timetravel22.ru – Туристический портал - Timetravel22

Туристический портал - Timetravel22

Большой дворец. Тронный зал большого петергофского дворца Когда был построен петергофский дворец

Большой Петергофский дворец – самое крупное архитектурное сооружение Петергофского ансамбля. Это изящное трехэтажное здание с галереями, со сверкающими позолотой куполами Церковного корпуса и Корпуса под гербом, построенное в стиле русского барокко. Оно занимает доминирующее положение в парадном ансамбле Петергофа. Дворец расположен на краю природной террасы на высоте 16-ти метров. Его фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров. По обеим сторонам от дворца расположены две широкие лестницы, ведущие в Нижний парк. Внизу – красочные цветочные композиции и клумбы. Пространство между лестницами заполнено грандиозным ансамблем из фонтанов и позолоченных скульптур греческих богов и символов. Это знаменитый Большой каскад с гротами и водопадными лестницами. Неизгладимое впечатление производит блеск золота и игра воды фонтанов Большого каскада на фоне великолепного дворца.

В облике Большого дворца отразились все этапы истории его строительства. Первоначально это был довольно скромный царский дворец, построенный в стиле «петровского барокко». От петровского периода сохранился Дубовый кабинет первого русского императора с настенными дубовыми резными панно и рядом подлинных предметов 1720-х годов: зеркала, чернильница, шандал, походные часы, английская сфера-глобус. Мебель кабинета - шкаф-бюро, стулья и кресла - типична для первой трети XVIII века. Сохранилось несколько элементов отделки в Центральном зале. В первую очередь, это Дубовая лестница.

В царствование дочери Петра I Елизаветы Петровны дворец был перестроен в стиле «зрелого барокко» непревзойденным мастером барочного стиля знаменитым зодчим Франческо Бартоломео Растрелли. Им была создана северная парадная анфилада, названная Золотой. Парадная лестница и Танцевальный зал, который занял все западное крыло дворца, были украшены золоченой резьбой. Для интерьеров, созданных гением Растрелли, характерно обилие деревянной золоченой резьбы, наборные паркеты из разных пород ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Существует предание, что Елизавета Петровна специально потребовала к себе Растрелли, чтобы убрать зал побогаче: «как можно более вызолотить…». Дело в том, что этот зал предназначался для приема именитого купечества, любившего, по словам императрицы, золото. 30 залов, богато украшенных, отштукатуренных под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами ослепляют роскошью и являются художественным воплощением идеи власти и могущества.

Во второй половине XVIII века на смену барокко пришел классицизм. И интерьеры Большого дворца вновь стали видоизменяться. Это был период царствования Екатерины Второй. По ее заказу был переделан Чесменский зал, который стал памятником русской морской славы. Зал был оформлен двенадцатью картинами на тему русско-турецкой войны 1768-1774 годов, написанных по заказу императрицы известным европейским живописцем Ф. Гаккертом. Изменились интерьеры Тронного зала и Китайских кабинетов. Важнейшим элементом декора Тронного зала также является живопись. Это портреты Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и родственников Петра I.

Таким образом, итогом двухсотлетнего строительства Большого петергофского дворца стало соседство блистательных барочных залов с торжественно строгими апартаментами периода классицизма, которые сменяются покоями в стиле рококо середины XIX века. В настоящее время Большой дворец является уникальным историко-художественным музеем, коллекция которого насчитывает около трех с половиной тысяч экспонатов. Это предметы первоклассной старинной мебели, живопись, ткани, осветительные приборы, художественные изделия из фарфора, бронзы, стекла и хрусталя, отвечавшие вкусам венценосных владельцев Дворца. Как в прошлые века, так и теперь, гости Петергофа не перестают восхищаться великолепием интерьеров Большого дворца.

Петергоф. Вид с высоты птичьего полета.

На южном берегу Финского залива над водным торжеством фонтанов великолепного дворцово-паркового ансамбля Петергофа главенствует Большой дворец, архитектура которого свидетельствует о мощном расцвете в середине XVIII столетия гения Растрелли.

Нынешний облик комплекса сформировался не сразу, и в его становлении можно отметить несколько периодов. Первый начался весной 1714 года, когда Петр I задумал построить на вершине 15-метрового берегового уступа Верхние палаты в виде двухэтажного здания с двумя ризалитами и центральной частью, выделенной фронтоном. За два года под руководством архитектора И. Ф. Браунштейна были заложены основы планировок Нижнего парка и Верхнего сада, прорыт Большой канал, возведены Большой грот и средняя часть Монплезира.

Второй этап (с 1716 по 1719 год) связан с именем французского архитектора Ж. Б. Леблона, заставшего уже сложившуюся композицию ансамбля. Он укрепил фундамент Верхних палат и соорудил подземный акведук для отведения грунтовых вод, а скромные фасады и интерьеры переделал, придав палатам облик небольшого парадного дворца. Зодчий изменил центральную часть здания: в центре первого этажа появился обширный сквозной вестибюль с колоннами и мраморным полом; в Итальянском салоне, самом большом помещении дворца, увеличились размеры дверей и окон; на каждом фасаде было устроено по три парадных входа; балкон на консолях был увеличен. В 1717 году Леблон разработал «Водяной план», включавший проект водоснабжения Большого каскада и обширную программу убранства Нижнего парка и Верхнего сада фонтанами. После пожара в январе 1721 года восстановление интерьеров совпало с началом перестройки палат по чертежам архитектора Н. Микетти, который руководил всеми работами по созданию крупнейших фонтанных сооружений комплекса в 1719-1723 годах. Использовав в проекте основу композиционного решения дворца Монплезир, он пристроил к Верхним палатам два симметричных флигеля, связав их с центральной частью здания галереями с аркадами.

Вид на Большой канал.

В память о Чесменском сражении в Эгейском море, в котором российский флот одержал победу и переломил тем самым ход Русско-турецкой войны, Екатерина II заказала немецкому художнику Я. Ф. Гаккерту серию картин «Сожжение турецкого флота в ночь на 26 июня 1770 года». Для того чтобы мастер мог достоверно изобразить взрыв и пожар на корабле, на рейде в Ливорно в присутствии многотысячной толпы зевак был взорван и потоплен старый 60-пушечный фрегат «Святая Варвара».

Эти картины украсили Чесменский зал Большого дворца в Петергофе

Дворец со стороны Финского залива

Наличник окна

Впервые прием в новом Большом дворце Петергофа Елизавета Петровна устроила 15 июня 1752 года. Присутствовавшие на нем придворные и гости были в восторге от великолепия архитектуры и роскошного внутреннего убранства дворца

Вид на дворцовую церковь со стороны Большого каскада

После смерти Петра I и переезда в 1726 году императорского двора в Москву в Петергофе наступило строительное затишье, затянувшееся на пять лет. Возвращение в 1730 году в Петербург правительственных учреждений вернуло Петергофу значение главной загородной резиденции, что ознаменовало начало новых работ. В Верхнем саду было устроено пять фонтанов по проектам Растрелли с золочеными свинцовыми скульптурами и орнаментами, исполненными по моделям отца архитектора. Мастер установил в разных местах парка несколько трельяжей разного вида, богато отделанных скульптурой. Новые фонтаны и разнообразное тре-льяжное убранство придали Верхнему саду такой же парадный вид, какой уже имел Нижний парк.

К 1740-м годам назрела необходимость расширения Верхних палат - дворец петровского времени ни по своим размерам, ни по архитектуре не удовлетворял требованиям и вкусам елизаветинского двора. В декабре 1745 года Елизавета Петровна приказала Растрелли «по обе стороны Больших палат на галереях сделать деревянные апартаменты с пристойными покоями». Разработанный им проект надстроек галерей не был осуществлен из-за сомнений в чертежах самого автора. В апреле 1747 года был утвержден другой проект и началась подготовка к работам. Императрица хотела иметь загородную резиденцию для пышных приемов и парадных церемоний, по красоте и инженерным решениям не уступавшую знаменитому Версалю. Типичной чертой этого ансамбля, в котором получили дальнейшее развитие художественные особенности, наметившиеся в архитектуре петровского времени, было строго регулярное построение плана. Вся композиция подчинялась главенству центральной оси, она определялась положением основного дворцового здания.

Трельяж - деревянная или металлическая конструкция (решетка). Играет роль опоры для вьющихся растений, обеспечивает в садово-парковом ансамбле сквозное разделение пространства, направление переходов, а также служит рамкой для организации висты - узкой перспективы, направленной к выдающемуся объекту ландшафта.

Дворцовая церковь

Аудиенц-зал.

Дворец стали отстраивать в 1749-1751 годах в стиле зрелого барокко с невиданными прежде размахом и роскошью. Под руководством Растрелли трудились архитекторы Н. Жирар, Я. Дмитриев, И. Казаков и многочисленные мастера-строители. Переделка здания началась с разборки каменных флигелей и галерей, возведенных Н. Микетти. Длина и высота сооружения были увеличены, что сделало его более монументальным и парадным. Длина обращенного к морю фасада составила 268 метров (противоположный формируется из основного объема строения и двух перпендикулярных ему флигелей, поэтому никогда не измеряется), при этом ширина была не очень большой. Здание имело около 30 помещений. Старые петровские палаты были включены в центральный трехэтажный корпус вновь возводившегося Большого дворца. Появились боковые флигели: восточный - «Церковный» и западный - «Под гербом». Каждый из них, принадлежа единому целому, представлял собой традиционный в русской архитектуре кубический объем со сложно разработанной венчающей частью.

Особенность Танцевального зала - зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен. Множество зеркал создают эффект многократно увеличенного пространства

Голубой кабинет.

Вчерне - обозначение этапа строительства, на котором готовы принципиальные конструкции здания и возможна дальнейшая отделка и декоративное оформление фасадов и интерьеров.

В этом отразилось внимательное изучение и творческое развитие Растрелли художественных традиций и композиционных приемов русской допетровской архитектуры. Флигели соединялись с центральным корпусом одноэтажными галереями, образовывавшими на втором этаже открытые террасы.

Со стороны Верхнего сада здание дворца напоминало по конфигурации растянутую букву «П». В композиции сооружения четко выделялись отдельные взаимосвязанные объемы, ритмически нарастающие к центру. Это придавало зданию особую пластическую выразительность и величавость. В облике дворца значительную роль играли высокая фигурная кровля, завершение кровли в виде золоченой вазы сложной конфигурации и особенно золоченые купола с разнообразным рельефным декором. Отделка фасадов отличалась сдержанностью, хотя в ней использовались всевозможные декоративные элементы, характерные для архитектуры барокко.

Уже к началу 1750 года была полностью закончена наружная отделка восточного флигеля и дворцового храма, а западный флигель и центральный корпус - выстроены вчерне. В западном флигеле Растрелли сделал парадный вход. Такое решение позволяло зодчему развернуть анфиладу парадных залов, нанизанных на ось вдоль фасада. В конце лета 1750 года покрыли железом купол флигеля «Под гербом» и центральную часть здания.

Парадная лестница.

За сооружение дворца в Петергофе, которым императрица Елизавета Петровна была очень довольна, Растрелли не получил никакого вознаграждения.

Растрелли выполнил также проекты декоративного убранства помещений. На их реализацию ушло еще пять лет. Для внутренних помещений по рисункам мастера готовились наборные паркеты, панели, резные декоративные детали, кованые решетки и прочее.

В начале 1751 года Растрелли реализовал проект убранства дворцовой церкви, а в январе следующего года - проект «наилучшего украшения столярною и золотарною работаю аванзала» (позднее названного «Чесменским»), В 1753 году он представил эскизы отделки орнаментальной резьбой и скульптурой второго аванзала, в дальнейшем - Аудиенц-зала. Оформление Аудиенц-зала и храма было отмечено синтезом живописи и декоративной резьбы. Стены были покрыты деревянной золоченой резьбой, оплетавшей зеркала, двери и оконные проемы. Живописные плафоны и росписи, убранство стен, потолков гармонировали с цветными узорами наборных паркетов.

Скульптурное оформление Парадной лестницы

В 1755 году Растрелли выполнил проект устройства в Большом дворце эрмитажа с подъемными столом и стулом.

Парадную (Купеческую) лестницу мастер украсил деревянными золочеными вазами и четырьмя резными статуями - аллегориями времен года; над лестницей находился живописный плафон, а на стенах красовалась орнаментальная роспись.

В том же характере было выполнено убранство Танцевального (Купеческого) зала площадью около 270 м, занимавшего все западное крыло дворца. Это самое пышное помещение дворца, его интерьер разработан в особом праздничном ключе. Зал создавался в 1751-1752 годах и полностью сохранил изначальный замысел Растрелли.

Работы по перестройке и расширению Большого дворца были завершены в 1755 году созданием плафонов, установкой и золочением деревянной резьбы в Аудиенц-зале. Впоследствии многие помещения были переделаны Ж. Б. Валлен-Деламотом, Ю. М. Фельтеном, А. И. Шта-кеншнейдером. Тем не менее ряд интерьеров до 1941 года сохранил барочную отделку середины XVIII века, выполненную по проектам Растрелли. Но во время Великой Отечественной войны они были разрушены.

В 1951 году во дворце начались восстановительные и реставрационные работы, которые не окончены и по сей день.

Большой дворец Петергофа стал воплощением переходного периода творчества мастера к высокому барокко и подготовкой к гораздо более значительному и цельному произведению зодчего - Большому Екатерининскому дворцу Царского Села.

И архитектурная доминанта всего дворцово-паркового комплекса. В XVII – XIX веках Большой дворец являлся парадной резиденцией русских царей, где происходили важные события, проводились праздники и приемы, балы и маскарады.

В настоящее время Большой дворец - это уникальный историко-художественный музей, в коллекции которого собрано около трех с половиной тысяч экспонатов, среди которых живопись и фарфор, ткани и уникальная мебель, а также личные вещи российских правителей.

Большой дворец в Петергофе - описание

Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части - это Церковный корпус и в западной – корпус «Под гербом».

Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.

В центре кровли - золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек - Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.

Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.

Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.

Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.

По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:

  • Чесменский зал – это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала - это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом
  • Тронный зал – это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле
  • Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора
  • Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 кв. м занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото
  • Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально ее оформил Бартоломео Растрелли. В 1774 - 1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал - его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма. В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда
  • Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра - его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б.Ф. Растрелли.

За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, - все эти детали создают атмосферу праздника.

Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.

Из истории

  • Первый этап строительства Большого дворца (тогда его называли Верхними палатами) проходил в 1714 – 1725 годах и в то время это был скромный царский дворец в стиле «петровского барокко», в создании которого участвовали архитекторы Иоганн Браунштейна и Жан Батист Леблон, а затем с 1719 гола - Николо Микетти. Идея местоположения и первоначального облика Верхних палат принадлежала Петру Первому
  • В 1725 – 1740 годах завершалась декоративная отделка здания, в 1732 году фасад строения был увеличен за счет пристройки по бокам одноэтажных жилых корпусов, выполненных по проекту Михаила Земцова
  • В период правления Елизаветы, дочери Петра, здание было перестроено по образцу Версаля в стиле зрелого барокко. Работы велись в 1740 – 1760 годах по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. Здание, состоявшее из средней части, галерей и боковых корпусов, увеличилось за счет боковых крыльев в сторону Верхнего сада. Кроме того, по проекту Растрелли была возведена нарядная церковь и Гербовой корпус. Непревзойденный мастер барочного стиля в отделке залов использовал деревянную золоченую резьбу и наборные паркеты из ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Все это придало строению дополнительную торжественность и великолепие. Верхние палаты превратились в настоящий Большой дворец
  • В последующие годы были созданы новые парадные залы, проводился ремонт и переделка интерьеров в модном тогда стиле классицизма. Архитекторы Юрий Фельтен и Жан Батист Валлен-Деламот оформляют в 1760-1770 годах Китайские кабинеты, Чесменский и Тронный залы
  • С 1917 года Большой дворец стал историко-художественным музеем
  • Во время Великой Отечественной войны здание музея было практически уничтожено, а большая часть экспонатов похищена фашистами
  • В 1952 году, благодаря труду историков, архитекторов и реставраторов, Большой дворец, в основном, был восстановлен. Первым после ремонта открылся Портретный зал, экскурсанты посетили его в 1964 году.

Режим работы Большого дворца Петергофа - лето 2019

  • Индивидуальные посетители допускаются с 12:00 до 14:30 и с 16:15 до 19:45. В остальное время обслуживаются туристические группы.
  • Выходные дни – понедельник и последний вторник каждого месяца.
  • Посещение проводится в составе группы. Группы из индивидуальных посетителей формируются после покупки билета в кассе. Экскурсия на русском языке входит в стоимость билета.

Большой дворец является центром дворцово-паркового ансамбля, поражает своим великолепием и богатством убранства. Более 300 метров в длину и 3 этажа. Большой дворец располагается на вершине 16-ти метровой террасы на берегу Финского залива.

Стоимость билетов в Большой дворец Петергофа - лето 2019

  • Для граждан России
    • взрослые - 450 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет), студенты и пенсионеры - 300 руб.
  • Для граждан СНГ
    • взрослые - 450 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
  • Для иностранных граждан
    • взрослые - 1000 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
  • Любительская фото и видеосъемка запрещена

Сегодня, как и в прежние времена, Большой дворец в Петергофе восхищает своим великолепием. Вы познакомитесь с искусством русского дворцового интерьера XVIII - начала XIX веков и увидите, как барочные залы, созданные Растрелли, соседствуют с торжественными апартаментами периода классицизма и комнатами с элементами стиля рококо.

На берегу финского залива Петром I построено несколько загородных резиденций российских царей. Дворцово-парковый комплекс включает в себя парковые ансамбли, в которых гармонично разместились дворцы и великолепные фонтаны. Идея создания и архитектурный замысел принадлежат Петру I, а в переводе с голландского «Петергоф» — «двор Петра». Центральное место в ансамбле занимает Большой Петергофский дворец (адрес: Санкт-Петербург, ул. Разводная, 2).

История Петергофа

Более трехсот лет назад началось строительство летней загородной резиденции российских императоров в Основные работы начались в 1714 году, а в августе 1723 года состоялось открытие Петергофа, в том числе и Верхних палат (ныне - Большой Петергофский дворец), Дворцы «Монплезир» и «Марли». К открытию комплекса были распланированы и заложены несколько парков, запущены в работу часть фонтанов. В последующих реконструкциях и восстановительных работах после Великой Отечественной войны архитекторы сохранили замыслы великого Петра, запечатленные в его рисунках и эскизах.

Верхний сад

Для парадного въезда в Большой Петергофский дворец был заложен Верхний сад, который формировался в три этапа на протяжении пятидесяти лет под руководством разных зодчих. Но первоначально он использовался для выращивания овощей и фруктов, а верхние пруды служили для работы фонтанов и разведения рыбы. Верхний сад закончили по проекту Б. Ф. Растрелли в начале-середине восемнадцатого века. Тогда же в парке появились знаменитые статуи Помоны (богини плодородия), Зефира (бога ветра) и Флоры (богини весны), а также композиция «Нептун», расположенная в центральном бассейне.

Описание дворца можно начать с истории строительства в 1714-1725 годах по проекту архитекторов И. Браунштейна и Ж. Леблона были построены скромные Верхние палаты с несколькими залами для приемов, банкетов и почивальня императора. Впоследствии в 1745-1755 годах он был перестроен императрицей Елизаветой Петровной. Под руководством всемирно известного архитектора Б. Ф. Растрелли был отстроен трехсот метровый дворец с великолепными фасадами по модели Версальского. Тридцать залов, отделанных в разных стилях, восхищают своим великолепием и богатством. После прогулки по Верхнему саду посетители попадают в Большой Петергофский дворец. Билеты стоимостью 600 рублей и льготные стоимостью 300 рублей можно приобрести в кассах с 10:30 до 17:00. Дворец сегодня стал исторически-художественным музеем с огромным количеством экспонатов, предметов живописи и скульптуры. Дворец, как и в прежние времена является летним культурным центром России, где проводятся официальные встречи и приемы, а также культурно-массовые мероприятия.

Парадная лестница, танцевальный и приемные залы

По задумке императорской семьи, дворец должен был выполнять протокольные функции и подчеркивать нараставшую силу Российского государства. А дипломатические приемы, балы и маскарады удивлять богатством и изобилием. С этим заданием успешно справился архитектор Растрелли. Уже попадая на парадную лестницу, посетители видят великолепные резные статуи, символизирующие времена года, монументальные барельефы на стенах, картуши, богато отделанные позолотой. В интерьере гармонично переплелись темперная роспись, лепнина и металлические Дальше проход выполнен в стиле Триумфальной арки, белоснежные колонны которой поддерживают фронтон с аллегорическими фигурами «Верность» и «Справедливость». Танцевальный зал («Купеческий») выполнен в праздничном стиле для проведения балов и увеселительных мероприятий. Это большое помещение с площадью 270 квадратных метров. Многочисленные зеркала в фальшивых окнах глухих стен увеличивают его объем в несколько раз. Потом посетители попадают в Чесменский зал, проход в который есть также через Голубую приемную. Большой Петергофский дворец строился Петром I на побережье с целью подчеркнуть утверждение России, как морской державы. Чесменский зал назван в честь победы над турецким флотом при Чесме и закрепления России не только на Балтийском, но и на Черном морях. Этой цели посвящена отделка зала и батальная живопись. Отсюда гости проходят в Тронный зал.

Центральная часть и Тронный зал

Большой Петергофский дворец имеет сквозной вестибюль, являющийся проходом между Верхним садом и Нижним парком. Здесь находится кабинет Петра I («дубовый») и дубовая лестница, ведущая в Картинный зал. Первоначально его стены украшали французские гобелены и несколько картин итальянской школы. Во время правления Елизаветы Петровны придворным художником назначен граф Пьетро Ротари. Именно портреты его работы окончательно заполнили весь интерьер. После осмотра картин, миновав Западный кабинет, посетители попадают в Белую столовую, которая выполнена в светло-матовых тонах. Столовая использовалась по прямому назначению, и современная экспозиция состоит из светлой столовой мебели и двухсот предметов посуды из фаянса. Тронный зал имеет вход со стороны Чесменского зала и Аудиенц-зала, который примыкает к Белой столовой. Это самое большое помещение дворца (330 квадратных метров), отличается массивной лепниной с изображением императорской и военной символики, а также многочисленными портретами царской семьи.

Западное крыло дворца

Западное крыло является женской половиной с покоями императрицы и ее ближайшего окружения. Состоит оно из дюжины небольших помещений. Из Восточного китайского кабинета визитеры попадали в Куропаточную гостиную, где императрица проводила утренние часы. Она связана непосредственно с покоями царицы: Диванной, Туалетной, Кабинетом и Коронной комнатами. С другой стороны находятся Секретарская, Голубая гостиная, помещения караула кавалергардов. Западное крыло заканчивается дворцовой церковью. Храм царской семьи Растрелли спроектировал в своем стиле - изящно и великолепно. Это не просто церковь, а небольшой дворец с богатым убранством и большим количеством позолоты.

Нижний парк

Большой Петергофский дворец построен на естественной возвышенности и условно отделяет меланхоличный Верхний сад от помпезного, блистающего позолотой фонтанов Нижнего парка. Морской канал, прорытый от дворца до Финского залива, был принят за осевую линию планировки паркового ансамбля. От канала в разные стороны отходят четыре аллеи, ведущие к дворцу «Монплезир» и павильону Эрмитаж. Парк выдержан во французском стиле, который также называют регулярным. Для него характерно наличие скульптур, павильонов и симметрия при планировке аллей и зеленых насаждений. Садовники высадили большое количество деревьев и кустарников, привезенных со всей России, соединив уже имеющиеся рощи в единый комплекс.

Большой каскад и фонтаны

Фасад дворца, выходящий на море, гармонично перетекает в уступы Большого каскада с многообразием фонтанов и скульптурных композиций. Осмотр фонтанного ансамбля «Большой каскад» можно начать, покинув после экскурсии Большой Петергофский дворец. Режим работы фонтанов меняется ежегодно, в зависимости от погодных условий. Ориентировочно открытие происходит в конце апреля, а торжественное закрытие сезона - в середине сентября. Стоимость билетов колеблется от 500 до 150 рублей. Каскад состоит из двух водопадных лестниц, вдоль которых расположены многочисленные скульптуры Верхнего и Нижнего гротов. Два мощных потока воды падают с каскада в ковш Морского канала, где находится центральный водомет «Самсон, разрывающий пасть льву». В фонтанную группу входят восемь дельфинов и четыре льва, находящиеся у подножья. Они своими струями формируют своеобразный венок вокруг Самсона. Вокруг центральной композиции находится большое количество фонтанов, изображающих сказочных дев, наяд, тритонов, древнегреческих богов и героев. В коротком обзоре невозможно описать более 140 разных фонтанов-скульптур, поэтому лучше их один раз увидеть.

Не оставит посетителей равнодушными, а каскады и фонтаны запомнятся на всю жизнь.

Тронный зал - самый большой (330 кв. м.) и наиболее торжественный зал Петродворца. Первоначально зал именовался Большим и не имел чётко выраженного предназначения. Интерьер создан Ю. М. Фельтеном в 1777-1778 годах. От предыдущего барочного интерьера, разработанного Ф. Б. Растрелли, остался только паркет. Интерьер, трактованный в стиле классицизма, но в барочном объёме, отличается сдержанной колотистикой с доминированием белого цвета и монументальным лепным декором: крупные лепные орнаменты из акантовых листьев на падугах, из листьев дуба и лавра (символов стойкости и славы), акцентирующее потолочное перекрытие; венки и гирлянды выполнены в подчёркнутом объёме, выступая от плоскостей на значительные расстояния, а иногда и отрываясь от них.

Основной элемент декорирования зала - живопись, ей отведены наиболее значимые места в интерьере. Западную торцовую стену почти сплошь занимают четыре полотна работы Р. Петона, изображающие эпизоды Чесменского сражения, тем самым образуя сюжетную связку с предыдущим залом. Английский живописец Ричард Петон, узнав о сражении, сам предложил российскому посланнику в Лондоне А. С. Мусину-Пушкину написать несколько картин на эту тему. Его желание было воспринято благосклонно, и в 1772 году четыре картины прибыли в Петербург. Сначала они располагались в Зимнем дворце; затем при создании Тронного зала были перевезены в Петергоф. Ричард Петон, в отличие от Якоба Гаккерта, не имел точных сведений о дислокации кораблей, поэтому картины лишь приблизительно трактуют события сражения. Тем не менее они были исполнены на высоком профессиональном уровне и обладают несомненными художественными достоинствами. Рядом, над дверными порталами, в лепном обрамлении размещены парадные портреты Петра I и Екатерины I, на противоположной стене симметрично им расположены портреты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (все созданы Г. Бухгольцем); в простенки между окнами второго яруса помещены 12 портретов родственников Петра I. С живописными полотнами перекликаются гипсовые барельефы, дополняющие интерьер. По сторонам от “Шествия на Петергоф” расположены аллегорические мелальоны И. П. Прокофьева “Истина и Добродетель” и “Правосудие и Безопасность”, прямо над ними - барельефы на исторические сюжеты “Возвращение князя Святослава с Дуная после победы над печенегами” и “Крещение княгини Ольги в Константинополе под именем Елены”.

Центральное место восточной стены занимает конный портрет Екатерины II, самое крупное живописное полотно зала. Картина, которая называется “Шествие на Петергоф”, создана в 1762 году В. Эриксеном. Екатерина изображена в мундире полковника Семёновского полка верхом на любимом коне Бриллианте. На полотне зафиксирован исторический момент дворцового переворота 28 июня 1762 года, когда Екатерина, которую только что провозгласили императрицей, возглавляет поход гвардии из столицы в Петергоф для окончательного отстранения от власти своего супруга Петра III. Современники отмечали, что это самый похожий портрет императрицы. У этой картины богатая событиями история. После смерти Екатерины вместо работы В. Эриксена зал украсил гобелен “Пётр I спасает рыбаков в Ладожском озере” (зал при этом получил название Петровского); картина же переместилась в петергофский Английский дворец. В 1917 году вместе с другими ценностями Английского дворца она была эвакуирована в Москву; какое-то время находилась в Оружейной палате, затем - в Третьяковской галерее. Лишь в 1969 году при восстановлении зала портрет вернулся на своё историческое место. Возле конного портрета Екатерины установлено тронное кресло русской работы первой четверти XVIII века. По преданию, трон изготовлялся по заказу А. Д. Меншикова для своего дворца в Петербурге для приёма частого гостя, Петра I. Дубовый трон вызолочен, обит красным бархатом, на спинке - вышитый двуглавый орёл. Подножная скамейка - аутентичный предмет из обстановки Петергофского дворца; изготовлена в середине XVIII века.

Важное место в оформлении зала играют люстры с подвесками аметистового цвета в форме дубовых листьев. Ю. М. Фельтен, работая над интерьером зала, решил не заказывать новые, а использовать светильники, уже имевшиеся на складах дворцового ведомства. 12 люстр, барочные по стилистике, кажутся на первый взгляд одинаковыми. Но в зале их четыре вида, различных по размерам и форме. Люстры были изготовлены на Петербургском казённом стекольном заводе. Похожие люстры расположены также в Чесменском зале дворца и в Белой столовой.

Весь живописный декор зала, дополненный барельефами, имеет ярко выраженный политический мотив. Тронный зал создавался и оформлялся с целью наглядно продемонстрировать право Екатерины II на царствование, её духовную преемственность как продолжательницы дела Петра I. В зале также выражена тема прославления деяний Екатерины-государыни, как напрямую (картины Р. Петона), так и аллегорически. Важное место в оформлении также занимает тема недавно завершившейся русско-турецкой войны: помимо работ Р. Петона, к ней через исторические параллели отсылают барельефы А. М. Иванова и М. И. Козловского. Зал использовался для проведения официальных церемоний и мероприятий; но также, в особых случаях, здесь проводились балы и торжественные обеды. Тронный зал был восстановлен в 1969 году.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении