timetravel22.ru – Туристический портал - Timetravel22

Туристический портал - Timetravel22

Пещерный храм шри ланка. Дамбулла — золотой и пещерный храм в Шри-Ланке

Небольшой город Дамбулла стал местом паломничества не только ланкийцев, которые приходят попросить поддержки небес, исполнения желаний, знаков свыше, но и туристов, устремляющихся сюда, дабы полюбоваться храмовым комплексом более чем с 22-ухвековой историей. Видели бы вы, с каким придыханием произносят местные жители: “ДамбУллэ”! Сразу ощущаешь всю важность и сакральность этого “намоленного” места.

Я была здесь несколько раз – и с гидом, и самостоятельно – и каждый раз открывала для себя что-то новое в этом единстве природы, искусства и божественного начала. Даже те, кому философия буддизма не слишком известна и близка, здесь могут почерпнуть для себя много интересного и познавательного.

Храмовый комплекс включает в себя Золотой храм, пять основных пещерных храмов и более чем 70 пещер. Свой вклад в оформление пещерных храмов в разные периоды истории Цейлона внесли все ключевые правители острова. Здесь можно познакомиться с искусством скульптуры и живописи мастеров Шри-Ланки разных времен. Без преувеличения можно сказать, что – это многовековой срез религии, культуры и искусства Цейлона.

Чтобы посещение храмов Дамбуллы стало более интересным мероприятием, чем просто прогулка по гротам среди статуй, обязательно нужно немного подготовиться, дабы понимать, куда мы идем, что смотрим, в чем тут основная идея. Это позволит усилить впечатление от увиденного, глубже проникнуться духом и атмосферой места. Соответствующий настрой и немного знаний помогут преуспеть в этой миссии. Я не раз ловила себя на ощущении, что всё в этом действующем монастыре способствует достижению гармонии с внутренним миром, избавлению от стрессов, а кроме того, позволяет просто насладиться прекрасным.

Этот объект всемирного наследия ЮНЕСКО занимает более 20 гектаров на вершине горы высотой около 350 метров над уровнем моря. Поднимаясь от входа в комплекс наверх к пещерным храмам, можно бесконечно любоваться открывающимися живописными картинами тропического леса. Сам подъем займет не более 10 минут.

История

Первыми, кто заселил эту местность, были племена, проживавшие на Шри-Ланке еще до появления буддизма. Об этом свидетельствуют найденные в некоторых пещерах захоронения, которым более чем 2 700 лет.

В давние времена столица острова находилась в городе Анурадхапура. Изгнанный неприятелем из своей столицы король Валагамбаха обрел в одной из пещер пристанище и защиту местных монахов. После 14 лет изгнания, вернувшись на престол, в качестве благодарности король приказал создать в этой пещере храм. Так в I веке до нашей эры и началось создание храмового комплекса в Дамбулле. Обратите внимание на надпись над входом в храм: она описывает этот исторический факт на языке брахманов. С тех пор храмы Дамбуллы стали местом поклонения всех буддистов.

Храмовый комплекс в Дамбулле перестраивался много раз, потому что каждый правитель хотел внести свой вклад в обустройство этого священного для буддистов места. Вот самые значительные изменения:

  • В XII веке под руководством короля Ниссанкамаллы в храмах были покрыты золотом 73 статуи Будды, после чего храм стали называть Золотым пещерным храмом.
  • В XVIII веке были внесены существенные изменения в саму архитектуру храмового комплекса, а также в настенную роспись. Занималась этим целая плеяда известных художников Шри-Ланки. И по сей день их потомки занимаются поддержанием и реставрацией росписей в храмах на основе секретных семейных рецептов красителей.
  • В XX веке пещерные храмы, располагающиеся внутри скалы, были прикрыты от воздействия ветра арочной колоннадой и фронтонами.

Часы работы

Кассы и Музей буддизма с сокровищницей работают с 7:30 до 18:00. Чтобы купить билет, необходимо пройти справа от здания с огромной статуей золотого Будды, которое располагается непосредственно у проезжей части. В режиме работы касс есть перерыв - с 12:30 до 13:00.


Сколько стоит

Стоимость посещения храмового комплекса Дамбуллы для туристов стоит 10 долларов (1 500 рупий). В зависимости от курса доллара цены могут меняться.

Поскольку храмы Дамбуллы действующие, вам необходимо снимать обувь перед входом. Непосредственно наверху перед пещерными храмами и билетным контролем организован пункт хранения обуви. Стоимость услуги – 0,17 долларов (25 рупий), но можно оставить обувь и рядом с храмом бесплатно, вот только никто не несет ответственности за ее сохранность. Обычные сланцы никому не нужны, но если у вас дорогая обувь, то лучше отдать ее в камеру хранения.

Что посмотреть

Несмотря на то, что храм называется Золотым, здесь вы не встретите роскоши, подобной той, что есть в . Отличительная черта храмового комплекса в Дамбулле – огромное собрание статуй Будды в разных позах, насчитывающих более 2 000 лет, а также картин, повествующих о его рождении, прозрении, отречении, чтении проповедей и других этапах его жизни. Из всех древних религиозных сооружений Шри-Ланки Золотой храм Дамбуллы сохранился лучше всего.

.

Храмовый комплекс Дамбуллы состоит из нескольких объектов. Первый из них – Золотой Храм – встречает паломников и путешественников под горой, недалеко от дороги, парковки и автобусной остановки. Но! Это современная постройка, которая имеет опосредованное отношение к цели нашей поездки. Здесь располагается Музей буддизма и административные помещения. При покупке билета в Храмовый комплекс Дамбуллы вы можете осмотреть и экспозицию музея. В основном это подарки, которые в разное время были преподнесены храму, информация об основных руководителях монастыря, их фотографии, а также, конечно, статуи Будды и картины из его жизни.

И еще – именно здесь, справа, находятся кассы. Если вы сразу подниметесь к пещерным храмам, то вам придется спускаться обратно за билетом.

Далее вверх по ступеням мы направляемся к пещерным храмам Дамбуллы – это пять основных пещер, которые открыты для посещения. Здесь есть и множество других пещер и гротов, но они не имеют особенного культурного значения, так как в них ни росписей, ни статуй, ни других ценностей не сохранилось. Пройдя контроль, мы выходим на площадку, где перед нами открывается белоснежная колоннада, расположенная под отвесной скалой. Именно за ней и находятся вышеупомянутые пять пещерных храмов:

  • Девараджалена
  • Махараджалена
  • Маха Алут Вихарая
  • Паччима Вихарая
  • Девана Алут Вихарая

Прежде всего, каждый, кто входит в первую из пещер храма – Девараджалену (Devaraja Vihara) – видит огромную статую лежащего Будды, которая занимает практически все место в храме. Паломникам и туристам приходиться тесниться здесь, чтобы рассмотреть все детали обстановки.

Сюда же приходят молиться верующие, служители приносят пищу в качестве приношения Будде, здесь постоянно зажигают свечи, лампады и благовония. Из-за этих ритуалов стены пещеры очень закопченные, а роспись еле различима. Однако при желании можно рассмотреть с левой стороны от Будды несколько эпизодов его жизни. Можно отметить, что, помимо статуи Будды, здесь располагаются фигуры его ученика Ананды, а также небольшая статуя бога Вишну у изголовья Будды. Несколько более скромных статуй Будды расположено по углам пещеры. Несмотря на 22-вековую историю пещерного храма, а именно эта пещера была создана первой еще королем Валагамбахой, все статуи сохранились в хорошем состоянии. Потрясающее чувство испытываешь, когда прикасаешься к чему-то столь древнему!

Из толчеи самой старой пещеры мы переходим в не менее древнюю, но самую просторную – Махараджалена (Maharaja Vihara). Это королевская пещера Дамбуллы. При входе нас встречает деревянная статуя известного уже нам короля Валагамбахи. Всего в пещере около 40 статуй Будды в медитации и 10 стоящих статуй. Только в этом храме Дамбуллы можно увидеть чудо природы – вода, которая скапливается и бежит по стенам среди узоров, не подчиняется закону тяготения: поразительно, но она бежит вверх, где капает в золотую чашу, вокруг которой располагаются статуи Будды в глубокой медитации! Пещера представляет большой интерес и для ученых, изучающих историю религии. Это единственный храм на острове, где вместе располагаются статуи Будды и более древних божеств, которым поклонялись люди в эпоху до зарождения буддизма.

В небольшой пещере Золотого храма Дамбуллы Паччима Вихарая (Paccima Viharaya) находится ступа, которая ранее использовалась как сейф для хранения украшений жены настоятеля монастыря. Однако в недавнее время ступа была разграблена. Это наиболее скромная пещера по сравнению с остальными.

Пещера, оформленная мастерами XVIII века во время правления последнего короля Канди Маха Алут Вихарая (Maha Alut Viharaya), поражает огромным количеством изображений Будды – около тысячи. Все они смотрят на тебя с высоты, кажутся одновременно похожими и непохожими друг на друга. В пещере представлено и большое количество статуй Будды – 42 стоящих и 13 сидящих в позе лотоса. По центру на ложе находится спящий Будда размером около 9 метров. Все это множество Будд создает ощущение сюрреализма, какой-то параллельной реальности, водоворота мыслей и взглядов.

Последняя пещера нашего маршрута – Девана Алут Вихарая (Devana Alut Viharaya) – самая молодая. Ранее здесь располагался склад, но в 1915 году мастера реставрировали пещеру, вернув ей сакральный смысл. Это наиболее яркая и красочная пещера, потому что с момента ее оформления прошло всего лишь 100 лет. Здесь находятся 11 статуй Будды, а также статуи божеств Вишну, Катарагама, Девата Бандары. Узнав здесь имена божеств, я раскрыла для себя загадку названий ряда городов Шри-Ланки, например, Катарагама и Бандаравела.

Что можно посмотреть рядом

  • Музей Дамбуллы (Dambulla Museum). Помимо предметов культа из пещерных храмов Дамбуллы, здесь представлены копии образцов наскальной живописи со всей Шри-Ланки, имеющие историческую и культурную ценность как для буддистов, так и для всего человечества. Располагается музей в 100 метрах вдоль шоссе на юг. Часы работы: с 7.30 до 16.30. Стоимость посещения – 1,7 долларов (250 рупий).

  • Древняя ступа Сомавати (Dambulla Somawathi Stupa). Совершенно бесплатная достопримечательность, которая располагается у подножия холма, на котором находятся Храмы Дамбуллы. Обычно туристы не доходят сюда, поэтому здесь царят тишина и покой. Чтобы добраться до ступы, нужно спуститься с западного склона холма (на карте отмечено местоположение).
  • Фруктовый рынок Дамбуллы. Не упустите возможности заглянуть на местный оптовый фруктовый рынок. Здесь в огромных количествах перевозят, фасуют, пакуют, перекладывают манго, маракую, ананасы, бананы, джекфруты, папайю и многие другие диковины природы. Купить здесь вряд ли что-то удастся, так как продажа ведется оптом, но посмотреть на процесс и масштабы торговли интересно.
  • Кондитерская. Город Дамбулла славится своими кондитерскими изделиями, которые в широком ассортименте представлены в местных кафетериях и кондитерских. В округе и не только находятся фабрики, которые выпускают множество вкусностей из меда, тростникового сахара, специй и орехов – разные и мало похожие на то, что мы обычно употребляем. Но еще более потрясают здесь бисквиты – очень натуральные, напомнили мне вкус детства. Туристы часто заходят в Bentota Bake House, чистое место с яствами по приемлемым ценам.

Как добраться

Дамбулла располагается на пересечении основных магистралей острова, поэтому ее храмовый комплекс может быть удачной остановкой в маршруте любого путешествия по Шри-Ланке.

Из Коломбо

  • Личный автомобиль. Чтобы добраться до Пещерных храмов Дамбуллы из Коломбо, необходимо следовать по трассе А1 Коломбо – Канди (Colombo – Kandy) до города Варакапола (Warakapola), после которого перейти на трассу А6 Амбепюсса – Тринкомали (Ambepussa – Trincomalle), которая и приведет непосредственно в город . Чтобы доехать до храма, необходимо уже в городе повернуть на трассу А9 Канди-Джаффна (Kandy-Jaffna), и через 2 км (4-5 минут) по правой стороне появится Золотой Храм . Всего дорога в 160 км занимает около 4 часов.
  • Автобус. С Центрального автовокзала Коломбо можно отправиться в Дамбуллу на автобусах, следующих в направлении Тринкомали (Trincomalee), Джафны (Jaffna) и Анурадхапуры (Anuradhapura). Выбирайте номера автобусов, начинающиеся на 15. Перед посадкой уточните, идет ли автобус через Дамбуллу. Время в пути – 5 часов. Также можно доехать на автобусе до Канди (Kandy), а уже оттуда добраться указанными способами.

Из Канди

  • Личный автомобиль. 75 километров на север по трассе А9 Канди – Джафна (Kandy – Jaffna) приведут вас непосредственно к храмам Дамбуллы. Они будут располагаться по левой стороне от дороги. Время в пути – около двух часов.
  • Автобус. Это самый дешевый способ добраться до Храмового комплекса Дамбуллы. Стоимость проезда – 0,5 долларов (70 рупий). Выбирайте любой автобус, следующий в направлении Дамбуллы (Dambulla), Тринкомали (Trincomalee), Джафны (Jaffna), Анурадхапуры (Anuradhapura), Хабараны (Habarana).
  • Тук-тук. Можно отправиться в Дамбулу из Канди и на тук-туке, однако это дорогое удовольствие. Около двух часов пути с ветерком будут стоить от 20 долларов (3 000 рупий) и более.

Из Галле, Матары, Хиккадувы, Велигамы

Добраться из юго-западных и южных курортных городов Шри-Ланки в Дамбуллу гораздо сложнее, но тоже возможно. В таких поездках лучше планировать посещение нескольких достопримечательностей. А посмотреть в Шри-Ланке действительно есть что. Самый быстрый способ добраться в центральные провинции острова, в нашем случае в Дамбуллу, – это поехать через Коломбо. Поскольку дорожная сеть в восточной части острова не слишком развита, а кроме того, путь идет по горам, то добираться через восток намного дольше. Да и транспорта больше именно в западной части Шри-Ланки.

  • Личный автомобиль. По скоростной трассе E01, которая переходит в E02, необходимо двигаться в сторону Коломбо (Colombo), где перейти на трассу А1, а затем на А6 и А9 (подробнее в разделе «Как добраться... из Коломбо»). Трассы E01 и E02 – платные: около 4 долларов (600 рупий). Примерное время пути до Коломбо – 1 час.
  • Автобус. Также лучший вариант – воспользоваться экспресс-автобусом до Махарагамы (Maharagama), пригорода Коломбо. Стоимость – 3,5 доллар (500 рупий). Время в пути – 90 минут. Далее на автобусе № 138 до Центральной автостанции Коломбо – 20-30 минут. Стоимость – 0,25 долларов (30 рупий). Затем двигайтесь на автобусе согласно пункту «Как добраться... из Коломбо».

Из Тринкомали

  • Личный автомобиль. До Дамбуллы можно добраться по трассе А6 Амбепюсса – Тринкомали (Ambepussa – Trincomalee), а уже в самом городе свернуть налево по трассе А9 Канди – Джаффна (Kandy – Jaffna) и через 2 километра (4-5 минут) по правой стороне увидите Золотой храм Дамбуллы. Путь до храмового комплекса занимает чуть менее двух часов (расстояние – 100 км).
  • Автобус. Любой автобус в сторону Коломбо (Colombo), Канди (Канди), Курунегалы (Kurunegala) доставит вас на автобусную остановку Дамбуллы. Не забудьте предупредить кондуктора или водителя, что вам нужна остановка “ДамбУлла голден темпл”. Ориентируйтесь по времени – чуть более двух часов.

Железнодорожного сообщения с Дамбуллой нет. Поездом можно добраться до Хабараны или Канди, а затем на тук-туке или автобусе приехать в Дамбуллу. Путешествие получится относительно дешевым, но время вы потратите. Кроме того, нужно будет платить за тук-тук или автобус от железнодорожной станции до храма.

На заметку туристу

  • В дождливую погоду ступени, ведущие на гору к пещерным храмам, могут быть скользкими: будьте осторожны! Хотя в целом подъем комфортный.
  • Старайтесь не фотографироваться спиной к Будде. В действующих храмах Шри-Ланки это будет считаться большим неуважением. Лучше снимайтесь вполоборота.
  • Осторожней с местными обезьянами, они очень бесцеремонные – выхватывают из рук всё, в первую очередь еду.

  • Обратите внимание, что на выезде от храмов Дамбуллы предприимчивые ланкийцы могут попросить 0,35 долларов (50 рупий) за парковку. Не платите, просто уезжайте.
  • Поездку в Золотой Храм Дамбуллы можно удачно совместить с посещением .

Адрес: Шри-Ланка
Дата основания: I век до н. э.
Координаты: 7°51"26.0"N 80°38"38.6"E

Содержание:

Небольшой курортный городок Дамбулла в Шри-Ланке славится на весь мир своими уникальными и неповторимыми храмами и пещерами, в которых и в наши дни можно увидеть древние статуи Будды и Вишну.

Вид храма Дамбуллы

Многие путешественники, успевшие побывать в различных уголках мира, наверное, согласятся с мнением, что именно здешняя атмосфера помогает достичь гармонии со своим внутренним миром, избавиться от стрессов и насладиться миром прекрасного. Золотой храм Дамбулла, площадь которого составляет ни много, ни мало 20 гектаров – один из самых известных буддистских храмов в Южной Азии . Он расположен практически посередине небольшого острова, в 12 км от не менее известного археологического памятника Азии – Сигирии . Храм Дамбулла построен на вершине одноименной горы, высота которой чуть более 350 метров над уровнем моря. Низина же представляет собой живописный тропический лес, оказавшись в котором каждый путешественник восхищается красотой созданной самой природой.

Скальный монастырь, который некоторые экскурсоводы называют не иначе, как пещерный храмовый комплекс, вот уже на протяжении более 22-х веков является священным местом для буддистских паломников со всех уголков нашей необъятной планеты. Золотой храм Дамбулла представляет собой святилище, состоящее из 5 больших (основных) и более 70 маленьких пещер, связанных между собой такими же разнообразными по своим размерам, коридорами. И, все же, храм Дамбулла, прежде всего, знаменит на весь мир не количеством пещер, а самой большой коллекцией статуй Будд, выполненных древними мастерами в лежачем, сидячем и стоячем положениях. Некоторые из этих скульптур достигают высоты более 15-ти метров. Справедливости ради стоит заметить, что в Золотом храме хранятся и древние статуи трех королей, некогда правивших в Шри-Ланке, статуи богов и богинь, которым поклонялись древние люди, и которых до сих пор чтят буддисты.

Вход в храм

Золотой храм Дамбулла: история

Согласно историческим документам, обнаруженным учеными на этом месте, первые пещеры храма Дамбуллы были основаны еще в I веке до нашей эры. Скальная пещера некогда принадлежала королю Валагамбаха, который в период своего изгнания из Анурадхапуры, провел в ней более 14-ти лет. После возвращения себе трона монарх возвел первый пещерный храм и, в знак огромной благодарности и признательности монахам, которые помогли королю выжить в непростые для него времена, даровал его Буддистскому Ордену. К слову, этот исторический факт увековечен в брахманских надписях, расположенных прямо над входом в Дамбуллу.

Именно с того времени Золотой храм Дамбулла стал священным местом для буддистских паломников. Археологам, работавшим на святом месте, также удалось выяснить, что рукотворный пещерный храмовый комплекс неоднократно реставрировался и обновлялся: восстановительные работы велись практически при каждом новом правители острова Шри-Ланка. Так, например, в XII веке, во времена правления короля Ниссанкамаллы 73 статуи Будды из 153-х были покрыты чистейшим золотом и, как нетрудно догадаться, с тех пор пещерный комплекс Дамбулла стали называть «Золотым храмом» .

Ступа со статуями Будд в пещере Маха Раджа Вихарая

В XVIII веке также были внесены изменения, как в архитектуру храмового комплекса, так и в настенную роспись. По утверждениям историков, примерно в начале XVIII века на прилегающей к храму территории проживала целая династия знаменитых художников, которые и приложили свою руку к храмовой росписи Дамбуллы. Наверное, многим путешественникам, желающим ближе познакомиться с новой культурой, будет интересно узнать, что площадь фресок и наскальных буддистских рисунков, на которых запечатлена практически вся жизнь Будды (рождение, прозрение, семь недель после озарения, отречение от богатой жизни, чтение проповеди), составляет 2 300 квадратных метров. Это уникальная в своем роде галерея наскальной живописи, которая, безусловно, имеет культурное и историческое значение не только для буддистской религии, но и для всего человечества.

Золотой храм Дамбулла: 5 пещер

Как уже было сказано выше, Золотой храм Дамбулла состоит из пяти пещер, каждая из них имеет свое название и свои отличительные особенности: Девараджалена, Махараджалена, Маха Алут Вихарая, Паччима Вихарая, Девана Алут Вихарая, на каждой из них, пожалуй, стоит остановиться несколько подробнее.

Оказавшись в первой из пяти пещер храма Девараджалене, путешественник может увидеть возлежащую 14-метровую статую Будды, у ног которой сидит преданный ученик Ананда, а у изголовья восседает сам бог Вишну. К слову, к входу в эту пещеру примыкает часовня, посвященная богу Вишну, в ней до сих пор с завидной регулярностью проводятся ритуалы. Кроме этих скульптур в разных частях пещеры расположены еще 4 статуи Будды. Как утверждают археологи, все они были созданы еще в I веке до нашей эры при правлении короля Валагамбаха. Если скульптуры сохранились до наших дней в довольно пристойном виде, то этого нельзя сказать о наскальных росписях и фресках. Здесь они довольно плохо проглядываются из-за толстого слоя сажи. По рассказам экскурсоводов, копоть на стенах и потолке образовалась в результате постоянного горения лампад и окуривания пещеры благовониями.

Вторая пещера, в которой оказывается странствующий путешественник после посещения Девараджалены, называется Махараджалена. Путника в ней «встречает» деревянная статуя короля Валагамбаха, рука которого поднята в нравоучительном жесте. Это самая внушительная по размерам пещера всего рукотворного храмового комплекса Дамбуллы .

Лежащий Будда

Она также как и Девараджалена, датируется I веком до нашей эры. Удивительно то, что здесь в непосредственной близости к скульптуре Будды стоят статуи Майтреи и Наты, Упульваны и Саманы, что, собственно, делает это храм единственным местом на всей территории острова Шри-Ланка, в котором боги стоят рядом друг с другом. Всего в пещере Махараджалена более 10 стоящих статуй Будды и еще около 40 в медитации. Сделаны они не только из гранита, но и из дерева, и даже, из кирпича. В Махараджалене чудом считается источник, вода из которого течет по стенам, среди резных узоров не вниз, а вверх. Оказавшись в самой высокой точке, она падает вниз, где расположена золотая чаша, вокруг которой и восседают статуи Будды в состоянии глубокой медитации.

Паччима Вахарая относительно небольшая пещера Золотого храма Дамбулла. В ее центре стоит ступа, в которой по преданиям хранились сокровища супруги основателя храма. Удивительно, но по рассказам экскурсоводов, совсем недавно она была разграблена искателями драгоценностей, и о местонахождении священных предметов сейчас ничего неизвестно.

Маха Алут Вихарая сравнительно «молодая» пещера. Датой ее постройки считается XVIII век, время, когда правил последний из правителей Канди. Пещера также как и другие заполнена большим количеством статуй Будды (спящим, медитирующим, стоящим). Потолок поражает своим разнообразием изображений божества. В официальных документах можно найти информацию о том, что потолок пещеры Маха Алут Вихарая украшают более 1 000 картин медитирующего Будды.

Девана Алут Вихарая еще более «молодая» пещера, которая до недавнего времени (начало 20 века) служила складом. Точная дата ее перестройки неизвестна. Однако некоторые настенные записи свидетельствуют о том, что в данной пещере реставрационные работы проводились в 1915-м году. Кроме 11 статуй Будды в ней расположены скульптуры бога Вишну в различных позах.

Золотой храм Дамбулла: наши дни

Золотой храм Дамбулла ежегодно посещают сотни тысяч туристов. Организация ЮНЕСКО занесла пещерно храмовый комплекс в список Всемирного наследия , поэтому он, как и многочисленные другие, важные для человечества памятники истории и архитектуры, находится под постоянной охраной. «Это поистине удивительное место, оказавшись в котором, все мирские мысли остаются «за порогом». Полуденный зной быстро сменяется пещерной прохладой, которая просто-таки располагает к созерцанию многочисленных картин и фресок, статуй Будды и богов», - делится своими впечатлениями один из путешественников, посетивший золотой храм Дамбулла в Шри-Ланке. Не лишним также будет добавить, что для посещения храма каждому туристу необходимо приобрести входные билеты, стоимость которых относительно невысока: 10 долларов для детей и 15 для взрослых.

Пещерный храм в Дамбулле, который упоминается в Махавамсе (Mahavamsa) (основной исторической хронике Шри-Ланки, написанной на языке Пали) как Юмбукола Вихара (Jumbukola Vihara) (пещерный храм Дамбуллы), находится примерно в 75 км к северо-западу от (Kandy), последней столицы сингальских королей, куда можно попасть по главной дороге на Анурадхапуру (Anuradhupura).

Пещерный храм Дамбуллы

Храмы, которые принесли известность этому месту, являются частью просторной пещеры на западном склоне скалы, расположенной на высоте около 107 метров над равниной. Сейчас нет возможности установить, являются ли пещеры, в которых находятся храмы, полностью естественными, или только частично естественными, или частью естественными, а частью искусственными. Велика вероятность, что в основе своей они созданы силами природы, а человек лишь немного углубил их. Традиционно считается, что некоторые пещеры были выкопаны при короле Ваттагамани Абхайи (Vattagamani Abhaya) в первом веке до н.э. Можно предположить, что король и его потомки в качестве пожертвования этому храму расширяли и выравнивали пещеры, а также прорезали вдоль скалы переливы (катарама), чтобы защитить пещеры от дождевой воды.

Пещеры и фрески Дамбуллы (общая информация)

Храм Дамбуллы состоит из пяти пещер (святилищ). В каждой из этих пещер с арочными сводами размещаются статуи Будды и различных выдающихся исторических или буддийских деятелей. В общей сложности, в пещерах найдено 150 изображений Будды. Пещера №5 (последняя в ряду) не имеет никакой исторической ценности, поскольку была построена во втором десятилетии 20-го века. Все остальные пещеры хранят статуи и фрески, относящиеся к различным эпохам сингальской скульптуры и живописи. Некоторые полагают, что самые ранние фрески Дамбуллы датируются 8 веком н.э. Однако проверить эту теорию не представляется возможным из-за рисунков, нанесенных поверх фресок. Тем не менее, эти пещеры – сокровищница изображений, узоры многих из которых напоминают фрески . Для тех, кто изучает историю буддизма, фрески Дамбуллы, при внимательном исследовании, дадут огромное количество информации для исследований.

Считается, что классическая школа сингальской живописи прекратила свое существование после падения королевства (Polonnaruwa) в конце двенадцатого века. До нас не дошло ни одного образца этого стиля, который бы датировался после 13 века. Новые примеры традиционной живописи относятся уже к 17-18 векам.

Не похоже, что эта школа основывалась на художественных традициях древних мастеров, создавших шедевры в Сигирии (Sigiriya) и Полонноруве.

Этот стиль характеризуется исключительно двумерными изображениями; композиции также не отражают искусство художников предыдущих эпох. Художественные нормы, выраженные, в частности, в декоративных узорах и изображении деревьев и вьющихся растений, не имеют ничего общего с ранней ланкийской живописью.

Похоже, что на эту школу значительное влияние оказали художественные течения, процветавшие в районе плоскогорья Декан (Deccan) (Южная Индия) под покровительством мусульманских правителей. И фрески, украшающие пещеры Дамбуллы, представляют именно эту новую школу сингальской живописи. Стены пещер во внутренних помещениях храма целиком покрыты фресками. Считается, что самые старые фрески находятся в пещере №2 и представляют собой декоративные узоры, но, согласно высказанным ранее предположениям, ни одну из них невозможно отнести к более ранним периодам. Тем не менее, сами изображения исключительно похожи на потолочные орнаменты Сигирии. Возможно, здесь находились более старые изображения, которые могли быть утеряны или скрыты под новыми узорами. Можно предположить, что стиль декоративных узоров воплощал в себе некие древние идеи и даже может считаться продолжением традиции изображений в Сигирии. Однако из найденных в Дамбулле записей (Тудапата) (Tudapata), на которые мы уже ссылались ранее, становится ясно, что пещеры Дамбуллы № 1,2 и 4 были расписаны в 17 веке кандийскими художниками по приказу короля Сенарата (Senarat) (1604-1635). Во время правления короля Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) фрески Дамбуллы были отреставрированы и нанесены заново. Изображения в пещере №4 представляют новую школу сингальской живописи, которая была распространена в провинциях Канди после 17 века.

Пройдя через ворота храма в Дамбулле, посетитель, прежде всего, попадает в пещеру №1, называемую Дева Раджа Вихарая (храм Короля Богов). Считается, что такое название было дано пещере потому, что бог Сакка (Sakka) (Король Богов) внес завершающие штрихи в главное изображение пещеры. Эта статуя длиной почти 14 метров в традиционном стиле воссоздает париниббану (последнее мгновение) Будды. Эта прекрасно сохранившаяся статуя вырезана из естественной породы и обработана практически со всех сторон, только сзади по всей длине она соединяется со скалой. Лицо лишено выражения, сработано грубо и безжизненно. Традиционное длинное одеяние скрывает тело до щиколоток, оставляя открытыми правое плечо и грудь. Лицо круглое и невыразительное. Глаза едва обозначены, лоб узкий, а ухо не имеет четкой формы. Группа точек схематично изображает волосы. Текстура одеяния передана посредством часто прорезанных канавок, тесно сгруппированных парами. Остальные части тела отображены реалистично и пропорционально, не считая кажущихся одеревенелыми ступней и правой ноги.

В пещере находятся еще пять статуй, одна из которых – стоящая в южной части комнаты – предположительно принадлежит Архату Ананде (Ananda), самому преданному ученику Будды, который оплакивает смерть своего учителя.

В северном углу пещеры, напротив главной статуи, находится искусно выполненная скульптура бога Вишну (Visnu) (некоторые исследователи полагают, что это изображение принадлежит Упульвану (Upulvan), одному из четырех богов-хранителей Шри-Ланки).

По неизвестным причинам, комната с этой статуей всегда закрыта для широкой публики.

Хотя стены и потолок пещеры покрыты фресками, их невозможно рассмотреть из-за копоти от благовоний, которые приносят верующие.

Пещера № 2 (Маха Раджа Вихарая (Maha Raja Viharaya))

Следующая пещера, в которой оказывается посетитель, несомненно, является самой большой и роскошной из всех пещер храма. Входящий попадает в пещеру через портал, расположенный в передней части святилища и переходящий в высокий арочный проем, который охраняют стоящие по обеим сторонам каменные фигуры, изображающие привратников. Пещера носит имя Маха Раджа Вихарая (храм Великого Короля), поскольку, по общепринятому мнению, ее основал король Ваттагамани Абхайа (Vattagamani Abhaya), лично участвовавший в строительстве.

Вся пещера расписана ярчайшими фресками, сохранившимися в отличном состоянии. Длина пещеры составляет 52,5 метров, ширина – 23 метра, а высота около передней стены – 6,4 метра. По мере продвижения вглубь пещеры свод постепенно становится все ниже и превращается в арку в дальней части помещения. В пещере находятся пятьдесят три статуи. Большинство из них изображают Будду в различных позах. Многие из статуй значительно превосходят человеческий рост, однако в пещере нет ни одного изображения, которое было бы ощутимо меньше натуральной величины.

Посетитель, входящий в пещеру через дверь в северном углу, прежде всего, видит статую стоящего Будды под искусно выполненной аркой в виде дракона Торана (Torana). Оба изображения вытесаны из естественной горной породы. Это главные скульптуры этого святилища. Правая рука Будды поднята в жесте защиты. Это крепкая искусно вырезанная каменная фигура с массивными руками и ногами. Однако скульптор даже не пытался передать реальные пропорции тела. Струящиеся складки одежды показаны посредством канавок. Правое плечо и рука обнажены. Складки одеяния собраны на левом плече. Голову покрывает множество шишечек, расположенных равномерно и увенчанных гребнем. Глаза статуи открыты. У нее полные губы и широкий нос. Конечности кажутся неподвижными, а тело – одеревенелым. Скульптура стоит на каменном круглом пьедестале в форме цветка лотоса. Изображение лотоса выполнено довольно грубо.

Справа и слева от статуи Будды расположены стоящие фигуры двух божеств: Наты (Natha) и Майтрейи (Maitreya), которые, согласно верованиям буддистов, в будущем станут Буддами.

Справа от входа находятся прекрасные ступы высотой около 5,5 метров. Широкий круглый пьедестал, на котором они стоят, украшен четырьмя фигурами Будды, ориентированными по четырем сторонам света и сидящими на кольцах кобры, чей широкий капюшон отбрасывает тень на статуи.

Остальные статуи Будд в этой пещере расположены в ряд вдоль стен и внутреннего коридора, ведущего в мозаичную комнату, и никак не сгруппированы. Около внешней стены нет ни одной статуи, кроме достаточного нового изображения лежащего Будды. В северной части пещеры фигуры стоят в два ряда.

Ближе к восточной стене святилища непрерывно капает вода, просочившаяся сквозь потолок пещеры из пустот на вершине скалы, где она скапливается после дождя. Капли собираются в сосуд, расположенный в небольшом квадратном углублении в полу, и используются исключительно для религиозных целей.

Все поверхности в этой пещере, будь то камни или стены, расписаны яркими красками с преобладанием желтого цвета. На потолке около входа в основном изображены сцены из жизни Будды до и после просветления. Здесь художник также попытался отобразить предыдущие рождения Будды. Возможно, посетителям этого святилища будет интересно узнать, по крайней мере, о нескольких из этих фресок. Вот основные изображения, расположенные в этой части пещеры:

  1. Принц Сиддхартха, будущий Будда, выходящий из дворца, чтобы продемонстрировать свое воинское искусство.
  2. Принц Сиддхартха, демонстрирующий мастерство лучника.
  3. Принц Сиддхартха, уходящий из дома в поисках истины.
  4. Монстры армии Мары, армии зла, атакуют Будду.
  5. Злобный Мара сброшен со слона и побежден Буддой.

У восточного края пещеры за рядом статуй Будды находится небольшой альков, образованный огромным скальным выступом. Стены его сплошь покрыты фресками. На входе в этот альков стоит статуя короля, как считается, Ниссанкамаллы (Nissankamalla), который активно восстанавливал этот храм. Похоже, что в этой части пещеры художник решил отобразить историю острова. Сюжеты фресок, расположенных здесь, начинаются с самого раннего и наиболее невероятного периода истории страны. Среди этих фресок – подвиги Виджайа (Vijaya), первого исторического правителя страны, который, как считается, прибыл из Индии. Эти сюжеты выделяются на общем фоне и занимают огромное пространство. Художник упомянул также и морское путешествие этого героя, изобразив судно, окруженное морскими чудовищами.

Следующие фрески, заслуживающие внимания, изображают признание на острове Будды после того, как сюда прибыли священные реликвии и дерево Бо. Художник изобразил короля Деванампиятисса (Devanampiyatissa) (205-210 г. до н.э.), который правил страной перед тем, как на Шри-Ланку пришел буддизм, управляющим плугом, в который запряжена пара слонов, в сопровождении монахов во главе с Архатом Махиндой (Mahinda), принесшим буддизм на Шри-Ланку.

На другой фреске изображено строительство великих чайтья и других важных религиозных зданий в Анурадхапуре.

Наиболее выдающейся исторической фреской в этой части пещеры является изображение поединка между Дуттхой Гамани (Duttha Gamani), величайшим героем сингалов, и Эларой (Elara), индийским узурпатором, который в течение 44 лет правил северной частью острова. Изображение наполнено эмоциями и гораздо более пропорционально, чем остальные исторические фрески. Индийский король изображен пронзенным копьем своего врага и падающим со слона.

В северной части этого алькова стоят две деревянные статуи. Согласно общепринятому мнению, эти фигуры изображают божеств. Одна из них принадлежит Вишну, известному индийскому богу, чьи изображения во многих храмах Шри-Ланки находятся рядом со статуями Будды. Другая, как считается, изображает Суману (Sumana) (или Самана (Saman)), одного из четырех богов-хранителей острова. Согласно Великой Хронике, Санрантакута (Sanrantakuta), то есть пик Адама, где Будда оставил свой след, названа так потому, что на этой пике живет девараджа (король богов) по имени Сумана. Обе статуи мастерски выполнены и раскрашены, однако в настоящее время нуждаются в реставрации.

В северной части пещеры расположены четыре статуи сидящего Будды, обращенные к основному залу. Считается, что эти статуи принадлежат Какусанде (Kakusanda), Конагаме (Konagama) и Кассапе (Kassapa), предшественникам Гаутамы, которого изображает последняя статуя.

Справа от северного входа в эту пещеру находится стоящая фигура, развернутая в сторону главной статуи святилища, которая, как считается, изображает короля Ваттагамани Абхайю (Vattagamani Abhaya), который первым сделал пожертвование храму Дамбуллы. Во всех отношениях, это самая грубо сработанная статуя. А одеяние короля самое простое и наименее украшенное.

Пещера № 3 (Маха Алут Вихарая (Maha Alut Viharaya))

Эта пещера, названная Маха Алут Вихарая (Великий новый храм), отделена от пещеры № 2 кирпичной стеной. Считается, что до 18 века она служила кладовой.

Главный вход в эту пещеры, уступающий по размеру только проходу во вторую пещеру, закрыт дверью. Эта пещера была превращена в святилище по указанию Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha), который в восемнадцатом веке реформировал буддистскую церковь. Он был последним, кто вносил значительные пожертвования на содержание храма в Дамбулле, и именно благодаря ему появилась большая часть новых фресок и были проведены реставрационные работы. Слева от входа в пещеру стоит статуя прекрасной работы, изображающая этого короля в соответствующих его положению одеждах, напоминающих одеяния королей династии Наяккар (Nayakkar), которые правили страной до того, как она была завоевана британцами в 1815 году.

В длину пещера достигает 27,5 метров и 25 метров в ширину, а постепенно понижающийся свод пещеры имеет высоту около 11 метров. Все обширные своды и стены этой пещеры также покрыты яркими фресками. Эти изображения повествуют о самых различных событиях из жизни известных буддистов, некоторые из них связаны с жизнью Просветленного, другие рассказывают историю буддизма. Художественная традиция этой пещеры относится к периоду Канди.

В пещере находятся пятьдесят скульптурных изображений Будды.

Главная статуя святилища, обращенная лицом к входу, изображает стоящего Будду и украшена драконом Тораной (Torana). Статуя и Торана вырезаны из цельной скалы.

Одна из скульптур в этой пещере изображает лежащего Будду, положившего голову на правую руку, которая покоится на подушке. Эта статуя очень похожа на изображение в пещере № 1. В длину скульптура достигает около 9 метров, пропорции тела соблюдены, лицо красиво, а спокойное выражение его удивительно умиротворенное и приветливое. Кроме того, в пещере находятся семь статуй стоящего Будды высотой около 3 метров; остальные скульптуры выполнены в натуральный размер или чуть ниже. Большинство из них выкрашены в ярко-желтый цвет; на трех надеты красные одеяния. Для тех, кто изучает кандийское искусство и скульптуру, эта пещера, несомненно, предоставит огромное количество интересного материала.

Пещера № 4 (Паччима Вихарая (Paschima Viharaya))

Эта пещера носит имя Паччима Вихарая, или Западный Храм. В длину она составляет около 16,5 метров, а в ширину – 8 метров; свод пещеры, который резко понижается по мере движения вглубь помещения, достигает высоты 8 метров.

В пещере находятся десять фигур Будды. Главная статуя, украшенная драконом, такая же по размеру, как и все остальные фигуры. Она представляет собой прекрасное изображение Будды, сидящего в позе медитации (дхьяна мудра), вырезанное из той же скальной породы, которая образует саму пещеру. Статуя была расписана яркими красками в период Канди и прекрасно сохранилась. Черты лица переданы превосходно. Удлиненные уши с проколотыми мочками. Четко очерченный нос, глаза и губы; немного покатый лоб. Свободно струящиеся одежды закрывают тело от плеча до щиколоток, оставляя открытым только право плечо. Складки на одежде изображены канавками. Три канавки обозначают шею.

Одежды на статуе ниспадают красивыми свободными складками. Волосы на голове обозначены рядами шишечек и собраны в пучок на затылке. Остальные статуи расположены в ряд по обеим сторонам от основного изображения.

Эти скульптуры тщательно проработаны и раскрашены в яркие цвета. Большинство из них изображают Будду в полный рост или выше. В центре пещеры находится небольшая ступа (чайтья), называемая Сома Чайтья (Soma Cetiya). Потолок, стены пещеры и передняя стена ярко раскрашены и украшены рядом фигур, в основном, изображений Будды.

Золотая статуя Будды и музей

Часто на изображениях Дамбуллы можно увидеть большую золотую статуя сидящего Будды, но это лишь современная статуя под которой находится музей буддизма. Отсюда начинается подъем к пещерному храму.

Золотой пещерный храм Дамбулла охраняется ЮНЕСКО.

Фото Дамбуллы



  • DSC_2714

  • DSC_2699


  • DSC_2690


  • DSC_2706


  • DSC_2692

  • DSC01793


  • DSC01790


  • DSC01796


  • DSC01800


  • DSC01804

  • DSC01803


  • DSC01807


  • DSC01774


  • DSC01811

  • DSC01817


  • DSC01831


  • DSC_2687


  • DSC_2713

Дамбулла — храм на острове Шри-Ланка. Созданный больше двух тысяч лет назад, он знаменит многочисленными Этот самый крупный пещерный храм в Южной Азии до сих пор является местом паломничества.

Расположение

Храм Дамбулла, фото которого можно посмотреть ниже, представляет собой главную достопримечательность Шри-Ланки. Находится он в центральной части острова. Город, выросший рядом с храмом, также носит название Дамбулла. Населенный пункт расположен достаточно близко от Коломбо. Два города разделяет около 148 км.

Дамбулла — храм, высеченный в скале. Он находится на вершине горы, возвышающейся на 350 метров над городом. Ко входу ведет длинная лестница, которую бдительно «охраняют» проворные обезьяны и разнообразные торговцы.

Храм Дамбулла: история

Священное сооружение датируется I веком до нашей эры. В процессе возведения храма сменилось несколько правителей Шри-Ланки. Свою историю он ведет от времени властвования короля Валагамбаху. Он попросил приюта у когда враги оккупировали его родной город и столицу Анурадхапуру. На протяжении 14 лет Валагамбаху жил в пещере, а затем воздвиг храм и принес его в дар Вход в Дамбуллу украшает надпись, которая свидетельствует о достоверности этой истории.

В XII веке примерно половина статуй храма, изображающих Будду, была покрыта золотом. Это обновление случилось во время царствования Ниссанкамаллы. С тех пор Дамбулла стала именоваться «Золотым храмом».

Новые изменения принес священному сооружению XVIII век. Дамбулла стал жилищем для большого числа художников. Они украсили стены сооружения росписью буддийской тематики. Общая площадь нанесенных рисунков оценивается в 2100 м 2 .

Пять пещер

Дамбулла — храм, состоящий из нескольких пещер. Основными из них являются пять:

  • Девараджалена. Пещера Божественного царя. Главное, что притягивает здесь взгляд, — это статуя лежащего Будды длиною в 14 метров. У ног фигуры находится Ананда, первый ученик духовного наставника. В пещере расположено еще четыре статуи Будды, а также скульптурное изображение Вишну. К этой части храма примыкает часовня индуистского божества.
  • Махараджалена. Пещера Великих королей. Это самая большая по площади часть храма. Здесь расположена ступа, которую окружают одиннадцать скульптур, изображающих Будду. Кроме того, в пещере есть сосуд для сбора воды с потолка. Жидкость притягивается к трещинам свода и за счет этого двигается в непривычном направлении, снизу вверх.
  • Маха Алут Вихарая. Нередко называется Великим новым монастырем. На относительно небольшой площади (размеры пещеры - 27*10 м) сосредоточено более пятидесяти скульптур, изображающих Будду.
  • Паччима Вихарая. Как и следующая, была создана в более поздний период, чем остальные. Главная достопримечательность — ступа небольшого размера.
  • Девана Алут Вихарая. Какое-то время эту пещеру использовали как склад. Теперь здесь размещаются статуи Будды и нескольких других божеств, в том числе Вишну.

На стенах пещер сохранились многочисленные фрески. Роспись притягивает взгляд не меньше чем великолепные статуи Будды. За пределами описанных помещений располагается еще приблизительно 70 пещер, гораздо меньших по размерам.

У подножия

У основания горы располагается еще одна, уже современная достопримечательность — храм Золотого Будды. По сути, это музей, вмещающий огромную коллекцию статуй Будды из самых разных материалов, от камня до золота. Крыша трехэтажного здания украшена фигурой золотого Будды, к которой можно подняться. У входа в храм-музей растет

Рядом со статуей золотого Будды также можно увидеть многочисленные скульптуры монахов в оранжевых одеяниях, подносящих великому учителю. Рядом располагается и первая на Шри-Ланке буддийская радиостанция.

Путь к вершине горы занимает немало времени. При этом температура в Шри-Ланке часто бывает не самой комфортной. Бывалые путешественники отмечают, что лучше брать с собой зонтики от солнца и воду. Обезьяны, которые встречаются на лестнице, лишь кажутся безобидными. Если заметят еду, могут напасть всей стаей.

Билетные кассы для входа в пещерный храм и в музей разные и располагаются у подножия горы. Перед посещением священного сооружения обязательно нужно разуться. Дамбулла — храм буддийский: в обуви сюда не пускают.

Древнее сооружение и сегодня остается местом паломничества, молитв и медитаций. Несмотря на многочисленные группы туристов, в храм Будды ежедневно приходят верующие. К слову, других достопримечательностей в городе Дамбулле нет. Более того, побывавшие здесь туристы предостерегают от попыток найти в этом населенном пункте жилье, поскольку оно не отличается комфортом. Идеальный вариант — поселиться в соседнем городе Сигирийя, красивом и гостеприимном.

Дамбулла - это старейший буддийский храм на территории современного государства Шри Ланка, возведение датируется I веком до н.э. Храм высечен в основании скалы и располагает большим количеством изваяний Будды. Это самый крупный храм на территории Южной Азии. Паломники со всего мира приезжают сюда, чтобы обрести благословение и совершить ритуальные действия.

Храм расположен в центральной части островного государства в 150 км от столицы.Помещения храма представляют собой несколько крупных пещер и около 25 небольших каменных келий, расположенных на самой вершине горы (около 350 метров над землей), среди густых зарослей деревьев. Стены и своды богато украшены живописью на тему истории буддизма.

На территории Дамбуллы находится самая большая коллекция изваяний Будды, некоторые из них были созданы в годы основания храма. Семьдесят три скульптуры - позолоченные, отчего храм также называют Золотым.

Золотой Пещерный храм

Огромный буддийский храм был высечен в скале примерно в 1 столетии до нашей эры. Является священным местом для всех буддистов, центр паломничества и одновременно - действующий монастырь.

Храм представляет собой комплекс из нескольких пещер, расположенных на высоте примерно в 350 метров. Каждая из них не только расписана картинами-описаниями жизненного пути Будды, но и вмещает большое количество статуй будд. По разным данным, их около 153, многим статуям больше чем 2000 лет. Почти половина из них покрыта золотом, из-за чего храм и получил название "Золотого".

У основания горы, в которой находится храм, вас тоже встретит огромная статуя Будды, окруженная цветниками. Размах и колорит этого места, без преувеличения, впечатляют.

Золотой храм Дамбулла

Золотой храм Дамбулла - уникальный буддистский храм, расположенный в пещере в горах Шри-Ланки. Это священное место уже 22 века является местом религиозного паломничества. Также храм признан объектом Всемирного культурного наследия и охраняется организацией ЮНЕСКО.

Золотой храм Дамбулла был основан в I веке до н.э. В его создании и развитии принимали участие многие из древних правителей Шри-Ланки. Храм расположен прямо внутри скалы и занимает комплекс из пяти рукотворных пещер. В первую очередь Дамбулла знаменит самой большой коллекцией статуй Будды - их здесь 153, причем некоторым скульптурам уже более двух тысяч лет. Семьдесят три статуи покрыты чистым золотом - из-за них храм и получил своё название.

Стены пещер густо покрыты фресками и традиционными буддийскими рисунками. Фактически храм представляет из себя огромную галерею наскальной живописи. Картины изображают основные моменты в жизни Будды - рождение, прозрение, отречение от богатой жизни, проповеди и многие другое.

Культурное и историческое значение этого места трудно переоценить - Золотой храм Дамбулла абсолютно уникален, это одна из сокровищниц буддийской культуры. Среди верующих буддистов храм почитается за святыню, однако даже нерелигиозные люди наверняка получат удовольствия от царящей здесь атмосферы древности и умиротворения.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении