timetravel22.ru – Туристический портал - Timetravel22

Туристический портал - Timetravel22

Архитектура испании. Архитектура Испании в HDR фотографиях Современная испанская архитектура

© gettyimages.com

Испания известна не только корридой, хорошими пляжами, зажигательными женщинами, вкусной паэльей и сангрией. Испанская архитектура считается самой интересной в мире и действительно достойна восхищения. tochka.net расскажет, куда стоит ехать, чтобы увидеть интересные сооружения Испании.

  • Достопримечательности Испании - Sagrada Familia, Барселона

Адрес : Calle Mallorca, 401, 08013, находится возле станции метро Sagrada Familia (голубая линия L5 или фиолетовая L2)

Если театр начинается с вешалки, то знакомство с Барселоной - с главной улицы La Rambla и Собора Sagrada Familia. Самую грандиозную постройку великого Антонио Гауди уже увидели более 3 млн. туристов. Современные архитекторы все еще достраивают творение знаменитого испанца и планируют завершить в 2026 году. Возле церкви находится красивый парк с экзотическими растениями. Уличный актер возле Sagrada Familia украшен цветами. Сделай фото на память о цветущей Барселоне, и он подарит тебе камешек на счастье.

  • Достопримечательности Испании - Сasa mila la pedrera, Барселона

Адрес: Passeig de Gracia 92, параллельно с главной улицей La Rambla, на перекрестке улицы Carrer de Provença и бульвара Passeig de Gracia

Каза Мила а Педрера называют самым таинственным шедевром Гауди. У этого дома много названий - Каменоломня, Осиное гнездо или Мясной пирог. Ла Педрера считают вершиной современной архитектуры и называют самым совершенным проектом Гауди в гражданском строительстве. Продуманная система вентиляции позволила не использовать кондиционеры, здесь есть подземный гараж, а межкомнатные перегородки в каждой квартире можно перемещать по своему усмотрению. Кроме того, в Каза Мила нет никаких углов в их классическом виде. В Барселоне есть немало необычных зданий, спроектированных великим архитектором Антонио Гауди.

  • Достопримечательности Испании - The Torre Galatea Figueras, Фигерас

Адрес : Площадь Гала-Сальвадор Дали, 5, E-17600, Фигерас

История этого сюрреалистического здания с красным фасадом и гигантскими яйцами на крыше началась в 1974 году. Когда-то здесь стоял заброшенный театр, который разрушили во время гражданской войны в Испании. Местная легенда гласит, что мэр города увлекался творениями Сальвадора Дали и как-то попросил его подарить картину городской администрации. Сальвадор глубоко растрогался и решил основать целый музей. Великий художник принимал активное участие в строительстве и проектировании сооружения. А такая необычная архитектура здания объясняется такими же интересными взглядами художника. Дали считал, что хлеб и яйца - это самая полезная еда.

  • Достопримечательности Испании - Tenerife Concert Hall, Санта-Крус-де-Тенерифе, Канарские острова

Адрес: Avenida de la Constitución, 1, 38003, находится возле Марин-парка, рядом находятся башни-близнецы Торрес-де-Санта-Крус.

Космическое здание Концертного холла Тенерифе было построено в 2003 году одним из лучших архитекторов в мире Сантьяго Калатрава. Концертный холл считается самой красивой постройкой на всех Канарских островах. Полностью сделано из бетона, здание занимает 23 тыс. м². Одно из самых интересных ее частей - крыша. Она имеет форму волны, поднимается над основным залом на 58 метров, затем изгибается вниз и сужается. Снаружи имеются две террасы: с Atlantic Terrace открывается невероятный вид на океан, а с City Terrace можно любоваться видами города. Основной зал "Симфония" занимает 6 471 м² и имеет 1616 посадочных мест. Зал оборудован органом.

  • Достопримечательности Испании - Edificio Mirador, Мадрид

A post shared by Architecture from the world (@archifromtheworld) on Jan 30, 2017 at 2:19am PST

Адрес: Princesa de Éboli, 13-21, станция метро Antonio Saura

Это здание называют дом-панорама. Кажется, что во время проектирования необычного здания архитектор вдохновлялся конструкторами "Лего" из детства. Такую интересную смесь цветов и форм разработало голландское Архитекторское бюро MVRDV. Здание в форме прямоугольника достигает 63,4 м в высоту. На высоте 36,8 м по центру находится большая дыра. Причудливое отверстие служит смотровой площадкой, здесь находится также мини-сад. Эти приманки доступны для общего пользования. Вся постройка разделена на 9 частей, каждая из которых выделяется отдельной текстурой, цветом и материалом. Также каждый из этих блоков имеет свое планирование и различные типы квартир.

  • Достопримечательности Испании - Torres KIO, Мадрид

Адрес: площадь de Castilla, 28046

Офис компании Torres KIO больше известен под названием Врата в Европу. Это вторые высокие башни-близнецы в Испании после Torres de Santa Cruz в Санта-Круз-де-Тенерифе. Стеклянные башни Torres KIO насчитывают 26 этажей. Высота каждой из башен 115 метров, с наклоном 15°, они являются первопроходцами в области строительства наклонных высотных зданий. Западная башня имеет вертолетную площадку на крыше, раскрашенную в синий цвет, на восточной башне находится вертолетная площадка красного цвета. В 1995 году как раз в одной из башен Torres KIO снимали фильм "День зверя"

  • Достопримечательности Испании - Guggenheim Museum, Бильбао

A post shared by fidiwik (@fidiwik) on Apr 26, 2017 at 4:44am PDT

Адрес: Avenida Abandoibarra, 2, 48001. Поблизости находится автобусная остановка Euskotran, станция метро Moyúa.

Музей современного искусства в Бильбао поразит своим дизайном. Здание находится на берегу реки Нервьон и является филиалом музея современного искусства Соломона Гуггенхайма (американского мецената). Музей был построен по проекту американо-канадского архитектора Фрэнка Гери. Уникальная здание из стекла, известняка и титана стало самым зрелищным сооружением мира в стиле деконструктивизма. Своими абстрактными формами здание напоминает футуристический корабль, символизирующий путешествия. Часто музей Гуггенхайма сравнивают с самолетом, суперменом, птицей или цветущей розой. В музее представлены выставки испанских художников и художников из-за границы. Также здесь часто можно увидеть экспонаты из постоянной коллекции музеев Гуггенхайма в других странах.

Строгие готические соборы, роскошные постройки эпохи Ренессанса и Барокко… Во многих городах широко представлен каталонский модерн. В частности, это неповторимые творения гениального Антонио Гауди-и-Корнета, в которых переплетаются сразу несколько архитектурных стилей - от романского до платереско: вспомните хотя бы церковь Сограда-де-Фамилия в Барселоне.

В архитектурном облике крепостей и замков, церквей и соборов, всевозможных исторических зданий и жилых домов, которые расположены в старинных городах, объявленных ЮНЕСКО Достоянием Человечества, отражаются самые разные, порой, весьма необычные варианты творческого самовыражения их создателей.

Древнеримская архитектура хорошо представлена в Таррагоне. Это первый римский город на испанской земле, древняя столица Каталонии, второй по значению порт. Здесь сохранились крепостная стена III в. до н.э., амфитеатр для гладиаторских боев, цирк, арка Бера, остатки башни Сципиона, христианский Некрополь, акведук Чертов мост и кафедральный собор Santa Maria.

В своих строениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь и величие империи. Для их сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры , к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Позже, в Средние века появился Романский стиль - пра- пра- (и так далее) правнук древнеримской архитектуры .

Ренессанс или Возрождение (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI вв.

Характерная черта этой эпохи - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры . Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястров и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходят полукруглые арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

В каждом из тринадцати городов ЮНЕСКО есть знания, выстроенные в стиле ренессанс. В Алькале де Энарес, например, это - некоторые части крепостной стены, монастыри Мадре-де-Дьос и Сан-Бернардо, дом-музей Мигеля Сервантеса, старейший открытый театр и другие.

Мудехар - особая форма зодчества, сложившаяся в результате смешения мавританских форм с композиционными приёмами готики и ренессанса. В XV и XVI вв. этот стиль создали Мудехары (исп. Mudéjar, от арабского «мудаджан» - прирученный, домашний) - мусульманский народ, который оставался на территории Пиренейского полуострова, отвоёванного испанскими государствами в ходе Реконкисты. Первоначально Мудехарам было разрешено сохранять свои земли, законы и обычаи, исповедовать ислам. С падением в 1492 г. эмирата Гранады их насильственно стали обращать в христианство: с этого времени они известны как мориски.

Для построек стиля Мудехар характерны узорчатая кирпичная кладка, подковообразные арки, сводчатые перекрытия, образующие в плане звезду, потолки артесонадо (деревянные наборные потолки с кессонами, часто украшенные резьбой и росписью), богатый декор из цветных изразцов и резьбы по алебастру и стуку. Один из главнейших памятников этого стиля - башни с кирпичными бордюрами, которые находятся на самой знаменитой в Испании гранитной крепостной стене Авилы.

Готический стиль возник между романским и ренессансным периодами и охватил почти все области средневековой культуры . Он зародился на севере Франции и позже распространился на территорию Испании и других стран Европы XII -XV вв.

Испанская готика начала складываться приблизительно к XIII в. Ее развитие было неравномерным в связи с территориальной раздробленностью страны , влиянием отдельных региональных традиций и воздействием арабского искусства. В основном стиль проявился в храмовом зодчестве, светская же архитектура сохраняла верность мавританской традиции. Ряд готических приемов привнесли цистерцианцы (католический монашеский орден): форма ребер свода, арок и использование стрельчатых арок, Была и мавританская трактовка готики, в которой своды опираются на крестообразно расположенные арки, между ними размещается восьмиконечная ажурная звезда. В Севильском соборе, расположенном на месте мечети, колокольней служит бывший минарет.

Собор Авилы в архитектуре восточного фасада содержит элементы, восходящие, скорее всего к французской готике. Собор в Куэнке также имеет ярко выраженный готический характер: лепнина, высокие шестиугольные своды, лиственный орнамент на капителях. Одной из первых испанских церквей, повторяющих архитектуру готических соборов Франции, стал собор Толедо (1226 г.).

Уже позже стал складываться самостоятельный вид испанской готики, главное отличие которого от классического европейского - преломление стилем исабелино традиций мавританской архитектуры и стиля мудехар с использованием базы достижений поздней готики. Исабелино (исп. Gótico isabelino, «изабеллина готика», el gótico Reyes Católicos, «готика Католических королей») - направление готической архитектуры , возникшее в Испании в XV-XVI вв., во времена правления королевы Изабеллы Кастильской (1474-1505) и её супруга Фердинанда Арагонского («Католических королей»). Яркие примеры этого стиля - монастыри Сан Хуан де лос Рейес в Толедо и Сан-Томе в Авиле.

Платереско. В конце XV в., появился сугубо испанский архитектурный стиль, который впитал в себя французскую готику, итальянское Возрождение, всевозможные мавританские орнаменты и отличался исключительно нарядной каменной резьбой. Он получил название «платереско» (ювелирный), и отличается множеством тончайших архитектурных узоров, крайне детализированных по формам и имеющих плоскостный, ковровый характер.

Не затрагивая конструкции зданий в целом, декор платереско первоначально накладывался на позднеготические, а позднее - и на ренессансные формы. В раннем платереско совмещены мотивы готики и мудехара; в поздний платереско (начиная с первой половины XVI в.) входит много орнаментальных мотивов итальянского ренессанса (гирлянды, медальоны…), а также ордерных элементов, которые вносят упорядоченность, но не нарушают общего впечатления живописности.

Мастера платереско создавали огромные каменные картины на стенах. В стиле платереско делали и предметы прикладного искусства. Наиболее сохранившиеся из них - золотые дарохранительницы для религиозных реликвий в форме башенок, которые можно увидеть в соборах Сантьяго-де-Компостела, Севильи и Толедо. Их создали представители семьи Гарфе.

Барокко (итал. barocco - «странный», «причудливый»; порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы»; есть и другие варианты происхождения этого слова) - характеристика европейской культуры XVII—XVIII вв. Барокко как архитектурный стиль широко использовался Контрреформацией в храмовом зодчестве и выделялся особой пышностью. Однако он получил распространение в странах не только католических, но и протестантских и православных. Барокко отличают масштабные колоннады, изобилие скульптур на фасадах и в интерьерах, волюты (кованые элементы орнамента), большое число раскреповок (небольших выступов или изломом линии фасада), лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры, сложные купола (часто многоярусные), а также теламоны (атланты), кариатиды и маскароны.

В испанской архитектуре барокко имел свою интерпретацию. Стиль чурригереско названный по имени испанского архитектора Хосе Бенито де Чурригера и его братьев, проявлялся в декоративном оформлении фасадов и интерьеров и представлял собой развитие принципов барокко в духе повышенной эмоциональности, причудливых архитектурных форм, дробных и хаотичных элементах пластического декора. В Саламанке, например, недалеко от университета рядом стоят два, связанных между собой храма: Новый собор (Кафедраль Нуэва) и Старый собор (Кафедраль Бьеха). В их строительстве принимали участие сами братья Чурригера.

Использовались материалы из Большой советской энциклопедии, Википедии, журнала «Турбизнес».
Александра ХМЕЛЕВА

Dentro del interesantísimo campo del "futuro del pasado" contamos con una preciada joya: En el año 2017 , una película de diapositivas soviética del año 1960 que muestra cómo debería ser el futuro en 2017. Entre otras cosas pone de relieve toda una serie de diferencias con el "futuro de ahora" que nos dicen mucho sobre el inconsciente colectivo de aquellas gentes y el nuestro. Por enumerar algunas de ellas:

  • En el futuro de 1960 no hay zombies. Ni un virus mortal ni ninguna otra catástrofe que hubiera asolado la Humanidad. Solo retos a superar con un optimismo infinito.
  • La Naturaleza no es más que un enemigo a batir. La energía nuclear ya no es la más potente que existe pero es omnipresente en el funcionamiento de las máquinas. Eco... ¿qué?
  • En el futuro de 1960 no hay antagonismo entre humanos. Si acaso una banda residual de imperialistas que sobrevive escondida en un islote del Pacífico Sur y que no merece ni una diapositiva.
  • El tecnoprogreso ha liberado a la mujer de las tareas reproductivas. Eso sí, una especie de instinto primario hace que sea ella quien indique a los electrodomésticos cómo han de hacer los desayunos. Y es papá, claro, quien tiene un despacho en casa. (Spoiler: no, la pelicula no pasa el test de Bechdel.)
  • Incluso para salvar el mundo hay que pedir la debida autorización. ¿Qué es eso de llaneros solitarios u hombres con ridículas capas y mallas que van saltándose la ley a la torera para hacer el bien?
  • Y lo más inesperado: los meteorólogos son los grandes héroes de ese futuro.

V. Strúkova y V. Shevchenko

EN EL AÑO 2017

Dibujante: L. Sméjov
Producido por el estudio Diafilm, 1960


¿Quién no ha pensado alguna vez en el futuro? ¿Cómo será? ¿Quién no querría echar un vistazo al siglo venidero? Las obras de ciencia ficción, los cálculos de los científicos y los atrevidos proyectos de ingeniería nos permiten imaginar cómo puede ser el futuro.


Así que echemos un vistazo al futuro, trasladémonos unos 50-60 años más allá en el tiempo. Quizás en vísperas del Centenario del Gran Octubre otros escolares, iguales a vosotros, contemplen en su clase de geografía un reportaje cinematográfico sobre el pasado reciente y el presente de su país: una película sobre cómo la gente soviética transforma la naturaleza para alcanzar la paz y la prosperidad en la Tierra.


Estos son los escolares de 2017 en un aula de clase cinematográfica. Un efecto especial llamado "la lupa del tiempo" les permite observar cómo se fue construyendo la imagen del país que conocen.


Los chicos pueden contemplar como tramos de puentes se funden sobre insondables abismos en las montañas...


...explosiones nucleares localizadas con gran exactitud abren canales y hacen desaparecer los montes que obstaculizan el paso...


...los ríos Obi y Yeniséi son obligados a dar la vuelta y encaminarse al mar Caspio. Este mar, hace tan poco tiempo en riesgo de secarse, ahora recibe aguas de caudalosos ríos.


Los chicos escuchan al locutor: "Este que veis es el dique que atraviesa el estrecho de Bering. ¿Veis cómo cruzan por él los trenes nucleares? El dique cierra el paso a las corrientes frías del Océano Glacial Ártico y mejora así el clima del Extremo Oriente.


Luego, en la imagen, la superficie de la tierra se desvanece y se puede observar lo que acontece en las entrañas de la Tierra. En lo más profundo de los volcanes lanchas-topo fabricadas con un especial acero termorresistente se abren camino hacia fuentes de energía eternas.


A continuación, en la imagen, se desvanece el planeta mismo. Recorren el espacio interestelar, a una velocidad cercana a la de la luz, cohetes de fotones: naves espaciales camino del sistema planetario más próximo a nosotros y tan lejano a la vez, el Alfa Centaura.


Termina la sesión de cine y el profesor de geografía Nikolái Borísovich recuerda que mañana el grupo sale de excursión a la ciudad subterránea de Carbonogrado, en la región subártica.


A la mañana siguiente un capirotazo en la nariz despierta a Ígor. Así es como le despierta el reloj de pared inventado por su padre, uno de los controladores del Instituto Central de Administración del Clima.


Entreabriendo los ojos, el niño observa como la suave mano de plástico que le acaba de despertar es reabsorbida por la carcasa del reloj. "¡Hoy veré Carbonogrado con mis propios ojos!" — piensa Ígor con ilusión.


Mamá no está en la cocina pero ha dejado una nota con indicaciones a la inteligente máquina culinaria. "¡Qué bien! ¡Mi desayuno favorito!" — piensa el niño.


Ígor pone en marcha con cuidado el equipo e introduce la nota en la ranura. Para ejecutar las indicaciones apuntadas rayos invisibles tantean el contorno de las letras en la nota, cubetas automáticas miden las cantidades necesarias, unas cuchillas especiales parten raudamente las verduras.


De repente, desde el despacho de papá, llega la sonora voz de mamá.


Mamá mira desde la pantalla de un televideófono. Está en la cubierta de una motonave. Esta aloja el jardín de infancia en el que se encuentran sus hijos menores. — "¿Te has apañado con el desayuno?" — pregunta, sonriendo, mamá.


— "Estás... ¿en el Mar Negro!" — se extraña Ígor. — "Estoy en un viaje de trabajo, inspeccionando los jardines de infancia flotantes del Mar Negro y, ya de paso, he pasado a saludar a los míos... Dile a papá por teléfono que no volveré hasta mañana".


Media hora más tarde Ígor ya está muy lejos de la capital. El Ártico les recibe con una furiosa ventisca. Trabajadores locales rodean al grupo de moscovitas.


Una escotilla se abre ante los excursionistas y la ancha cinta de la escalera mecánica les transporta hacia abajo.


Más tarde recorren las calles de Carbonogrado. Por el aire se extiende el sutil aroma de los tilos. Al ver a la gente tostándose en la playa bajo un astro de cuarzo resulta difícil pensar en la ventisca que campa a sus anchas más arriba.


En las periferias de la ciudad enormes máquinas de acero están royendo las rocas. El ingeniero jefe de Carbonogrado Vladislav Ivánovich cuenta muchas cosas interesantes a los escolares.


— Aquí, bajo la tierra, disfrutamos de una primavera perpetua, — les informa con orgullo, — aunque el caprichoso tiempo de arriba nos fastidia los gráficos de envío del producto.


— Y la estación aérea de administración del clima que se está construyendo, ¿no podría vencer los caprichos del Ártico? — pregunta Nikolái Borísovich. Los chicos esperan con interés la respuesta del ingeniero jefe.


— Por el momento las intervenciones de la estación aérea son de carácter temporal, — respondió Vladislav Ivánovich. — El flujo ininterrumpido de los cargamentos solo se podría asegurar mediane un metro interurbano que atravesara todo el Ártico.


— Este es un nuevo modelo del "terrador": la nueva máquina de perforación de alta velocidad. Este "terrador" funcionará con la energía mesónica recién descubierta que triplicará su velocidad de penetración.


Por otro lado, la estación aérea de administración del clima tiene un gran futuro. Una persona presionará desde su despacho las teclas del radiomando y la máquina levantará el vuelo para reducir el huracán o suprimir una tempestad.


De hecho, los escolares tardarían muy poco en saber de lo que es capaz la estación aérea.
Mientras Vladislav Ivánovich conversa con ellos, en Moscú, en su despacho del Instituto Central de Administración del Clima, el sinóptico jefe del país y el controlador del clima de guardia, el padre de Ígor Yevgueni Serguéievich, discuten los mensajes de emergencia que llegan desde la región del Pacífico.


— Nos acaban de informar, — dice el sinóptico jefe, — de que los últimos imperialistas, escondidos en una lejana isla, han estado probando un arma mesónica prohibida. Las pruebas han provocado una explosión de fuerza inaudita que ha destruido toda la isla y, al mismo tiempo, ha provocado perturbaciones en la atmósfera terrestre.


— ¡Es por eso que nuestra máquina inteligente de pronósticos de repente predice para hoy una tormenta de 12 puntos en el Mar Negro cuando ayer el pronóstico todavía era favorable! — exclama Yevgueni Serguéievich.


— La explosión en el sur del Pacífico está provocando terribles huracanes y tormentas. ¡Es necesario salvar a las personas! — afirma decididamente el sinóptico jefe. — ¿Nuestra estación aérea está preparada?


Una terrible idea abrasa la mente de Yevgueni Serguéievich. Las naves... Los jardines de infancia flotantes... Allí están su mujer, Nina, Vitia. Cada minuto que pasa el huracán está más cerca. Pero la estación todavía no está equipada con el radiomando.


— Pediremos autorización para un vuelo tripulado de la estación aérea de administración del clima, — dice el sinóptico jefe. — Iremos nosotros mismos. Claro que arriesgaremos nuestras vidas. Pero debemos salvar a los niños, a los marineros, las naves.


La autorización para el vuelo llega y, al poco, prominentes columnas de agua pasan detrás de la ventana de la estación aérea del clima. Las columnas llegan hasta las mismísimas nubes.


Por la pantalla del televisor instalado en la estación pasa la costa del Mar Negro. Un gigantesco tornado está arrancando azoteas y descuajando árboles centenarios.


El sinóptico jefe hace bajar cristales negros sobre las ventanas. Auxiliares de laboratorio dirigen los mandos. El fuego deslumbra incluso a través de los cristales negros... Y es que la estación está irradiando mesones de inaudita potencia. Sus rayos combaten el tornado.


Cuando al fin se desconectan los relámpagos mesónicos y se elevan los cristales negros, el tornado se ha ido como por arte de magia. La estación aérea de administración del clima ha salvado cientos de vidas.


La explosión en el sur del Pacífico que había supuesto una amenaza mortal para la costa del Mar Negro, también se da a conocer en la capital. Una masa viscosa, gris y tenebrosa, avanza por un lóbrego cielo.


Pero la capital se está engalanando para la fiesta. Se vive una extraordinaria animación en la calle. Los moscovitas se quitan de las manos la última edición del periódico que informa sobre los últimos logros de la ciencia soviética en la administración del clima.


Y entonces, de repente, se abren los nubarrones y columnas de luz dorada se posan oblicuamente sobre las casas y los parques. El corredor de luz se va abriendo más y más.


La estación aérea de administración del clima sobrevuela lentamente la ciudad. Una radiante ciudad que se prepara para la celebración del Centenario del Gran Octubre. El festejo ha coincidido con una gran victoria de la ciencia soviética sobre la naturaleza.


El padre de Ígor abandona la estación aérea del clima y se encuentra con su hijo que no logra zafarse de su abrazo, especialmente fuerte en esta ocasión.


Por la tarde Yevgueni Serguéievich enciende el televideófono y llama a la motonave Najetia. Desde la pantalla le sonríe su mujer y Nina grita a su lado: "¡Papá! ¡Por aquí ha caído un templadito chaparrón!"

Благодаря долгой истории и влиянию различных течений, испанское зодчество представлено множеством архитектурных форм и стилей. Готика, ренессанс, барокко - современная Испания полна неповторимых творений мастеров с мировым именем. Различные города отражают периоды развития Испании: от древних времен через изящную средневековую готику до платереско и современных течений. Архитектура Испании ежегодно привлекает миллионы туристов, приезжающих посмотреть на самобытные объекты, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Характерные черты испанской архитектуры

Архитектурное наследие Испании включает сооружения не только на ее территории, но и творения испанских зодчих по всему миру. Испанская архитектура начинает свою историю с ранних поселений народов Средиземноморья и значительно опережает в темпах развития древнейшие культуры иберов и кантабров. Особенное влияние оказало древнеримское зодчество, процветавшее на территории Испании в начале нашей эры.

Появление мусульман на этих землях в VIII веке привело к доминированию религиозного строительства над светским. В это же время на территории христианских земель стали развиваться самостоятельные архитектурные течения, положившие начало готике и романтизму.

По сей день остается заметным влияние стиля мудехар, представляющего собой смешение европейского и арабского зодчеств. Архитектура Мадрида и Барселоны ярче всего представляют существующие в Испании стили - от самых древних до современности.

Революционным для культуры строительства на этих территориях стало решение использовать в декоративном зодчестве стекло и бетонные материалы. Эклектизм и модерн ярко выражены в работах Антонио Гауди, определившего стиль развития Барселоны на многие десятки лет. Архитектор построил самые знаменитые дома Барселоны.

По количеству исторически ценных сооружений Испания находится на втором месте после Италии.

Современная архитектура Испании отличается от мировых культур технологичностью и смелостью решений. Самые известные архитекторы Барселоны, такие как Луис Монтанер (Каса Льео Морера, Дворец каталонской музыки), Энрике Мирайес (рынок Санта-Катарина) обогатили не только национальный архитектурный фонд, но и работали в других странах.

Древнеримский стиль

Начиная со II века нашей эры, римское владычество на испанских территориях привело к стремительному прогрессу в строительстве. Небольшие поселения превратились в крупные города, между ними была построена сеть дорог. Некоторые памятники архитектуры того времени не уступают по ценности и качеству строительства лучшим римским памятникам.

Наиболее сильно римские традиции строительства проявляются в Таррагоне. Этот портовый город был столицей каталонской территориальной единицы. Здесь четко прослеживаются особенности римской архитектуры: пышность, симметрия, практичность. Множество арок, купольных потолков и колоннад подчеркивают долговечность и сложность строительства.

Для древнеримского периода характерны такие сложные инженерные строения, как акведук в Мериде, мосты Кордубский, Меридский, Алькантарский.

Некоторые памятники римского зодчества функционируют поныне - например, маяк Башня Геркулеса. Развлекательные древнеримские комплексы представлены амфитеатрами, театрами и цирками на улицах Мериды, Кордобы, Толедо, Италики. Мастера римской эпохи неизвестны, но их работы оказали на Испанию влияние, равное мусульманскому.

Стиль мудехар

Название этого стиля происходит от арабского слова mudaǧǧan, что в переводе означает «одомашненный». Он характерен для Испании X-XII веков, появился после набегов вестготов и множественного разрушения памятников римской архитектуры. Это синтетический стиль, созданный из арабских и европейских зодческих традиций.

Мудехару свойственна вторичность художественных черт, что негативно сказывается на оригинальности и качестве построек.

Характерными чертами стиля считаются мавританские архитектурные элементы: арки в форме подков, резные деревянные потолки из наборных плашек, гипсовые плиты и красочные изразцы. Строительство велось из натуральных недорогих материалов, готовые постройки отличались простотой и функциональностью. Мудехар свойственен и для жилых зданий, и для помещений служебного предназначения.

Самые характерные постройки в этом стиле - цитадель и Дом Пилата в Севилье, церковь Эль-Трансито в Толедо. Ярче всего мудехар представлен в Саагуне, Толедо и Гранаде. Имена мастеров, работавших в стиле мудехар, на сегодня неизвестны.

Романская архитектура

Романская архитектура строилась одновременно в Италии, Испании и на территории Пиренеев примерно в XIII веке. Романскому стилю свойственен примитивизм: большая толщина стен, арочные галереи как декоративный элемент зодчества, полное отсутствие скульптур и витражей.

Романская архитектура развивалась вместе с арабским и французским стилями. Особенно влияние этих двух культур заметно в фасаде церкви Санта-Доминго в провинции Сория.

Другими представителями испанской романики можно считать сорийский монастырь Сан-Хуан, базилику Исидоро в Леоне, соборы Саламанки, Саморы, Пласенсии. Всего на территории Испании имеется более 600 церквей, построенных в этот период.

Формированию романского стиля значительно поспособствовала монашеская конгрегация Клюни, которая стала основателем Пути Иакова, состоящего из выстроенных в тот период монастырей для обслуживания паломников, идущих к мощам святого Иакова.

Готическое направление

Зарождение произошло в период расцвета романской культуры (около XIV века). Этот период характеризуется активной борьбой с арабской культурой и не менее активным развитием испанского языка, зодчества, изобразительного искусства.

Арабское влияние наблюдается в покрытых объемными декоративными орнаментами стенах, тяжеловесных фасадах и заостренных наподобие минарета колокольнях. Внутренний дворик в испанских домах становится центральным элементом проекта, вокруг него выстраивается вся конструкция.

Лучшими группами памятников готического искусства считаются кастильская и каталонская. Они включают в себя известнейшие соборы в Толедо, Бургосе и Жироне, барселонскую церковь Санта Мария дель Мар, торговую биржу Шелковая в Валенсии. Архитектура Валенсии и ее развитие определяются готикой на длительный период после первых построек.

Королевская капелла в городе Гранаде - одна из наиболее посещаемых готических достопримечательностей в Испании.

Известные архитекторы этого времени: Гильом Бофиль, Вентура Родригес, Хуан де Колонья, Энрике Эгас.

Ренессанс в Испании

Заимствовав определенные готические формы, Возрождение стало проявляться в конце XV века как художественный стиль. Тогда образовалось несколько архитектурных стилей, одним из которых стал платереско, а другим - ренессанс. Ренессанс отличался от платереско строгостью декоративных элементов, сдержанностью планировки.

Симметричность композиций и классические арочные формы отдалили ренессанс от утонченно-агрессивной готики.

Самыми памятными представителями испанского ренессанса считаются дворец Карла в Гранаде мастера Педро Мачуки - каталонского художника и архитектора. Также широко известен монастырь Эскориал и Хаэнский собор. Оба памятника принадлежат руке испанских мастеров - Хуану де Эррере и Андресу Вандельвира соответственно.

Диего де Силоэ - еще один известный архитектор, работавший в стиле ренессанса, который разработал фасад здания королевского университета Саламанки.

Стиль барокко

Сдержанность и симметрия эпохи Возрождения были вытеснены легкомысленным и декоративным итальянским барокко. В переводе с итальянского барокко означает «излишество, причудливость».

Большое влияние на формирование этого направления оказала реформация католической церкви и появление учения Коперника. В начале XVIII века первые элементы эпохи барокко появляются на фасаде собора в Гранаде.

Декоративность форм, элементы мелкой лепнины, арочные окна, небольшой сад при жилом доме - все это придает стилю барокко художественность, свойственную испанской культуре.

Собор в Валенсии - один из лучших примеров величия барочного стиля, смешения реальных и выдуманных образов.

Еще одно определяющее стиль строение - кафедральный собор Святого Иакова в городе Сантьяго-де-Компостелла.

Одновременно с растущей вычурностью архитектуры садово-парковое искусство развивается в стиле геометризма: парковые территории разбиваются на ровные кварталы. К лучшим архитекторам барокко относят Гомеса де Мора (мадридская Пласа Майор), Карло Фонтана (собор Саламанки), Франческо Хуртадо (гранадский монастырь Паулар).

Колониальная архитектура

Испанский колониальный стиль в архитектуре сформировался преимущественно на территориях испанских колоний в Латинской Америке. Он преобладал с конца XVII по середину XVIII века, в начале XIX века его сменил платереско. Отличительные черты колониальной направленности - смешение барочной вычурности с надежностью и приземистостью построек.

Характерная черта колониального стиля - использование материала стукко, который применялся для барочной лепнины, штукатурки домов. Стукко - прочный художественный материал, искусственный мрамор, состоящий из гипса, клея и мраморной крошки. Иногда в смесь добавлялся алебастр, каменная пудра и мел.

С течением времени колониальный стиль получил подвид - утрированный барокко под названием «чурригереско».

Впервые колониальный стиль проявился в постройке храма в Куско.

Церковь Святого Франциска в перуанской Лиме дополняют провинциальные постройки, которые можно увидеть также в Ла-Пасе и Потоси. Лучшим архитектором этого стиля считается Лоренсо Родригес, выстроивший уникальный собор Метрополитано (Мехико).

Стиль платереско

Стиль получил название от испанского слова platero - ювелир. Платереско - эклектический стиль, объединивший черты мудехара, готики, итальянского барокко, который представляет собой художественное нагромождение декоративных элементов с растительными и фантастическими мотивами.

Характерные особенности - фасады с многоярусными башенками, разделенные на три вертикальных части, а также колонны в стиле неоклассицизма.

Платереско можно узнать по множеству медальонов и геральдических символов на фасадах построек.

Самые яркие здания стиля платереско - Саламанкский университет с его сложными лепнинами, Севильский собор, дворец Инфантадо в Гуадалахаре, университет города Алькала де Енарес.

Лучшими мастерами, работавшими в стиле платереско, признаны Диего де Риольо, Хуан де Гуас. Они определили зрелый этап развития платереско и сделали его одним из наиболее запоминающихся испанских зодческих стилей.

Развитие современной архитектуры

Этот период берет начало в 80-х годах прошлого века. Поток европейских инвестиций в экономику страны и нарастающее количество туристов не допустили архитектурный кризис. Современная архитектура Испании имеет такие характерные особенности: использование стеклянных и бетонных материалов, геометричность форм, лаконичность и функциональность проектирования.

Среди объектов современной архитектуры следует обратить внимание на Аудиторио Курсааль в Доностии, Аудиторио Тенерифе, расположенный на Канарах, Музей Гуггенхайма в Бильбао.

В период с 2006 по 2010 год включительно в Испании строился комплекс из четырех небоскребов, упомянутых почти в каждом современном путеводителе: Torre Cepsa, PwC, Espacio и Cristal.

В этих бизнес-центрах расположены рестораны и развлекательные центры, но для проживания в аренду площадь не сдается. Славу великих архитекторов современности заработали Сантьяго Калатрава, Захи Хадид, Френк Гери.

Заключение

Архитектура Испании представляет собой смешение различных стилей, появившихся на ее территории вследствие захвата земель представителями разных наций. Каждый последующий стиль определял направление в архитектуре, гармонично развивающееся из предыдущего стиля.

Перед тем как ехать в Испанию на осмотр достопримечательностей, ознакомьтесь подробнее с особенностями испанской архитектуры. Только так вы сможете полностью оценить уровень развития зодчества в этой прекрасной стране.

Испания. О стране, истории, архитектуре, туризме.: Видео


ВЕНТУРА Родригес (Rodriguez Ventura, 1717-1785) . Испанский архитектор, один из основателей и первых профессоров Академии св. Фердинанда. В основном работал в области церковной архитектуры.

Начал свою деятельность в качестве помощника Э. Маршана на строительстве дворца в Аранхуэсе (1731), позднее под руководством Ф. Юварры и Дж. Саккетти проектировал мадридский Королевский дворец (1735). В проекте собора в Сарагосе свойственная творчеству Вентуры сдержанность компенсируется грандиозными размерами и необычным видом здания с десятью куполами и двумя башнями, венчающими всё сооружение.

Его первой большой работой стала церковь Сан-Марко в Мадриде (1747-1753). Начиная с 1760-х его архитектура приобретает всё более академические черты.

Вплоть до смерти Фердинанда VII (1759) состоял придворным архитектором. Затем лишился покровительства при дворе. С 1768 руководил строительством собора в Вальядолиде. В 1783 году приступил к наиболее крупному произведению последних лет творческой деятельности – фасаду собора в Помплоне. Идеалы величия, простоты и строгости вытеснили сложную и непринуждённую игру архитектурных форм.

Постройки: церковь Сан-Марко, Мадрид (1749-1753); собор Нуэстра Сеньора дель Пилар, Сарагоса (1750, по проекту Х. Эрреры); анатомический театр королевского медицинского колледжа, Барселона (1761); фасад собора, Памплона (1783); церковь Энкарнасьон, Мадрид (1755, реставрация); церковь Сан-Исидро, Мадрид (ныне собор, фасад); портал Паррокия собора святого Иоанна де Компостела; церковь монастыря Августинцев, Вальядолид (1760); хоры собора, Сеговия; церковь бенедиктинского монастыря Санто Доминго де Силос (близ Бургоса); церковь Санта Виктория, Кордова; башня собора; дворец Лириа на площади Испании, Мадрид (1773); фонтан Аполлона в Английском парке (1780); фонтан Артимок в парке Ретиро, Мадрид; реставрация Алькасара, Толедо.


ВИЛЛАНУЭВА Хуан де (Villanueva Juan de, 1739-1811). Испанский архитектор, представитель классицизма.

Родился в Мадриде. Учился в мадридской Академии, позднее окончил Академию св. Луки в Риме (1759-1765). С 1786 – главный архитектор Мадрида. В 1789-1808 – главный королевский придворный архитектор. Наиболее известная постройка – Музей естественной истории Прадо в Мадриде (1785-1787).

Постройки: ризница собора, Бурго де Осма (1770-83); колоннада Аюнтаменто, Мадрид (1780); реконструкция и реставрация отдельных частей Эскориала (1771); церковь Кабальеро де Грасиа (1789-1795); резиденция маркиза де Льяно, Мадрид (1775); неогреческий храм в Королевском парке, Аранхуэс; небольшие виллы – Касита дель Принсипе и Касита Арриба в королевском парке Эскориала (1772-1777); Касита дель Принсипе в Эль Пардо (1784); Касита Абахо (1773); Академия истории, Мадрид (1788-1811, заверш. 1847); обсерватория, Мадрид (1790, оконч. 1847 – Коломер); пласа Майор, Мадрид (1791, реставрация).


ГАУДИ-И-КОРНЕТ Антонио (Gaudi у Cornet Antonio, 1852-1926). Крупнейший представитель испанского модернизма, творчество которого представляет собой одно из самых противоречивых явлений в европейской архитектуре рубежа веков.

Родился в Реусе (Барселона) в семье потомственных каменщиков. Окончил Высшую техническую школу архитектуры (1878), одновременно работая чертёжником и изучая ремёсла в мастерской Э. Пунти.

Его творчество делится на два периода – ранние постройки и постройки в стиле национального модерна (после 1900-х). С 1870 по 1882 работал под началом архитектора Эмилио Сала и Франциско Вильяра, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т.д.) и без успеха участвуя в конкурсах. Ранний период его творчества отмечен влиянием испанского архитектора Х. Марторела.

Первая крупная работа – дом Висенс (1878-1888), в пластическом решении которого использованы фигуры стиля «мудехар», мавританские и ориентальные (в росписях) мотивы. Однако дом Висенс не является постройкой в стиле «мудехар», а скорее напоминает её; в 1925, после переделок, дом получил премию как лучшее сооружение года. Ряд исследователей относит ранние богато декорированные постройки Гауди к раннему модерну.

На всю творческую жизнь Гауди повлияла встреча с Э. Гуэлем (1883), будущим другом и покровителем. Для него Гауди создал усадьбу Гуэль (1884-1887) – с воротами и домом привратника, конюшней, манежем, ограждением и смотровыми площадками. Это была свободная интерпретация стиля «мудехар» с причудливыми объёмами раскованных пластических декораций. Граф де Гуэль заказал ему и следующую работу – дворец Гуэль (1886-1888), ставший достопримечательностью Барселоны. Постройка, хотя и небольшая по величине, очень насыщена деталями; она открывает короткую серию зданий Гауди, которые иногда причисляют к неоготике. Здесь архитектор впервые применил бетонные параболические арки. Узкие окна, мощный абрис парных въездных арок создаёт впечатление символического родства с ренессансным палаццо. Большой зал дворца, вокруг которого группируются помещения, окружён галереями. Гауди использовал во дворце 127 колонн разнообразных типов, а также запроектировал мебель. В настоящее время во дворце размещён музей сценического искусства.

Ряд построек Гауди носят переходный характер. Это епископский дворец в Асторге (1887-1893), коллегио Терезиано (1888-1890), дом Ботинес в Леоне (1891-1894). Дворец в Асторге – наиболее неоготическая из всех построек Гауди.

Почерк мастера, отличающийся своеобразием, заметен в двух небольших работах – проекте здания францисканских миссий в Танжере (1892-1893) и складах Гуэль в Гараффе (1895-1900); здесь Гауди полностью освободился от какой-либо традиции. Здание миссий, выполненное с поражающей фантазией, несёт черты и африканской архитектуры (проект не осуществлён). Второй доходный дом – дом Кальвет (1898-1900) – был отмечен как лучшее здание 1900 года. В декоративном решении дома с двумя различными фасадами развивается псевдобарочная тема. Для дома Кальвет Гауди разработал всю систему декора (рисунок полов, потолков, мебель, обои).

В 1898-1915 Гауди запроектировал для усадьбы Гуэля Санта Колома церковь и крипту (церковь не осуществлена). Здесь впервые применён излюбленный мотив архитектора – наклонные колонны без энтазиса.

В 1903 Гауди завершил создание единственного в своём роде парка при дворце Гуэль, впоследствии приобретённого муниципалитетом Барселоны. Этот парк разбит на участке, где Гуэль планировал размещение поселка типа «города-сада» – неосуществлённого замысла Гауди. От идеи осталась дорога, ряд построек (так называемый Дорический храм, предназначенный для рынка, дом подрядчика). Трёхкилометровая трасса даёт неожиданные точки обзора, объединяя всю композицию. Усложнённое пространственно-планировочное решение резко отличается от обычных для того времени регулярных садов. В оформлении широко применена цветная майолика, а также необработанный камень. Вход обозначен двумя павильонами с декором причудливых форм. «Дорический храм» с 86 колоннами в уровне верхней террасы обходит «бесконечная» скамья, облицованная керамикой. Дорожные сооружения превращены в мир каменной скульптуры. В парке представлены едва ли не все возможные сочетания органики каменных опор с живой зеленью, вплоть до окаменелого леса. Природа и сооружение здесь связаны органически в единое целое.

Одно из самых популярных сооружений Гауди – дом Батло (1904-1906). Тема дома в своём декоративном решении – на первый взгляд, плод причудливой фантазии, – имеет своим источником чисто литературное происхождение. Она подчинена разработке сюжета о св. Георгии, убивающем дракона. Характерное для модерна применение материалов представлено сочетанием фактурных поверхностей, керамики и металла.

Последняя завершённая работа Гауди – дом Мила (1906-1910), одна из известных построек модерна, получившая название «Ла Педрера» (каменоломня), обусловленное странностью этого сооружения. Это расположенный на угловом участке шестиэтажный доходный дом с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами. План здания имеет сложное криволинейное очертание. В доме Мила применены новые конструктивные решения. Здесь отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль. Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, известное впоследствии как «свободный план».

«Архитектурная прогулка» по кровле дома Мила не уступает по обилию впечатлений Парку Гуэль. Экспрессивные по характеру скульптурные детали облицованы майоликой. В целом в декоративном решении дома отражена тема природных мотивов (пещер, моря, подводного мира), характерная для архитектурного стиля модерн.


Интерьер Каса Висенс. Арх. Антонио Гауди

В 1914 Гауди оставил всю архитектурную практику, кроме своего главного сооружения – собора Саграда Фамилия (Святого Семейства) в Барселоне. Собор был заложен в 1882 году. Стройкой с 1883 до своей смерти руководил Гауди, макет собора был им закончен к 1916. Оставшаяся незаконченной постройка решена с использованием обилия новых конструктивных элементов. Точки зрения на Саграда Фамилия различны, некоторые исследователи находят в нём черты примитивизма и свойственного Каталонии наивного символизма. Это совершенно своеобразная интерпретация средневекового собора с импрессионистическим восприятием поздней готики. Постройка, вошедшая в историю архитектуры, находится на переходной грани между эклектикой и модерном.

Гауди сам следил за реализацией своих идей, проводя много времени на строительной площадке; зачастую он требовал множества переделок, разорительных для подрядчиков. Только такая работа и позволила создать все его произведения, составившие национальную гордость. В 1925 он вообще переселился на строительную площадку Саграда Фамилия. Гауди целиком был поглощён возведением собора. 7 июня 1926 года неподалёку стройки он попал под трамвай и через три дня умер.

Его творчество, после юбилейной выставки 1952 года ставшее широко известным, повлияло на архитектуру XX века решающим образом, предопределив многие архитектурные находки нового века и творчество таких мастеров, как Ле Корбюзье, О. Фрай (направление архитектурной бионики), П. Солери, Ю. Дахинден и др.

Постройки: дом Висенс, Барселона (1878-1888); вилла Эль Каприччио (1883-1885); усадьба Гуэль, Барселона (1884-1887); дворец Гуэль (1886-1888); епископский дворец, Асторга (1887-1893); коллегия Терезиано, Барселона (1888-1890); дом Ботинес, Леон (1891-1894); здание миссий, Танжер (проект, 1892-1893); дом Фернандес и Андерс, Леон (1891-1894); склады Гуэль, Гаррафа (1895-1900); Саграда Фамилиа, Барселона (1882 – не оконч.); доходный дом Кальвет, Барселона (1898-1900); крипта церкви Санта-Колома, близ Барселоны (1898-1915); усадьба Бельсегуард (1900-1916); дом Батло, Барселона (1905-1907); дом Мила, Барселона (1905-1910); парк Гуэль, Барселона (1900-1914).


ГУАС Хуан (Guas Huan, ум. 1496). Испанский архитектор, один из наиболее ярких мастеров платереско и изабеллайн – самой ранней версии орнаментального стиля, пришедшего в Испанию после Реконкисты.

Родился в Бретани, откуда отправился во Фландрию. Первое упоминание о нём относится к 1543 году, когда он переехал в Испанию. Здесь он работал помощником архитектора Яна ван дер Эйена в Толедо.

Лишь несколько работ можно с достаточной степенью надёжности отнести к его творчеству – дворец Инфантадо в Гвадалахаре (1480-1483) – ранний пример большой городской усадьбы, ставшей прототипом для подобных построек в Испании. Проектировал церковь св. Хуана в Толедо (1476). К концу жизни стал главным строителем соборов в Сеговии и Толедо. Ему также принадлежит позднеготический фасад церкви Сан-Грегорио в Вальядолиде (1487-1496).

Постройки: церковь св. Хуана, Толедо (1476); дворец Инфантадо, Гвадалахара (1480-1483); фасад церкви Сан-Грегорио, Вальядолид (1487-1496).


ДЕ САНКТИС Франческо (Sanсtis Francesco de, 1693-1740).

Самое значительное произведение – Испанская лестница в Риме (1723-1725, совместно с Сиекки) – пример архитектурного использования рельефа и сочетание в едином ансамбле целой группы градостроительных элементов. Является своеобразной площадью-амфитеатром, ступени которой используются как скамьи. Соединив отмеченную обелиском площадку перед церковью Санта-Тринита дел Монти и Пьяцца ди Спанья, лестница связала две магистрали (виа Сиетина и виа Бабуино) и образовала новую, пересекающую их ось, намеченную лестницей и улицей Кондотти.


КАНДЕЛА Феликс (Candela Felix, 1910-1997). Выдающийся испанский архитектор и инженер.

Родился в Мадриде. Закончил Высшую архитектурную школу и Академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. К концу обучения ему посчастливилось наблюдать строительство двух наиболее известных построек Э. Торрохо – трибуну ипподрома Ла Зарзуэля (1935), смелую конструкцию консольного навеса над трибунами из ряда железобетонных оболочек сегментной формы и конструкцию консольного навеса «Фронта Реколетос», которую только начинали строить. Двойной барабан свода последней, перекрывающий площадь 60 на 30 метров и другие работы Торрохо, возможно, пробудили интерес Канделы к панцирному своду, строительный метод которого соединяет в себе творческий и изысканный расчёт и не имеет себе равного.

После участия в Гражданской войне в Испании на стороне республиканцев Кандела приезжает в Мексику летом 1939 года. Спустя 12 лет он и его брат Антонио начали работать как архитекторы и строители.

Строительство Лаборатории излучений университета в Мехико, для которой требовалось тонкое ограждение, способное пропускать лучи, поражает изяществом и смелостью.

Особое преимущество пространственно изогнутых параболических и гиперболических сводов-облочек (по сравнению со сферой или другими видами перекрытий) в том, что требуемое перекрытие может быть сделано из прямых форм. Сооружения Канделы более экономичны, чем другие жёсткие кровли, он строит свои архитектурные формы на использовании монолитных железобетонных облочек, и все его старания направлены «на развитие структурных форм, соответствующих новому материалу». Его перекрытия увеличивались в каждом следующем проекте, и он становился смелее в разработке панцирного свода. Кандела отстаивает право архитектора на интуитивное толкование любой строительной задачи и требует от него инстинктивного понимания распределения сил. Как архитектор и дизайнер Кандела прославился своим собором Санта-Мария Миракулоза в Мехико-Сити (1954-1955), построенным совместно с Энрико де ла Мора. Позже были построены здания непромышленного характера: это несколько церквей и павильонов в Мехико-Сити и Куэрнаваке, рестораны в Лос-Манантиалес в Хочимилко и Олимпийский стадион в Мехико (1968).

С 1953 по 1970 Кандела являлся профессором в Национальном университете в Мехико, а с 1971 по 1978 – в университете в Чикаго, где он также работал как архитектор.


КАНО Алонсо (Cano Alonso, 1601-1667). Испанский живописец, скульптор, архитектор, рисовальщик.

Родился в Гранаде. Первоначально учился у своего отца, рисовальщика алтарей. В 1614 переселился в Севилью, где занимался живописью у Франциско Пачеко и скульптурой под руководством Хуана Мартинеса Монтаньеса. В 1638 году переехал в Мадрид, где получал заказы для королевского дворца, стал учителем рисования наследного принца Бальтасара Карлоса. В 1644 вынужден был бежать в Валенсию, а оттуда в Гранаду, где принял сан священника. Делал эскизы массивных серебряных алтарных паникадил, кафедры (1652-1656) и алтарей, а также рамы для картин и иллюстрации для книги Квеведо Виллегеса «Испанский Парнас» (Мадрид, 1648). Работал в традиционных жанрах религиозной скульптуры своего времени, обращаясь в основном к раскрашенному дереву, создавал величественные монументальные и более камерные статуи. Автор множества рисунков, он отдавал предпочтение архитектурным мотивам (Мадрид, Национальная библиотека; Лондон, Британский музей; Париж, Лувр). Незадолго до смерти Кано создал один из самых необычных и смелых памятников испанской архитектуры XVII века – главный фасад собора в Гранаде (проект Кано осуществлен в 1703 Х. Гранадосом).


КОВАРРУБИАС Алонсо де (Covarrubias Alonso de, 1488-1570). Испанский архитектор и скульптор, представитель раннего Ренессанса.

Для его творчества характерно применение готических мотивов. Впервые упоминается как консультант на строительстве собора в Саламанке (1512). Архитектор Толедского собора и королевских замков (1537).

Постройки: церковь Пиедад, Гвадалахара (1526); Капелла новых королей в соборе, Толедо (1531-1534); лестница в епископском дворце, Алькала (1530).


МАЧУКА Педро (Machuca Pedro, 1485-1550). Испанский живописец и архитектор. Представитель Ренессанса.

Точные биографические данные отсутствуют. Известно лишь, что он в течение некоторого времени работал или учился в Риме (возможно, у Микеланджело).

Самая известная постройка – Дворец Карла V в Альгамбре (начало 1526, близ Гранады), квадратное в плане здание, внутри которого расположен круглый двор диаметром около 30 метров – основное композиционное ядро всего сооружения. Фасады расчленены пилястрами на два яруса. Каменная кладка подчёркнута рустовкой.

Объёмно-пространственный замысел, членение фасада, разработка деталей и характер скульптурных украшений объединены в цельный художественный организм. Отличается широким применением ордера как целостной композиционной системы и пониманием его тектонического смысла, что характерно для зрелого стиля Возрождения.

Постройки: дворец Карла V, Альгамбра (1526).


МОНЕО ВАЛЬЕС Хосе Рафаэль (Moneo Vallеs Josе Rafael, р. 1937). Испанский архитектор.

Родился в Испании. Окончил Техническую школу в Мадриде (1961). В 1980-1984 – профессор композиции в мадридской Технической школе. В 1985-1990 – декан архитектурного факультета Гарвардского университета. С 1990 года вернулся к частной практике в Мадриде.

Постройки: музей римского искусства, Мерида (1980-1985); здание офисов, Севилья (1982-87); банк Испании, Джине (1983-1988).


МОРА Хуан Гомес де (Mora Juan Gomez de, ок. 1580-1648). Испанский архитектор.

Родился в Мадриде. Племянник архитектора Франсиско де Мора, сын придворного живописца.

В возрасте 24 лет был назначен главным архитектором Алькасара и архитектором Филиппа III. Среди его самых выдающихся произведений Пласа Майор, здание суда в Мадриде, а также Каса-де-ла-Вилле. Он создал алтарную часть базилики Гуадалупе в Касересе. Большинство его построек находятся в Мадриде.

Постройки: Пласа Майор (1617-1619); Городской совет (до 1644); здание суда; монастырь Сан-Хиль; церковь Богородицы Лорето; перестройка хоров монастыря Дескальсас Реалес; перестройка Английского колледжа, ныне церковь св. Игнатия Лойолы.


РИБЕРА Педро де (Ribera Pedro de, ок. 1683 – 1742). Испанский архитектор и скульптор. Представитель позднего барокко и испанского рококо.

Ученик семьи Чурригера. С 1719 работал в городском совете Мадрида. С 1726 – главный архитектор города.

Все постройки, за исключением башни собора в Саламанке (1733-1768) и капеллы церкви св. Антония в Авиле (1731), находятся в Мадриде. Самое знаменитое произведение мастера – портал мадридской богадельни св. Фернандо (1722). В центре спокойного, монотонного фасада богадельни выделяется двухъярусный портал исключительной сложности и пышности. Вся поверхность его заполнена растительным орнаментом, обогащённым геральдическими эмблемами и фигурками детей. Во втором ярусе – полукруглая ниша со скульптурной группой. Этот приём – сочетание аскетической простоты фасада с пышным порталом – основной в творчестве архитектора.

Церковь Сан-Хосе в Мадриде. Арх. Педро де Рибера

Постройки: монастырь Нуэстра Сеньора дель Пуэрте (1718); церковь Монсерратской Богоматери ордена бенедиктинцев (1720); частные дворцы Мирафлорес, Пералес, Торесийа; мост через реку Мансарес; церковь св. Каэтано (1722-1732); капелла госпиталя св. Фернандо (1722); портал мадридской богадельни св. Фернандо (1722); капеллы Нуэстра Сеньора де ля Партериа церкви св. Антония, Авила (1731); башня собора, Саламанка (1733-1768).


САККЕТТИ Джованни Баттиста (Sacchetti Giovanni Battista, 1700-1764). Итальянский архитектор, работал в Испании.

Родился в Турине. Ученик Ф. Юварры. Последовал за ним в Испанию. По его проекту выполнил парковый фасад дворца Ла Гранха в Сан-Ильдефонсо (1738). После смерти Юварры заканчивал его работы.

Постройки: монумент на могиле принцессы Кариньяно (1722); монумент королевы (1728) и короля Савойских (1732); церковь Сан-Филиппо, Турин; палаццо Гранха, Сан-Ильдефонсо (1736); палаццо Паэзана, Турин (нач. 1736); Королевский дворец, Мадрид (1738-1764, по проекту Юварры); планы строительства Лас Салесас Реалес (1750); фонтаны на Роза де ла Вилла, Мадрид (1753-1754).


СИЛОЭ Диего де (Siloe Diego de, ок. 1495 – 1563). Испанский архитектор и скульптор. Представитель испанского Возрождения, сыгравший большую роль в распространении классицизма в Испании.

Родился в Бургосе. По-видимому, сын и ученик скульптора Хиля де Силоэ. До 1519 года работал в Италии, где испытал влияние Микеланджело и флорентийской школы.

Начал свою деятельность в Неаполе с церкви Сан-Джованни-а-Карбонара (1515). В 1519 вернулся в Бургос, где получил очень престижный заказ для кафедрального собора – надгробие епископа Луиса де Акуньа.

В апреле 1528 был вызван в Гранаду, где его карьера внезапно меняет своё направление. Если до этого момента он работал главным образом как скульптор, то в Гранаде он занимается исключительно архитектурой. Отчасти это произошло по той причине, что в Гранаде того времени сосредоточилась основная строительная деятельность той эпохи. Здесь работали крупнейшие архитекторы своего времени и велось большое строительство. Самая значительная работа – собор в Гранаде. Собор был начат Э. де Эгасом. Силоэ возглавил строительство в 1529 и радикально переработал план Эгаса. В 1528-1532 была изготовлена деревянная модель собора. Но проект зодчего был настолько отличен от традиционных, что ему пришлось ехать ко двору короля в Толедо, чтобы получить особое разрешение на возведение собора в тех формах, которые он задумал. В итоге его проект был утверждён. Оригинальность постройки заключена в плане, искусно объединяющем ротонду с двумя крыльями. Архитектору удалось ввести в традиционную готическую схему характерную для Возрождения центричность. Зодчий умер в Гранаде.

Постройки: церковь Сан-Джованни-а-Карбонара, Неаполь (1515); «Золотая лестница» собора, Бургос (1519-1526); башня Санта-Мария дель Кампо, близ Бургоса (1527); Коллегия Фонсека, Саламанка (1529-1534); собор, Гранада (1529); церковь Сан-Сальвадор, Убеда (1536); собор, Гуадикс (1549, перестройка); церковь Санта-Анна, Бургос (1537); особняк Каса де Кастриль, Гранада (1539); церковь Сан-Габриэль, Лоха близ Севильи (1552-1568); главная ризница собора, Севилья; планы собора, Альмерна (1524); планы собора, Малага.


ТОЛЕДО Хуан Баутиста де (Toledo Juan Bautista de, ок. 1500-1567). Испанский архитектор, скульптор и математик эпохи Возрождения.

Родился в Испании. В раннем возрасте уехал в Рим, где стал учеником Микеланджело и участвовал в строительстве собора св. Петра. До 1559 – архитектор испанского вице-короля в Неаполе. В этом качестве участвовал в прокладке Виа Толеда (ныне Виа Рома) – центральной улицы города. В 1559 по приглашению короля Филиппа II вернулся на родину, назначен придворным архитектором и строителем дворца-монастыря Эскориал (1562).

Постройки: церковь Сан-Джакомо дельи Спаньоли, Неаполь (1540); главное здание королевского дворца, Аранхуэс (1561); монастырь Дескальсас Реалес, Мадрид; проект Эскориала (в 1563 начал строительство ансамбля, закончить не успел); монастырь Сан-Лоренцо.


ТОМЭ Нарсисо (Tome Narciso, ум. в 1742). Испанский архитектор, скульптор и художник, представитель барокко.

Первое упоминание относится к 1715 году, когда зодчий работал над скульптурным оформлением фасада университета в Вальядолиде (гербы, цветочные гирлянды и фигурные пинакли).

Самое известное произведение – капелла Эль Транспаренте (Прозрачная) собора в Толедо (1721-1732). Для освещения ретабло сделан проём в сводах галереи кругового обхода собора, который кажется случайным обвалом купола, открывшим вид в небесное пространство, изображённое средствами живописи. В композиции использован переход от реального пространства к иллюзорному при помощи объёмных фигур первого плана.


ТОРРОХА Мирет Эдуардо (Torroja Miret Eduardo, 1899-1961). Испанский архитектор и инженер.

По образованию гражданский инженер, учился в Мадриде. Один из пионеров использования предварительно напряжённого бетона в Испании. Основал и руководил Техническим институтом строительства и бетона в Костильяресе.

Наиболее известный и типичный пример его творчества – ипподром Сарсуэла (1933, близ Мадрида) – бетонные структуры, увенчанные эффектными рифлёными крышками с широкими консолями; это прекрасное сочетание функционального, структурного и эстетического достоинств проекта, совершенство инженерных свойств которых проявилось во время гражданской войны, когда ни одно из сооружений не пострадало от бомбёжек.

Поздняя работа Торохи – свод клуба Тахира в Каракасе (Венесуэла, 1957), который сравнивали с удаляющимся парусом, полным чарующей грации.

Постройки: церковь Ксералльо; церковь Сант-Эспирит; церковь Понт де Суэрт (1952); ж/д мост через Эслу (1940) – ширина пролёта арки 632 фута; многочисленные мосты, виадуки, ангары; торговый павильон (1933).


УРТАДО ИСКЬЕРДО Франсиско (Hurtado Izquierdo Francisco, 1669-1725). Испанский архитектор, представитель барокко.

Учился в Кордове. В качестве капитана армии, возможно, посетил Сицилию. С 1697 – главный архитектор собора в Кордове. С 1705 – собора в Гранаде, где заканчивал капеллу Санта-Тереза.

С 1712 – государственный королевский представитель в Приего. Основал здесь большую мастерскую архитекторов, декораторов и художников. Эта должность дала Уртадо возможность выбирать работы по своему усмотрению.

Творчество Уртадо отличается обилием полихромных эффектов, достигнутых путём комбинирования разноцветного мрамора и других материалов. Будучи архитектором раннего периода испанского барокко, предвидел многие более поздние тенденции. Два самых известных произведения были созданы по заказу ордена картезианцев: ризница (1703-1720, Гранада), стены украшены мрамором, мимой, порфиром; ризница Нуэста Сеньора дель Пилар (1719, Рескафрия) отделана серым и коралловым мрамором и ляпис-лазурью.

Постройки: часовня-усыпальница графов Буэнависта, Малага (1693); серия домов на ул. Баньо, Кордова, (1700); больница для бедных, Кордова (1701-1703); приходская церковь, Беласкасар, первый этаж колокольни (1703); ризница, Гранада (1703-1720).


ФИГЕРОА Леонардо де (Figueroa Leonardo de, ок. 1650-1730). Испанский архитектор, создатель стиля барокко.

Жил и работал в Севилье, где находятся все его работы.

Первая известная работа – госпиталь в Севилье (1687-1697). Орнамент его довольно скромен по сравнению с поздними работами Фигероа. Однако уже в следующей его работе – церкви св. Павла (1691-1697), перестроенной из более ранней постройки, его язык вполне оформился: интенсивное использование полихромии и керамики.

Вершиной орнаментального стиля стал монастырь Сан-Тельмо (1724-1734) в Севилье. Наиболее значительное произведение – здание Института навигационной корпорации (проект главного портала), в котором используется приём яркого выделения основного декоративного пятна на фоне фасадной плоскости. Портал представляет собой 3-ярусное сооружение. Верхний ярус поднимается над линией главного карниза и увенчан сложным по силуэту фронтоном. В композиции ярусов портала применены спаренные колонны. Барочный облик подчёркнут типичным для испанской традиции заполнением гладкой поверхности орнаментом.

Постройки: дворец Сан-Тельмо (1682-1796); приют де Венераблес, Сакердотес (1687-1697); церковь Санта-Магдалена (1692-1724); церковь Сан-Сальвадор (1671-1712); церковь больницы Сан-Луи (1709-1730).


ХИЛЬ ДЕ ОНТАНЬОН Родриго (Gil de Hontanion Rodrigo, 1500-1577). Испанский архитектор. Последний из крупных испанских готических архитекторов, участвовавший в строительстве всех последних готических соборов Испании, и одновременно один из самых своеобразных испанских носителей итальянского Возрождения.

Самое известное произведение – фасад колледжа Сан-Ильдефонсо университета в Алькала де Энарес (1537-1553).

Во дворце Гусманеса в Леоне зодчим впервые использован балкон – особенность, ставшая характерной для испанской архитектуры.

Постройки: церковь Сантьяго, Медина де Риосеко (1533); дворец герцогов Монтеррей, Саламанка (1539, совм. с Мартином из Сантьяго); монастырь бернардинок, Саламанка (1552); церковь св. Магдалины, Вальядолид (1566-1572); дворец Гусманес, Леон (1559-1566).


ХИЛЬ ДЕ ОНТАНЬОН Хуан (Gil de Hontanion Juan, 1480-1531). Испанский архитектор. Представитель поздней готики.

С 1512 – руководитель работ по строительству собора в Саламанке. В 1524 спроектировал и начал руководить работами по строительству собора в Сеговии.

Постройки: капелла церкви Сан Антолин, Вальядолид (1503-1521); капелла церкви Санта-Клара, Бургос (1503-1523); церкви Сан-Кристобале, Альморокс, Толедо (1509-1519); собор, Саламанка (1512-1526); собор, Севилья (1513-1517); собор, Сеговия (1524-1526).


ЧУРРИГЕРА (Churriguera de, XVII-XVIII вв.). Семья испанских скульпторов и архитекторов.

Представители испанского барокко, создатели стиля чурригеризм.

Созданный этой семьёй стиль испанского барокко XVII-XVIII веков отличается фигурной орнаментикой, обильным скульптурным декором, отдельные элементы которого навеяны самобытным искусством народов Центральной и Южной Америки. В творчестве основоположников этого стиля всегда присутствует уважение к ясности конструктивных и композиционных приёмов школы Эрреры, а вся творческая смелость проявляется главным образом в деталях и орнаментике.


ЧУРРИГЕРА Хосе Бенито (Churriguera Jose Benito de, 1665-1725). Зодчий и скульптор, чьё имя персонифицирует целое направление в искусстве Кастилии.

В 1689 – победитель конкурса на проект катафалка для королевы Марии Луизы Орлеанской. В начале своей деятельности обосновался в Мадриде, где работал резчиком ретабло, а с 1692 – в Саламанке совместно с братьями Хоакином и Альберто.

Наиболее значительное произведение архитектора – ансамбль города Нуэво Бастан близ Мадрида (1709-1713, близ Алькала де Энарес), объединяющий в себе стекольную фабрику, жилые дома и главную площадь с расположенным на ней дворцом Хуана де Гойенече. В основу городка был положен регулярный генеральный план.

Дворец Нуэво Бастан. Арх. Хосе Бенито Чурригера

Постройки: дворец, Мадрид (после 1689, ныне Академия изящных искусств Дворец Нуэво Бастан Сан-Фернандо); монастырь Сан-Томас, Мадрид (1724, завершение фронтона фасада, три портала нижнего яруса не сохранились); собор Сан-Гаэтано, Мадрид (фасад). Выполнил большое количество декоративных работ: ретабло доминиканской церкви Сен-Эстебан, Саламанка (1693-1696); ретабло церкви в Легансо; ретабло церкви Сан-Томас, Мадрид.


ЧУРРИГЕРА Хоакин (Churriguera Joaquin de, 1674-1724), брат Хосе Бенито, работал на постройке собора в Саламанке. Его лучшими работами являются внутренний двор коллегии Анайя и коллегия ордена Калатравы, Саламанка (1717). Однако как архитектор смог проявить себя только после смерти двух старших братьев. Первой крупной работой стала Пласа Майор (Главная площадь) в Саламанке (1729).

Постройки: гостиница Коллегии Де Сан-Бартоломе (совм. с братьями); Пласа Майор (Главная площадь), Саламанка (1729); церковь Успения, Руэда (1738-1747, портал и фасад); коллегия Сан-Амброзино, Саламанка (1720); церковь Сан-Себастьян, Саламанка (1731); церковь Кармен де Абахо, Саламанка; капелла Сан-Тен собора, Бургос; церковь Оргас, близ Толедо (1744).


ЭГАС де, семья испанских архитекторов.


ЭГАС Энрике (Egas Enrique, ум. в 1534). Испанский архитектор, принадлежал к испанской семьи зодчих и скульпторов. Представитель поздней готики и стиля платереско.

Ученик Х. Гуаса. С 1498 – главный архитектор Толедо. Являлся консультантом на строительстве соборов в Сарагосе (1500) и Севилье (1512-1534). Самое значительное произведение – капелла королевского госпиталя в Сантьяго де Компостела (1501-1517), построенная в стиле поздней готики с чертами платереско.

Постройки: собор, Толедо (1508); капелла Майор, перестройка (1500-1504, совм. с П. Гульелем); госпиталь, Сантьяго (1501-1511); монастырь Сан-Хуан де лос Рейес (1504); больница Св. Креста, Толедо (1504-1515); королевская капелла, Гранада (1506-1507); королевская больница, Гранада (1506-1507); собор, Гранада (1521-1528).


ЭРРЕРА Хуан Баутиста (Herrera Juan Bautista de, ок. 1530-1597). Испанский архитектор, представитель позднего Возрождения. Создал характерный для испанского зодчества эпохи Филиппа II стиль «эрререско» («десорнаментадо»), отличающийся аскетичной строгостью и суровостью архитектурных форм, лишённых декора, лаконизмом художественного языка.

Родился в Мобеллане, провинция Сантандер. Завершил своё обучение в университете Вальядолида весной 1548. В октябре этого года он присоединился к свите принца Филиппа (позже Филипп II) в поездке по Италии, Германии и Нидерландам. Последующие 5 лет с 1553 провёл в Италии. Последовал за Карлом V в изгнание в монастыре; после смерти императора (1558) поступил на службу к Филиппу II.

В 1563 Филипп II назначил Эрреру помощником архитектора Хуана Баутиста де Толедо на строительстве Эскориала (1561-1584), который монарх планировал как «дворец для Бога и небольшой дом для меня».

В 1572 после смерти учителя возглавил строительство дворца. Эскориал представляет собой комплекс, образованный монастырём, церковью, королевским мавзолеем и дворцом. Место под строительство было выбрано в предгорьях Гуадаррамы в небольшом городке Эль Эскориал.

Применил новую систему перекрытий – цилиндрические своды на полукруглых подпружных арках и сферический купол (в храме). С 1579 – архитектор короля.

Постройки: замок Алькасар, Толедо. (1571-1585, совм. с Ж. Жилли); биржа «Каса Лонха», Севилья (1583-1598); проект собора, Вальядолид (1585); королевский дворец, Аранхуэс близ Мадрида (1571).


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении