Вся наша страна!

Есть ещё один мемориал, который находится в городе Кропоткине по улице Комсомольской, дом № 253. до сих пор здесь за невысокой оградой стоит аккуратный домик – два окошка по фасаду, а во дворе, среди цветов, стоит обелиск, на котором высечены девять фамилий погибших.

В этом домике жила: русская женщина баба Валя, так её называли.

29 января 1943 года остановился во дворе Валентины Васильевны Зыряновой группа наших солдат, наши солдаты сошлись у походной кухни, собрались, было, пулемёты почистить, чтобы через пару деньков немцев гнать дальше. А тут над городом самолёты появились, и один самолёт сбросил бомбу прямо во двор бабы Вали. В ту ночь погибли девять человек, теперь на этом месте стоит братская могила Гвардейской стрелковой бригады.

1999 год отмечен для нас торжественной датой – 200-летием со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Вся жизнь поэта была наполнена вольными и невольными путешествиями, значения которых для творчества чрезвычайно велико. По нашим кубанским местам Александр Сергеевич проезжал не один раз.

Кавказские впечатления Александра Сергеевича нередко служили темами для создания поэтических произведений.

В августе 1820 года Пушкин с Раевским отправился по Ставропольскому Шляху через Кавказскую, Усть-Лабинскую, Екатеринодар, Тамань в Крым. Отсюда он и писал в письме к брату: «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы – любовался нашими казаками»

В 1999 году 6 июня в день 200-летнего юбилея со дня рождения поэта, в городе Кропоткине прошло торжественное открытие. , Был установлен мраморный памятник поэту в сквере Дворца культуры и аллея к памятнику носит имя А. С. Пушкина.

Закончить рассказ о памятниках города Кропоткина хочется словами самого Александра Сергеевича Пушкина.

Клянусь честью,

Что ни за что на свете,

Я не хотел бы переменить

Отечество, или иметь

Другую историю,

Кроме истории наших

Традиции и обычаи города Кропоткина

Наш город богат своими традициями и обычаями. Первая половина XX века стала временем, когда на кубанской земле, как в горне, сплавлялись традиции России, Украины и Кавказа и появилась новая культура - кубанская. В хуторе Романовском сливались потоки переселенцев из Великороссии и Малороссии, сюда приходили семьи не только с Дона, но и из Черномория, Ставрополя, Терека. Все они несли свои традиции, обычаи, привычки, национальные особенности. Военная служба и дисциплина быстро ликвидировали различия.

Все это и местные условия неизбежно влияли на изменение поселений и жилища, утвари и бытовых вещей, питания и одежды. Из-за бедности Кубани лесом хуторяне строили дома в основном не деревянные, а турлучные (каркас из дерева заложен глиной и соломой и только обмазан глиной). Деревянные дома могли воздвигнуть лишь зажиточные казаки или иногородние. С линии улицы дома загораживались изгородями – плетнями.

Русские и украинцы принесли с собой в хутор Романовский традиции домашней утвари, одежды и обуви. В конце XIX века эта разница постепенно стерлась. В это же время происходит сближение пищи и утвари с общей южнорусской, донской и украинской традициями. Все больше вместо турлучных домов распространяются соломенные, деревянные и появляются первые кирпичные дома под железной крышей зажиточных казаков. Высокий фундамент в домах позволяет настилать деревянные полы, а камышовые и высокие железные крыши заменяют соломенные. В домах появляются кустарная и фабричная мебель: буфет, платяные шкафы, комоды, кровати, табуреты, стулья, различные коврики, постельные принадлежности. Братства среди казаков уже не было, тем не менее, казачья сословность поддерживалась всеми силами, в немалой степени и через одежду казаки уже повседневно носили старые форменные вещи – шаровары, бешмет, и другие, даже на полевые работы. А все праздники они встречали в парадной черкеске по полной форме с имеющимися наградами. Так одетыми они приходили на хуторской сбор выборных. Похожую одежду должны были одевать местные иногородние. Утварь в хуторских домах была как местная (гончарные горшки, кружки, деревянные ведра, бочки, тарелки и прочие), так и привозная кустарная и фабричная (металлическая, фаянсовая, стеклянная различных видов), причем последнюю посуду покупали зажиточные казаки и иногородние. Стабилизировалась своя кубанская кухня по первым блюдам (борщ, лапша) и вторым блюдам (картофель, каши со свиным и птичьим мясом), напитки (узвар, чай, кислое молоко), соления и приправы. Разговорная речь хуторян имеет в основе русский язык, сильно обогащенный речью донских казаков и пришлых украинцев.

К началу XX века наряду с казачьим укладом сформировался рабочий (городской) уклад жизни.

Наши горожане умеют не только работать, но и отдыхать. Но есть один праздник, особенно полюбившийся кропоткинцам – день семьи.

В 1974 году по инициативе Валентины Ефимовны Чигаревой при поддержке секретаря горкома партии по идеологии в нашем городе родился и впервые был проведен общегородской праздник «День семьи». Карнавальное шествие самодеятельных коллективов предприятий, профессиональных артистов, юбиляров золотых и серебряных свадеб, молодых пар, зарегистрировавших свой брак в этот день, а также тысяч граждан, шагавших под аккорды духового оркестра, закончилось на стадионе «Юность». Горожане были в восторге. Праздник прошел на «Ура!». Краевое партийное руководство не сразу восприняло праздник: «нет никаких революционных идей». Однако после повторно проведенного такого праздника в 1975 году. Узрело в нем целесообразность – он пришелся всем по душе. Его идея быстро распространилась по городам нашей, тогда еще необъятной, Родины.

1975 год считается годом рождения этого праздника, позже ставшего «Днем города». Главное в истории этого праздника то, что его родина – наш город Кропоткин!

Более 30 лет прошло со времени первого празднования «Дня города», а он не загас, как сотни других, выдуманных идеологами в парткабинетах и объявленных: «С сего дня этот будет традицией». Жизнь подтвердила, что «Праздник города» нужен людям, он стал желанным и любимым. Его содержание обогащалось и дополнялось народными придумками. Конечно, в этом деле скрипку играет Управление культуры, искусства города. Управление задолго начинает разработку плана праздника и «готовит» его исполнителей. Праздник проходит не один день. Описать его смог бы, по-моему, разве Н. В. Гоголь.

Карнавальное шествие – его надо видеть – неописуемо красиво.

А концерты у ДК, конкурсы, игры, аттракционы! Все заканчивается красочным фейерверком! Надо обязательно побывать на празднике, чтобы увидеть всю его красоту.

Здесь же трудятся работники радиостудии, журналисты что-то записывают в свои блокноты, слепят осветители телестудии. Возвратившись домой, включивши телевизор, детишки ищут в отснятых сюжетах себя: «Мама! Посмотри, вон и я!».

С первых же шагов по Кропоткинской земле ясно, что это город, с которым невозможно расстаться, невозможно не полюбить. Какая-то особенная умиротворённость царит во всём облике: улицы утопают в белой пене цветущих вишен и черешен, крыши домов закрывают ветки яблонь, груш, абрикосов, покрытых розовыми бутонами соцветий. Жужжат рои пчёл и ос, собирающих нектар. Ни толкотни, ни суеты Во всём чувствуется спокойный, устойчивый, размеренный ритм жизни.

Мы очень любим свои город и хотим, чтобы он продолжал расти, цвести. А своё путешествие по городу Кропоткину хочется закончить стихотворением Алексея Хлыстова, выпускника нашей школы.

Город, который мне снится во сне

Ветка сирени цветёт по весне.

Город цветущий, любимый Кропоткин,

С самого детства дорог ты мне.

Словно купаешься в солнечном свете,

Весь утонул ты в лазури садов.

Самый прекрасный на этой планете,

Самый красивый из всех городов.

Как я люблю твои тихие улочки,

В даль что манят нас рядами аллей.

Только лишь небо, прозрачное, чистое

Может быть выше твоих тополей.

Всё ничего, что дымишь ты заводами,

И не беда, что неладно в стране.

Выживет Русь, и проснётся Кропоткин

Город, который мне снится во сне.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении