timetravel22.ru – Туристический портал - Timetravel22

Туристический портал - Timetravel22

Свеаборг как добраться из хельсинки. Шведская крепость "свеаборг" которая находится в хельсинки

Адрес: Suomenlinna C 74, 00190 Helsinki, Finland.
Как добраться: от рыночной площади Kauppatori паромом HKL, который ходит 3-4 раза в час, в зависимости от времени года. Первый паром отправляется до Свеаборга в 09:00 утра, последний паром до Хельсинки в 6 вечера.
Билеты на паром можно приобрести на речном вокзале, дорога в один конец обойдется в 4 EUR.

Из Kolera-allas речным трамваем JT-Line, дополнительная остановка у Королевских Ворот. Билеты приодаются на причале и на борту, 4 EUR в один конец.

Морская крепость Свеаборг принадлежит к административной части города Хельсинки, общая площадь которой составляет 80 гектаров. Крепость принято считать самой большой в мире. Символ крепости - монументально величественные Королевские ворота, построенные в 1754 году.
Крепость финны называют Суоменлинна , ну а нашим соотечественникам более привычно название Свеаборг, так уж исторически сложилось. Свеаборг , это часть истории Российской империи, следовательно, часть истории современной России!

История крепости Свеаборг

Крепость Свеабор г, либо в финском варианте Суоменлинна была построена на островах, имеющих местное название "Волчьи шхеры" в 18 веке. Своим появлением на карте Европы, крепость Свеаборг обязана ряду поражений шведов в войне 1741-1743 годов с Россией. Изначально проектировалась и строилась крепость, как форпост, призванный сдержать российские войска от вторжения на территорию подконтрольной Швеции Финляндии. Череда военных поражений и близость северного соседа, вкупе с потерей всех восточных укреплений, захваченных Россией, весьма обеспокоила Швецию. Попыткой создать неприступную линию оборонительных сооружений и стала крепость Свеаборг . Строительство, беспрецедентное для Швеции своим размахом продолжалось более сорока лет. Ресурсы, затраченные на строительство, как материальные, так и людские, поступали бесперебойно, невзирая на скудность шведской казны. Тысячи строителей, солдат, крестьян, согнанных на строительство и конечно же каторжники, не покладая рук, день и ночь возводили будущую крепость. Свеаборг выглядел неприступным, казалось, что захватить крепость невозможно. Однако, в 1808 году, при минимальных потерях со стороны русских крепость была захвачена. Историки до сих пор спорят о причинах сдачи шведами крепости, превалирует мнение, что виновником поражения стала нехватка боеприпасов.
Попавшая в цепкие руки российского самодержавия, Свеаборг в течении полувека не имела практического военного значения. Территория застраивалась домами, казармами и госпиталями.
Сонное существование было нарушено во время Крымской войны 1855 года, нападением англо-французской военной эскадры. На протяжении четырёх дней продолжался обстрел крепости, возникли многочисленные пожары, много построек было разрушено. Однако, все усилия агрессора, не привели к захвату Свеаборга , крепость осталась подданной Российской империи.
К 1890 году крепость приобрела новую линию обороны, а на своё боевое дежурство заступили весьма современные на тот момент 9 и 11 дюймовые орудия.
Мирная жизнь продолжилось очередные полвека, а в 1906 году, революционная зараза, буйным цветом взошедшая на территории Российской империи дала свои всходы и в крепости Свеаборг . В ходе Свеаборгского восстания, батареи гарнизона были овеяны красным флагом, поднятым восставшими. Три дня продолжалось вооруженное противостояние восставших и кораблей военной эскадры. Финальную точку в споре поставил снаряд выпущенный с одного из кораблей и поразивший склад боеприпасов, с находившимися на хранении без малого 60 тонн пороха. Мятеж был подавлен, с минимальными потерями для восстанавливающих державность верных Петербургу войск.
Новое гражданство, морская крепость Свеаборг получила в 1918 году, после получения Финляндией независимости.
Проведенная модернизация укреплений и вооружения крепости, должны были помочь Финляндии почувствовать себя в безопасности от длинной руки северного соседа.

Туристический маршрут по Свеаборг

Туристический тур по Свеаборгу может занять не одни сутки, поэтому, для получения наиболее полных и приятных впечатлений, рекомендуется воспользоваться услугами экскурсовода.
Знатоки и ценители крепостной архитектуры настоятельно рекомендуют посещать достопримечательность поздней весной, либо летом. Вход на территории крепости свободный, но за посещение музеев необходимо платить.

Что посмотреть туристу в крепости Свеаборг?

На сегодняшний день, крепость Свеаборг, является уникальнейшим, военным памятником и одновременно великолепным музеем под открытым небом, включенным в списки ЮНЕСКО.
На территории, включающей в себя крепостные укрепления, форты и бастионы, казармы, многочисленные музеи, кафе и рестораны постоянно проживает около тысячи постоянных жителей.
В числе действующих государственных объектов нужно отметить Военно-морскую академию. Территория, принадлежащая морякам, закрыта для посещения туристами, однако всегда есть возможность одним глазком заглянуть и воочию убедится, что Военно-морской флот Финляндии обеспечен проходящими обучение будущими адмиралами. Государственную тюрьму посетить и осмотреть не получится. Впрочем, заключенных, отбывающих наказание за совершенные не тяжкие преступления, вполне вероятно можно будет повстречать во время экскурсий по Свеаборгу. Заключенные активно вносят свою посильную лепту для поддержания в приемлемом состоянии памятника Мирового наследия.
Парадным входом в Свеаборг считается арка в Рантакасарми, прямо у главного причала. Деревянный квартал за аркой ранее принадлежал русским купцам, проживавшим на острове. В квартале находится хостел, функционирующий в летнее время и как правило полностью оккупированный туристами.
Достопримечательностью квартала, рекомендованной к посещению гостями является маленькое и уютное кафе "Kahvihuone". С террасы кафе открывается отличный вид на Свеаборгскую церковь, построенную в 1854 году.
В Тюкистёлахти, Артиллерийском заливе располагается Музей истории Свеаборга , там же расположен информационный центр, который предоставляет информацию об актуальных событиях Свеаборга.

Старейший в Европе док расположен на Сусисаари

Дом-музей Августина Эренсвэрда, спроектировавшего и построившего это чудо кораблестроения, находится напротив дока, а неподалеку от музея находится дом, в котором был рожден Виссарион Белинский.
Изюминкой Свеаборга считается подводная лодка, имеющая собственное имя "ВЕССИКО". Любителю подводного транспорта могут просмотреть лодку изнутри.
В качестве обязательной программы, туристам рекомендуется посещение военного музея "Манееси", таможенного музея, галереи "Августа" и конечно же музея кукол.
Под открытым небом, в тёплую погоду проводятся театрализованные постановки.
Многочисленные кафе и ресторанчики гостеприимно ждут гостей, цены в них либеральные и каждый сможет подыскать себе место, исходя из своего финансового положения.
Любители средневековья могут посетить туннель, в котором Вас ждут действительно незабываемые ощущения. Но будьте осторожны, туннель очень скользкий и холодный, поэтому одевайтесь потеплее и наденьте не скользящую обувь.

Первые камни крепости были заложены в середине 18-го столетия - в 1748 году. Основной причиной строительства стала необходимость укрепления границы с в условиях недавно завершившейся очередной войны. В силу того, что в тот период находилась под влиянием шведского государства, постройка и была названа «шведская крепость» или Свеаборг. Некоторое время спустя, в 1756 году, форт начали использовать не только в качестве сооружения для обороны, но также и в качестве базы военных кораблей. Позднее, в 1808 году, русская армия захватила более 100 военных судов, а также несколько тысяч орудий и пленных, войдя в сдавшийся после осады форт.

В 1809 году Свеаборг вместе с Финляндией переходит Российской Империи, что начинает новую страницу её истории. В середине столетия урон сооружению нанесла Крымская война, однако после все разрушения были устранены в ходе реставрации. В Свеаборге появились новые орудия и укрепления. К началу 20-го века население этих островов насчитывало около 1 500 жителей, не считая стоявшего здесь гарнизона.

В годы Первой мировой ведётся строительство новых защитных укреплений, которые помогли бы отрезать врагу путь к . Однако в 1917 году в связи с революционными событиями в стране строительство замедляется, а после и вовсе прекращается. В получившей в это же время независимость Финляндии сооружение переименовали в «финскую крепость» или Суоменлинна. Часть укреплений Свеаборга была заброшена, а часть пострадала от налётов в годы Второй мировой войны.

В 1973 году Свеаборг окончательно перестал играть роль защитного укрепления. Гарнизон был отозван, а территория этих островов стала относиться к . Знаковым стал 1991 год - Свеаборг как особенный пример укреплений прошлых столетий внесли в перечень памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

На современном этапе Свеаборг относится к известным достопримечательностям столицы, а также продолжает оставаться и жилым районом, население которого составляют несколько сотен человек.

Как добраться

Крепость Свеаборг разместилась на группе островов прямо в водах Финского залива в 3 километрах к юго-востоку от Хельсинки. Добраться до неё можно на пароме, который отходит от причала Kauppatori, находящегося на Рыночной площади столицы. В тёплые месяцы, с мая по сентябрь, до крепости также ходят водные автобусы. Найти их можно на этом же причале. Время в пути на любом из видов водного транспорта составляет около 15-20 минут. Билеты можно приобрести в автоматах на пристани, а в водных автобусах также и на борту.

Доехать до причала поможет 17-й автобусный маршрут, который останавливается в нескольких минутах ходьбы.

Свеаборг на карте

Достопримечательности вокруг замка

К территории Свеаборга относятся несколько островов. Пять из них соединены мостами и переходами, что позволяет без труда перемещаться между ними для осмотра всех объектов. Так, на полуострове под названием Кустаанмиекка можно осмотреть бастионы, возведённые как шведами, так и русскими войсками. Интересны будут пушки конца 19-го века.

Другое особенное место - один из самых старинных сухих доков в мире. Ещё в середине 18-го столетия в нём строились шведские корабли, а сегодня на его территории проводится ремонт деревянных судов прошлых веков.

У берега несложно заметить ещё один интересный объект, который нередко попадает на фото - подводную лодку «Весикко». Построенная чуть меньше ста лет назад, она прошла Вторую мировую. В летние месяцы подлодка играет роль музея, в котором можно ознакомиться с её внутренним устройством и особенностями работы в условиях погружения.


В тёплое время года на островах вокруг крепости также можно отыскать пляжи. Они позволят отдохнуть от долгих экскурсий и окунуться в воды Финского залива.

Что внутри замка

Для посетителей открыт доступ в один из старейших бастионов города - Зандер, а также в тоннели крепости. Исследовать их удобнее в тёплый сезон, вооружившись фонариком - искусственного освещения в тоннелях нет.

Примечательным элементом Свеаборга являются центральные ворота - Королевские. Они появились здесь в 1753–1754 годах в том самом месте, на котором сошёл со своего корабля шведский король, годом ранее пожелавший лично проследить, как идёт возведение Свеаборга.

В сердце сооружения располагается так называемый Крепостной двор. Он играл роль центральной площади с 60-х годов 18-го века. Здесь же покоится основатель форта - шведский военный деятель Августин Эренсверд.

Комплекс крепости включает в себя и небольшую церковь. Она была возведена здесь в середине 19-го века, в период правления Российской Империи, и предназначалась для солдат служившего здесь гарнизона. Позже из православной её переделали в лютеранскую.


На территории Свеаборга можно посетить сразу несколько музеев. Некоторые из них работают только летом, в некоторые можно попасть и зимой. Одной из основных является экспозиция музея «Суоменлинна». Здесь круглый год можно познакомиться с историей крепости и посмотреть тематические короткометражные фильмы.


В помещениях, ранее отведённых для проживания коменданта, сегодня располагается музей Эренсверда. Он назван в честь шведского фельдмаршала и демонстрирует обстановку того времени, когда крепость находилась под влиянием . Эта экспозиция функционирует только летом.

Также к летним относятся экспозиции Музея таможни, военного музея «Манеж» и Музея игрушек. Выставка, посвящённая таможенному делу, сегодня занимает помещения, ранее используемые в качестве тюремных камер.


Экскурсии

В крепости проводятся систематические экскурсии с гидом, предварительно бронировать которые не нужно. С их расписанием можно ознакомиться на . Длятся такие прогулки около часа и включают в себя исторические места островов Сусисаари и Кустаанмиекка. В летние месяцы экскурсионное сопровождение ведётся на нескольких языках: шведском, финском, английском и русском. В период с сентября по май можно принять участие только в англоязычных экскурсиях.

Персональные экскурсии для организованных групп проводятся круглый год по предварительному согласованию. В этом случае можно обговорить также и язык экскурсионного сопровождения. Заказать такую экскурсию также можно на .


Свеаборг представляет собой не просто историческую постройку, а целый комплекс интересных сооружений и объектов, каждый из которых может рассказать о чём-то своём. Они хранят на себе последствия правления трёх разных стран: Швеции, Российской Империи и Финляндии. Кроме того, на этих островах оставили отпечаток многие конфликты и события, имеющие особое значение в истории: Крымская война, Первая и Вторая мировые войны, российские революции. Все эти отпечатки, накопленные Свеаборгом, складываются в разнообразные экспозиции и особую атмосферу, в которой былое сталкивается с настоящим.

Морская крепость Свеаборг, находится возле столицы Финляндии - Хельсинки. Только там она более известна под другим своим именем - Суоменлинна или же в переводе «Финская крепость». Строительство этой крепости происходило еще в 1748 году, то есть в то время, когда Финляндии еще входила в состав Шведского королевства и не обрела полную независимость.

В ближайшие после постройки пятьдесят лет крепость служила в качестве ценнейшего морского укрепления, защищая город от нападений со стороны моря. Однако, уже в 1808 году она покорилась российским войскам и на ближайшие 110 лет входила в состав Российской империи. А вот свое нынешнее имя Суоменлинна крепость получила уже только после обретения Финляндией независимости.

Затем еще какое-то непродолжительное время она входила в состав финского военного гарнизона, ну а потом уже окончательно в 1973 году отошла к гражданскому управлению города. Во время экскурсии по крепости вы можете заметить, что все надписи на пушках, находящихся в крепости, выполнены на русском языке, поскольку все они были привезены из России.

На сегодняшний день Суоменлинна является одной из популярнейших достопримечательностей города Хельсинки. На ее территории располагается сразу несколько музеев, несколько интереснейших зданий, относящихся к самым различным архитектурным направлениям и традициям.

Любители осмотров военной техники найдут здесь для себя огромное количество соответствующих экспонатов, которые также относятся к самым различным периодам существования крепости. Да и вообще то сама крепость Суоменлинна удивительно красива, так что самая простая прогулка по ее территории уже доставляет несомненное удовольствие.

На территории крепости также располагается действующая тюрьма с отбывающими в ней срок за мелкие преступления осужденными. Именно эти люди и следят постоянно за наведением порядка на территории крепости. Добираться до крепости можно исключительно водным путем, поскольку она располагается на уединенном острове, находящемся в двух километрах от города.

От городской рыночной площади к острову ходят паромы в зависимости от сезона от одного и до четырех раз в час. Самый первый паром на остров уходи в девять часов утра, ну а последний в обратную сторону - в 18 часов. Билеты продаются в кассах речного вокзала, а стоимость билета в один конец составляет пять евро.

Неподалеку от рыночной площади с Kolera-allas к острову отправляются речные трамвайчики, совершающие дополнительную остановку возле Королевских ворот. Билеты на них можно приобретать как прямо на борту трамвая, так и на причале. Стоимость аналогичная - пять евро.

На территории самой крепости не имеется ни проката велосипедов, ни какого-либо общественного транспорта, поэтому для прогулок по ней надо стараться одевать удобную обувь. В двух шагах от пристани находиться специальный отель, в котором можно спокойно остановиться на ночлег. Однако, вы должны учитывать, что условия здесь далеки от роскошных. На первом этаже в комнатах ночуют от 6 до 10 человек и стоит ночлег 24 евро, а на втором этаже условия получше и за ночлег вам придется выложить от 54 до 89 евро. Здесь же в хостеле можно и позавтракать за 8 евро.

Перекусить также можно в ресторане и в кафе, расположенных на территории крепости. Из музеев здесь можно посетить - музей Суоменлинны, охватывающий 260 летнюю историю крепости, музей Ehrensvärd с миниатюрными макетами кораблей, музей Игрушек, Военный музей, подводную лодку Vesikko, сохранившуюся с периода Второй Мировой войны, Таможенный музей. Затем вы можете прогуляться по Большому двору, посмотреть на Королевские ворота и доки Свеаборга, а также бастион Зандер и кронверк Эренсвярда. Напоследок загляните в церковь и мемориал. Все музеи в крепости вы сможете посетить бесплатно, если приобретете заранее Helsinki Card.

Вы когда-нибудь замечали, что в любом городе Земли большинство интересных мест всегда находятся в непосредственной близости друг от друга. Ты просто шагаешь по историческому центру – и «нанизываешь» достопримечательности одну за одной, как разноцветные бусинки бисера на иголку с ниткой… Вот Кафедральный собор, вот Сенатская площадь… А вот уже Старый рынок, а за ним виднеется Успенский собор… Одна за другой… Одна за другой…

Кажется все гладко и ровно… Ага!!! Как бы ни так!.. Как и бусинки бисера, что имеют обыкновение закатываться за диван, так и среди достопримечательностей условного города Икс непременно найдется одна или две таких точки, ради которых тащиться вам придется на другой конец земли. Такие места, как отряд повстанцев в мире достопримечательностей. Что ни возьми, практически в каждом городе света вы обязательно встретите нечто подобное. Лично я, по крайней мере, видел такие картины уже очень много раз. Хотите пример? Да хоть десять!.. Это и , и , и музей Леннусадам в Таллинне, и … Я могу этот список еще долго продолжать. Но на самом деле сейчас в рамках этой конкретной статьи это не имеет принципиального значения. Ведь сегодня я хотел бы рассказать вам всего об одном из таких мест, самой «труднодоступной» достопримечательности Хельсинки – старой крепости Суоменлинна (она же – Свеаборг).

Несмотря на то, что это место часто относят к числу хельсинских «must see», добраться до него не так-то просто. Острова Susisaaret, на которых стоит крепость, отрезаны от города водами Финского залива. Поэтому, попадая сюда, сразу кажется, что ты находишься уже как бы и не совсем в Хельсинки. Вокруг расстилается водная гладь… Огромные гладкие валуны подступают вплотную к берегу… А над всем этим, словно местная «гопота», кружит отряд белых чаек…

Вокруг тихо – и кажется, что за какие-то 10 минут ты променял шумный Хельсинки на какой-то милый и уютный пригород.

Впрочем, ладно… Что-то я разошелся… Надо сбавить градус ванили. Давайте лучше я расскажу вам обо всем по порядку…

Немножко истории (правда, совсем немножко)…

Решение о возведении крепостей на островах Susisaaret («Волчьи шхеры») было принято после русско-шведской войны в середине 18 века. В те времена, территория современной Финляндии входила в состав Шведской империи, а потому сама крепость получила название Свеаборг (что означает «Шведская крепость»). После обретения Финляндией независимости, здешние бастионы использовались в период гражданской войны 1918 года. На островах был образован лагерь для финских красногвардейцев, а сама крепость официально получила название Суоменлинна (дословно – «Финская крепость»). Почему я это пишу? Все дело в том, что сегодня финский и шведский языки имеют в Финляндии официальный статус, поэтому крепость попеременно называют то Свеаборг, то Суоменлинна. Таким образом, сегодня этот островной бастион именуют одновременно и финским, и шведским.

В 1991-м году крепостной комплекс вместе с другими островными постройками был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня здесь располагаются многочисленные музеи, морская академия, остатки старой артиллерии, частные дома с девятью сотнями постоянных жителей и даже тюрьма «облегченного режима», заключенные которой поддерживают крепость в надлежащем виде. Сами финны (как мне показалось) обычно используют это место как площадку для пикников: пока туристы бегали по острову с фотоаппаратами, они просто мирно сидели на камнях и, поедая привезенные с собой припасы, смотрели на скалы и водную гладь.

Сказать по правде, именно ради пикников и живописной природы этого места сюда и стоит ехать из Хельсинки. Все остальное – крепости, пушки и прочие сооружения произвели на меня значительно меньшее впечатление. Исключение — эти поросшие травой укрепления, похожие на домики Бильбо Бэггинса.

Они прикольные. А все остальное – стены и стены… Я бы мог о них больше вообще ничего не писать. Но долг блогера велит… Поэтому дальше будет большой рассказ о всех интересных местах, которые можно встретить на этом острове. Давайте для начала я устрою вам тут мини-экскурсию. А технические моменты (типа «как доехать на Свеаборг» и где снять жилье) оставим напоследок…

Крепость Свеаборг: церкви, пушки и «русские» домики…

Вообще, считается, что «достопримечательностей» в этом месте много: на туристических картах, которые можно получить в центре информации, отмечено аж целых 45 разных точек!!! Но большинство из них можно отнести к достопримечательностям только формально. Преимущественно – это различные музеи, валы и объекты общественного питания. Другое дело, что все они расположены довольно компактно и, словно на нить, нанизаны на «синий маршрут», который тянется сразу через два острова.

Начинается он от главной пристани, а затем проходит через «русскую деревню», где когда-то жили купцы из России…

Мимо гарнизонной церкви…

Военного музея…

Многочисленных сувенирных лавок…

«Messiah... Save your breath»...



И невысоких мостов, связывающих берега между собою.

Чтобы туристы не запутались на островах тут и там встречаются специальные указатели, показывающие дорогу к главным точкам Свеаборга. Видя на указателях те или иные интересные пункты, мы с Таней постоянно меняли маршрут и уходили в стороны, то вправо, то влево. Именно так (незапланированно) мы, например, добрались до подводной лодки Весикко (я называл ее «Сулико»).

Не могу сказать, что она производит какое-то особое впечатление (как например, подводная лодка Лембит, стоящая в Морском музее Таллинна). Но свернуть к ней на пару минут определенно стоит. Как-никак, не каждый день видишь на улицах подводные лодки.

Если кому-то особо интересна тема лодок, отмечу также, что на территории островов Суоменлинна есть еще «сухой порт». Реально сухой… (как незаверенный Роллтон). Находится он справа от Большого Крепостного двора с могилой Эренсвярда (это, кстати, еще одна лодочка).

Выглядит этот двор весьма симпатично… Всюду раскидистые деревья, грубые камни, поросших зеленым плющом, а также все те же старые шведские пушки, которых здесь так же много, как и чаек, летающих над головой… Дальше будут фото. Я думаю, они расскажут все лучше меня.


Возвращаясь к теме сухого дока, отмечу, что в июне 2017 года, когда на острове был я лично, это место выглядело довольно жалко.

Посреди большущей котловины стоял один единственный корабль, а вокруг него валялись остатки каких-то бревен и труб. Впрочем – смотрите сами. На картинках из туристических проспектов это место выглядело значительно более презентабельно.

Мы заглянули туда на пару минут, сделали фотки и снова вернулись на синий маршрут. Вокруг цвели цветы в горшочках…

Над головою качалась сирень…

А вездесущие китайцы прямо с моста пытались кормить с руки чаек.

Блин… Когда я вижу такие картины во мне просыпается Задорнов с его извечным: «Ну тупые…». Я стоял у них за спиной и молился, чтобы кому-то из этих граждан Поднебесной следующая чайка выклевала глаз. Ну или хотя бы сорвала сережку... И это я сейчас почти всерьез. Чаек в Финляндии можно кормить только ядом!!! Кто бывал в Хельсинки – тот меня поймет. Это не птицы – а воздушная мафия. Они воруют еду, летают прямо над головою… Я как-то даже читал историю в интернете, что чайка на причале в Хельсинки вырвала у какого-то туриста фотоаппарат. На причалах города стоят специальные знаки «Чаек не кормить». Но это же китайцы… Говорят, однажды они захватят мир. Блин… Одна надежда на японцев (что они все-таки изобретут своих роботов и в ближайшее время разберутся с Китаем). Не хотелось бы в старости есть один рис сутками…

Морские пейзажи и Ворота Короля

Наверное, читая этот текст, вы сейчас все задаетесь вопросом: «А где же та самая крепость, о которой тут постоянно идет речь»? Отвечаю: все дело в том, что крепость Свеаборг – это не единый бастион, а скорее некая совокупность стен и пушек, расположенных на тех самых островах в Финском заливе.

Поросшие травой стены крепости, встречаются здесь повсеместно. Просто не ждите увидеть на островах какой-то единый архитектурный комплекс вроде Московского кремля или чего-то в схожем духе. Крепость Свеаборг – это стены, стены, стены, пушки, стены… плюс вот эти Королевские ворота, которые являются одним из негласных символов данного места.

Как я уже говорил в самом начале, ехать сюда стоит за морскими пейзажами…

Хатками хоббитов и другими сказочными постройками, похожими на каменных исполинов, выглядывающих из-под земли…


Или, например, для того, чтобы устроить пикник на скалистых берегах острова…

Мы, например, так и сделали. Взяли плед, еду и две баночки клюквенного джина – забрались подальше и стали отдыхать. Где-то рядом с берегом копошилась парочка белых лебедей…

Впереди среди волн и росчерков скупого солнца мелькали паруса какого-то небольшого корабля…

В этот момент меня уже даже не бесили вездесущие чайки (хотя одна из них свистнула у меня черешню и в считанные секунды проглотила ее вместе с косточкой).

Наверное, за всю трехдневную поездку в Хельсинки – это был наш самый лучший день в Финляндии. Этакая кульминация путешествия. Она есть в любой поездке. Но сейчас я не буду сильно раскручивать эту тему… Просто напишу, что съездить на острова крепости Суоменлинна определенно стоит. Особенно в ясную погоду. Дальше в этой статье, как и обещал, я напишу вам о том, как это сделать.

Суоменлинна (Свеаборг): как добраться из Хельсинки

Специальные корабли, включенные в систему городского транспорта, ходят на острова каждый день с 6 часов утра до 2-20 ночи. Отправляются они вот от такой станции рядом с Рыночной площадью Хельсинки. Обычно, в дневные часы людей вокруг нее много. Поэтому вы ее не пропустите.

Билет на проезд можно купить в кассе или в автомате (5 евро). Действителен он в течение 12 часов (поэтому с одним билетом вы можете съездить и туда, и обратно).

Также отправиться в поездку вы можете, имея на руках обычный городской проездной на 24 часа (HSL) или карточку Helsinki card. Сами паромы курсируют регулярно. Интервал движения – от 20 минут до 1 часа (но вы ориентируйтесь на меньшую цифру – большие промежутки между рейсами тут бывают только ночью). Время в пути – 15 минут. У самих кораблей есть как открытые, так и закрытые площадки. В первый раз мы ехали на «крыше» парома...

А вот обратно уже возвращались, расположившись на внутренней площадке.

По дороге паром проплывает несколько маленьких островков. В ясную погоду плыть на открытой площадке очень приятно. Единственное, что немного портит впечатление – это летающие прямо над головой чайки. Как вы поняли, в этой истории они главные антагонисты.


После прибытия на остров прямо перед вами будет центр туристической информации. С другой стороны тут же находится продуктовый магазин и табло с расписанием рейсов. Если такой вариант вам по какой-то причине не подходит и вместо 5 евро вам решительно хочется заплатить за проезд все семь – поплыть на острова вы также можете на «водных автобусах» компании JT-Line. Подробную информацию о маршрутах и расписании можно посмотреть на их официальном сайте www.jt-line.fi.

Где снять жилье на островах

Рядом с крепостью прямо на островах работает хостел Suomenlinna, открытый в бывшем здании школы. В хостеле есть номера на двух-трех или на 6-10 человек. Поэтому при желании – есть, что выбрать. Летом двухместный номер в этом месте обойдется вам в 68 евро (что для Хельсинки довольно низкая сумма). Койка в дормиторие будет стоить 25. В «не сезон» цены ниже. Проверить их

Х очу рассказать про Cвеаборг - шведскую крепость расположенную на нескольких островах.
Когда-то она была ключом к Хельсинки и к всей Финляндии... а сама Финляндия была шведской провинцией. Именно шведы строили крепость и вложили в нее большие деньги, надеясь на ее неприступность. Это место с неоднозначной судьбой. Крепость которая так и не оправдала возложенных на нее надежд. Туристу до крепости можно добраться только на пароме. Она находится на островах и имеет более 6 км крепостных стен и укреплений.



Крепость и колоритная и мощная. Это видно сразу.

Стену местами чудовищной толщины...

Её строительство началось в 1748 году. Вместо намеченных 4-х лет оно длилось 40 и так и не было закончено в том виде, в каком задумал ее создатель Августин Еренсвард. При шведах крепость называлась Sveaborg - т.е. шведская крепость. Финны же называли ее Виапори (Viapori), а когда ушли русские и Финляндия обрела полную самостийность - Суоменлинна, что означает Финская крепость...)))))

Строительством руководил Августин Эренсвэрд - архитектор, кораблестроитель, морской и артиллерийский офицер. В его жизни были только две страсти - Свеаборг и женщины флот. Человек был фанатично предан своему делу.

Если средств на строительство не хватало, мог отдать свое жалование и даже срезать серебряные знаки различия. Августин был здесь планировщиком, архитектором, распорядителем, наемщиком и управдомом; а помимо того, каждый год убеждал Стокгольм не перекрывать финансирование самой масштабной стройки в стране (первые восемнадцать лет строительства обошлись короне в 90 бочек золота).

За пыл и трудолюбие граф Эренсвэрд получил чин маршала. Он умер в 1774 году и был похоронен в крепости, так и не увидев свое детище завершенным...

Выше на фото его могила...

Катакомбы тут капитальные, но о них позже.

Увы, хорошего фотоаппарата с собой не было)))

Тут было все. И запасы продовольствия для длительных осад и сухой док для ремонта кораблей и защищенные от бомбардировок казармы.

Ворота у крепости хитрые, двойные. Если открыты одни, обязательно закрываются вторые и наоборот. Тем самым создается невозможным внезапная атака противника и большая пропускная способность, даже если противник сам их откроет.

Под мостами ров...

Не смотря на все самое современное на то время в строительстве, 4 мая 1808 года русские войска осадили крепость и он была взята. Как ни удивительно, но случилось это после непродолжительной осады, несмотря на явное превосходство шведов в артиллерии (1000 орудий против русских 40)!!! Из 8 тыс. гарнизона погибло ВСЕГО 5 человек .

КАК ПРИ ВЗЯТИИ КРЕПОСТИ РУССКАЯ СМЕКАЛКА СРАБОТАЛА

Доподлинно не известно почему именно сдалась крепость, но существует версия, что во время зимней осады, жены шведских офицеров истосковавшись по мужьям понабрались наглости и попросились у русских съездить к мужьям на побывку... русские их пропустили и даже дали транспорт и охрану. Жены ездили в крепость всю зиму, а наши постоянно твердили им, что сопротивление бесполезно, что весной придет русская эскадра и многие в крепости погибнут от штурма и обстрелов... к чему лишние жертвы?
Наши предлагали шведкам уговорить мужей сдаться. Взамен обещали свободу передвижения, а их мужьям продолжение службы в крепости, но уже русскому императору, с возможным повышением в окладе...

Весной комендант крепости пригласил русского военачальника и сообщил ему, что если русская эскадра подойдет к крепости быстрее шведской, он сдаст крепость.

,
Если верить гугглу, это и есть русская эскадра, а гугглу я верю даже больше чем Веллеру)))

Итак, весной пришла русская эскадра, а шведы запоздали... и крепость сдалась без единого выстрела. Так шведские женщины лишили Швецию провинции, но сохранили своих мужей. Огромные средства потраченные на строительство крепости были потрачены зря...

Многие с гарнизона крепости остались жить в Хельсинки, некоторые вернулись в Швецию.
Комендант крепости адмирал Кронштедт попал под трибунал по обвинению в измене, а его родственники в Швеции принуждены были менять свои фамилии...

Шведский трибунал приговорил коменданта к смертной казни, но русский император отменил это решение и его не ослушались и отпустили Кронштедта на волю... такое вот было почтение к русскому императору)))))

В 1809 году Финляндия стала частью Российской Империи (Фридрихсгамский мир).

ЕЩЕ ОДИН СЛУЧАЙ КОГДА РУССКИМ СМЕКАЛКА ПОМОГЛА

6 августа 1855 года под стенами крепости появилась англо-французская эскадра. Шла Крымская война и союзники, воевавшие против Российской империи решили, выражаясь современным языком, растащить группировку противника. 9 августа начался обстрел. Устаревшие крепостные орудия не могли причинить союзному флоту ощутимого вреда. Дальнобойных орудий просто не было. Обстрел продолжался три дня. Были большие потери среди гарнизона и разрушения в крепости.

Существует легенда счастливого спасения крепости. В ходе осады русские провели инвентаризацию пороха и вооружения и нашли на складе старые дальнобойные шведские пушки. Они выкатили три штуки на стену, убойно зарядили и вечером выстрелили в сторону неприятельской эскадры. Этими выстрелами они потопили один корабль и ещё один серьезно повредили. Англичане и французы решили, что к русским пришло подкрепление и появилась дальнобойная артиллерия. Дальнейшая осада стала опасна. Ночью англичане и французы подняли якоря и ушли в море - осада была снята.

После крымской войны в крепости была проведена реконструкция, построены новые укрепления и арт.позиции, установлены более современные орудия.

На территории крепости имеется церковь. Построили ей наши, а её ограда их шведских орудий очень напоминает ограду у Спасо-Преображенского собора в Питере... церковь уникальна, ночью она играет роль маяка.

Русские казармы... они были построены нашими солдатами после захвата крепости.

1906 год - восстание гарнизона Свеаборга. Повод - арест комендантом крепости минной роты в полном составе. В июле, в части Балтийской эскадры, стоявшей в Ревеле, началось сильное брожение. В целях предупреждения десанта матросов на острова Свеаборгской крепости комендант отдал приказ поставить мины у входа в Свеаборгский рейд. За неподчинение приказу минеры были окружены пехотой, обезоружены и посажены под арест. Артиллеристы (3 роты) решили освободить товарищей.

Последовавшая кровавая схватка артиллеристов с двумя ротами 1 Свеаборгского крепостного батальона послужила началом этого знаменитого восстания. Восстание было подавлено силами Свеаборгского крепостного полка и кораблей Балтфлота.

Есть в крепости и разветвленная система подземных ходов. Каменные стены потрясно сохранились и сегодня. Только там жутко темно и встречаются лужи... причем достаточно глубокие... к счастью хоть не заминировано)))) я попытался там побродить и вышел с мокрыми ногами))) но зато снял несколько переходов))) По ним можно и прогуляться... и даже заблудиться))))

Не очень приятно там ходить)))

В I мировоую войну Свеаборг входил в состав флангово-шхерной позиции Крепости Петра Великого и использовался как база минного флота.

Крепость Свеаборг и близлежащие острова стали частью “морской крепости имени Петра Великого”, которая должна была защищать Санкт-Петербург.

Во время гражданской войны в Финляндии (лето 1918) здесь был концлагерь для финских красногвардейцев, из которых много умерло от голода и болезней. С этого времени крепость называется Суоменлина (Финская крепость) и служит военноморской базой финского государства.

Во время Зимней войны крепость несколько раз бомбила советская авиация, впрочем, без особого успеха...

Ныне Свеаборг - культурный и музейный центр, много артистов и художников живут постоянно на островах, есть летний театр, Северный Институт современного искусства, много музеев, причем весьма интересных.

В крепости находится самый старый сухой док в Европе - корабли на этой верфи строят с середины XVII века (до 24 кораблей одновременно). Уникальность Свеаборга в том, что гигантский форт предназначался и для флота, и для пехоты. Бастионы и укрепления могли вместить 1 300 пушек, а гавань была в состоянии принимать крупные корабли.

В Свеаборге, в семье морского врача в 1811 году родился Виссарион Белинский.

На юге Сусисаари плавно переходит в остров Кустаанмиекка (Kustaanmiekka, то есть Королевский Меч). На стыке двух островов в бывшем пороховом складе размещается экспозиция береговой артиллерии. К ней прилагается любопытный экспонат - единственная финская подлодка Vesikko. Финское правительство купило ее в Германии в конце 1930-х годов. Во Вторую мировую Vesikko для начала торпедировала советское торговое судно, но тут случилась блокада Ленинграда, советский флот был отрезан от моря и субмарина осталась без работы. После окончания войны союзники запретили Финляндии иметь подлодки, и все субмарины флотилии были распроданы, кроме Vesikko, которую передали военному музею и по частям перевезли в Свеаборг.

В перестройку у одинокой подлодки появилась подружка - бывший зять президента Мауно Койвисто купил в Лиепае списанную субмарину К-77 без ядерного реактора, установил ее в гавани Хиеталахти и открыл на борту ресторан. Через четыре года истек срок аренды, и гастролерша отправилась во Флориду, где ее безуспешно пытались продать с аукциона eBay, пока К-77 не заприметила кинокомпания, запускавшая в производство блокбастер "К-19" с Харрисоном Фордом. Подружка стала кинозвездой, а Vesikko так и остался скучать на Свеаборге... (с)


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении