timetravel22.ru – Туристический портал - Timetravel22

Туристический портал - Timetravel22

Рассказ о путешествии тура хейердала. Тур хейердал - биография, фото, путешествия, личная жизнь ученого

Хейердал Тур

норвежский путешественник, этнограф, археолог, учёный-антрополог

Для подтверждения своей теории первоначального заселения островов Полинезии из Америки в 1947 г. проплыл с экипажем на плоту «Кон-Тики» от Перу до Полинезии. В 1969 и 1970 гг. проплыл на папирусных лодках «Ра» от Африки до островов Центральной Америки, в 1977–1978 гг. – на тростниковой лодке «Тигрис» по маршруту Эль-Курна (Ирак) – устье Инда – Джибути.

Краткая хронология

1933-36 гг. обучение в университете Осло на факультете естественных наук, специализация география и зоология; изучение истории культуры Полинезии

1936 г. экспедиция в Полинезию на остров Фату-Хива Маркизского архипелага; зарождение теории первоначального заселения островов Полинезии из Америки

1938 г. издание первой книги норвежского путешественника Тура Хейердала «В поисках рая»

1947 г. экспедиция «Кон-Тики», по итогам которой написана книга «Путешествие на «Кон-Тики»

1955-56 гг. археологическая экспедиция на остров Пасхи, по итогам которой была написана книга «Аку-Аку»

1969-70 гг. попытка пересечь Атлантический океан на лодках из папируса «Ра» и «Ра-II»; об экспедициях написана книга «Экспедиции на „Ра“» и снят документальный фильм

1977 г. экспедиция на тростниковой лодке «Тигрис»

1983-84 гг. исследование курганов, найденных на Мальдивских островах в Индийском океане; по итогам исследования публикация книги «Мальдивская загадка»

1991 г. исследование пирамид Гуимар на острове Тенерифе; по итогам исследования публикация книги «В поисках Одина. По следам нашего прошлого»

1999 г. Тур Хейердал был признан самым знаменитым норвежцем 20 в.

История жизни

Тур Хейердал родился 6 октября 1914 года в норвежском городке Ларвик . Отец его был пивоваром. Мать вела домашнее хозяйство. Это была строгая педантичная дама. В духе такой же строгой педантичности она воспитывала и сына. Распорядок дня был почти армейским: в одни и те же часы подъем, туалет, зарядка, завтрак, работа и учеба, обед и т. д. Причем соблюдался этот распорядок неукоснительно. Так, однажды в доме начался пожар. Всем пришлось срочно выбираться на улицу. Но поскольку маленький Тур сидел на горшке, мама не двинулась с места, пока малыш не довел дело до конца. И только тогда мать и сын с достоинством покинули дом. Вот что такое настоящий, а не выдуманный немцами «нордический» характер. В Норвегии таких людей всегда было много, и в этом смысле можно сказать, что Тур Хейердал родился в самой обыкновенной семье. Правда, такая «обыкновенность» дорогого стоит, если в результате воспитания, полученного в этой семье, честность, прямота, любовь к порядку, решимость и отвага становятся для человек самыми обыкновенными качествами, а их отсутствие у других он воспринимает как недуг или извращение. Именно таким обыкновенным человеком, то есть честным, прямым, решительным и отважным, был Тур Хейердал.

С детства Тур мечтал о дальних странах и странствиях. Больше всего привлекали его путешествия в северных широтах. Старшеклассником Тур строил далеко за городом снежное жилище (типа эскимосского иглу) и проводил там несколько суток с другом и собакой. Он всегда помнил, что его страна – родина не только викингов, опередивших Колумба в открытии Америки, но и великих учёных-путешественников – Руаля Амундсена и Фритьофа Нансена.

Но первым настоящим путешествием норвежца стала семейная экспедиция в края южных морей – Полинезию . После окончания факультета естественных наук молодой географ и зоолог Хейердал, разочаровавшийся в академической науке, вместе с молодой женой Лив отправляется на остров Фату-Хива Маркизского архипелага . Там они, удалившись от цивилизации и белых людей, прожили целый год. За этот год Тур Хейердал, познакомившись с местными мифами и преданиями, пришел к выводу, что, вполне возможно, предки туземцев пришли в Полинезию из Южной Америки. В этом его убеждали направления ветров и океанских течений. Они-то, по мнению молодого исследователя, и явились причиной зарождения жизни на островах.

Для Хейердала как учёного главным критерием истины был эксперимент. Как можно проверить гипотезу о заселении Полинезии древними американскими индейцами? Только проделав самому плавание по воле волн и ветров, на судне, максимально схожим с допотопными образцами. Однако осуществить свой план Хейердалу удалось только после окончания Второй мировой войны. А пока шла война, потомку викингов и одновременно лейтенанту армии США пришлось совершать путешествия исключительно в соответствии с военными приказами.

После войны, а именно в 1947 году, научный эксперимент Хейердала был поставлен. В качестве допотопного судна использовался плот «Кон-Тики» из бальсового дерева, которой был построен подобно судам древнейших мореплавателей. Выбор материала для плота определялся не только его необычайно малой плотностью (примерно как у современного пенопласта), но и желанием Хейердала опровергнуть устоявшееся мнение, что путешествия людей на южноамериканских бальсовых плотах через океан, из Перу в Полинезию, были технически невозможны. Таким образом, экспедиция на «Кон-Тики» решала, кроме историко-географической и этнографической, ещё и чисто техническую задачу.

Экспедиция стартовала из перуанского порта Кальяо . 7 смелых моряков отправились по маршруту, которым, согласно местным легендам, прошёл некогда великий вождь Кон-Тики, изгнанный из Перу завоевателями-инками. Плавание длилось больше трёх месяцев, а точнее, сто дней. Это были 100 дней, которые не потрясли мир, как 10 дней семнадцатого года, а, напротив, заставили его притихнуть и с замиранием сердец ждать новых сообщений газет и радио. На сто первый день бальсовый плот под парусом со стилизованным изображением легендарного Кон-Тики и с бородатыми белыми людьми на борту пристал к берегу полинезийского острова Рароиа .

Это была первая победа Тура Хейердала. Ведь до его вмешательства учёные считали предками островитян пришельцев из Индии и Китая, с Ближнего и Дальнего Востока, из Египта, Японии, даже из Атлантиды!

В 1955-1956 годахТур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи . Хейердал вместе с профессиональными археологами провели на острове Пасхи несколько месяцев, исследуя ряд важных археологических объектов. Основными в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению знаменитых статуй моаи, а также раскопки на таких возвышенностях, как Оронго и Поике.

Тур Хейердал хотел проверить гипотезу, согласно которой знаменитые статуи при их установке древними обитателями острова Пасхи передвигались в вертикальном положении, то есть вроде бы «шли» сами. Туру Хейердалу удалось показать всему миру, как это делалось.

Местная легенда утверждала, что эти колоссальные статуи, изображающие вождей племени «короткоухих», от каменоломни, где были изваяны, до места «укоренения» добирались чуть ли не «своим ходом», под мощным воздействием «маны» – магической силы, которая создавалась волевым усилием древних колдунов. В шестидесятых годах, когда в моду вошло увлечение магией и «экстрасенсорикой», а также учениями Е.П. Блаватской и Е.И. Рерих, эту версию стали поддерживать некоторые «научные» журналисты и другие представители образованной публики. Разумеется, Тур Хейердал не входил в число приверженцев этих учений. Как всегда, он решил поставить эксперимент.

Для этого он выбрал одну лежащую не земле статую и применил для её передвижения способ, давно известный грузчикам и такелажникам всего мира, а также и простым гражданам, которым приходится иногда своими силами передвигать шкафы и прочую громоздкую мебель. Этот классический метод позволяет кантовать крупные и массивные предметы на достаточно большие расстояния. В качестве такелажников выступили современные островитяне («короткоухие») под руководством бригадира – «сеньора Кон-Тики». Понадобились прочные верёвки, брёвна, камни и жерди, а также слаженные действия и продуманные команды учёного – и вот статуя средних размеров, пролежавшая 300 лет, приняла вертикальное положение, постояла, словно раздумывая, и – медленно, вперевалку, двинулась к месту назначения, поворачиваясь выразительным носатым лицом то в одну, то в другую сторону. Кинооператоры засняли эту сцену, чтобы весь просвещённый мир увидел, как двигаются «своим ходом» гигантские моаи – статуи острова Рапа-Нуи.

Конечно, опыт Хейердала с передвижением длинноухого истукана не претендовал на объяснение других жгучих тайн древности – таких, как сооружение Баальбекской веранды из каменных блоков, тысячекратно более массивных в сравнении со скромной рапануйской статуей, строительство великих пирамид Гизы и иных колоссов древней архитектуры. Но научная и историческая значимость этого эксперимента важна хотя бы по той простой причине, что в последующих публикациях об острове Паски и его статуях таинственная «мана» рапануйских колдунов, участие инопланетян и прочая околонаучная составляющая стала занимать всё меньше места.

Экспедиция опубликовала два больших тома научных отчётов («Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана»); позже Хейердал дополнил их третьим - «Искусство острова Пасхи». Эта экспедиция заложила фундамент для многих археологических изысканий, которые продолжаются на острове и поныне. Популярная книга Т. Хейердала на эту тему «Аку-Аку» стала очередным международным бестселлером.

В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» (1989) Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова. Основываясь на местных свидетельствах и археологических исследованиях, он высказал утверждение о том, что остров в самом начале был заселён «длинноухими» из Южной Америки, а «короткоухие» прибыли туда из Полинезии лишь в середине XVI века; они могли попасть на остров самостоятельно, или, возможно, были привезены в качестве рабочей силы. Согласно теории Хейердала, что-то произошло на острове в период между его открытием голландским адмиралом Якобом Роггевеном в 1722 году и визитом сюда Джеймса Кука в 1774 году. Если Роггевен встретил на острове и белых, и индейцев, и полинезийцев, проживавших в относительной гармонии и благополучии, то к прибытию Кука численность населения уже значительно сократилась, и состояло оно в основном из живших в нужде полинезийцев.

В 1969 и 1970 годах Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан , выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке.

Первая лодка, спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта и названная «Ра», была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из камыша, добытого на озере Тана в Эфиопии , и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно. На следующий год другая лодка, «Ра-II» , доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом. Лодка достигла Барбадоса , продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы под парусом, используя при этом Канарское течение. Несмотря на то, что целью плавания «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из легкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценен как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет.

Об этих экспедициях была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

В 1977 г. Т. Хейердал построил ещё одну тростниковую лодку, «Тигрис», задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты. «Тигрис» был построен в Ираке и отправился в плавание с международным экипажем на борту через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. По прошествии примерно 5 месяцев плавания «Тигрис», сохранявший свои мореходные качества, был сожжён в Джибути 3 апреля 1978 года в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога.

Экспедиция Хейердала на тростниковой лодке «Тигрис» , сплетенной из тростника по образу древнешумерских судов, подтвердила, что месопотамский тростник также подходит для строительства лодок, как и папирус, его только необходимо собирать в определенный сезон, когда он обладает наибольшей водостойкостью. Это наверняка знали шумерские строители лодок, которые на подобных «тигрисах» поднимались от устья Инда и Красного моря. К сожалению, экипаж «Тигриса» не смог на сто процентов выполнить намеченную программу: когда корабль оказался в зоне войны, раздиравшей тогда Ближний Восток, и был задержан военными властями, то команда в знак протеста подожгла своё судно.

В 1983-1984 годах Тур Хейердал обследовал также курганы, найденные на Мальдивских островах в Индийском океане. Экспедиция Тура Хейердала на Мальдивские острова ставила своей целью подтвердить, что задолго до арабов и Васко да Гамы в этих местах побывали таинственные древние мореплаватели, оставившие после себя каменные скульптуры неизвестных бородатых людей, длинноухих, как истуканы на острове Пасхи.

В 1991 году Хейердал исследовал пирамиды Гуимар на острове Тенерифе и объявил, что они не могут быть просто горами булыжников, а действительно являются пирамидами. Он также выступил с мнением об астрономической ориентации пирамид. Хейердал выдвинул теорию, по которой Канарские острова в древности были перевалочным пунктом на пути между Америкой и Средиземноморьем.

О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В поисках Одина. По следам нашего прошлого» . Хейердалом были начаты раскопки в Азове, городе неподалёку от Азовского моря. Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда, соответствующие текстам «Саги об Инглингах», автором которой был Снорри Стурлусон. В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Хейердал предположил, что история, поведанная в «Саге об Инглингах», основана на реальных фактах.

Этот проект вызвал в Норвегии резкую критику со стороны историков, археологов и лингвистов и был признан псевдонаучным. Хейердал был обвинён в избирательном использовании источников и в полном отсутствии научной методологии в своей работе. В этой книге Хейердал основывает свои доводы на сходстве имён в норвежской мифологии и географических названий черноморского региона, - например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция. Филологи и историки отвергают эти параллели как случайные, а также как хронологические ошибки: например, город Азов получил своё имя спустя 1 000 лет после того, как там, по утверждению Хейердала, поселились асы, жители Асгарда. Резкая полемика, окружавшая проект «В поисках Одина», во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, тогда как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.

Хейердал утверждал, что удины, этническое меньшинство в Азербайджане, были потомками скандинавов. В последние два десятилетия своей жизни он несколько раз ездил в Азербайджан и посещал церковь Киш. Его теория относительно Одина отвергалась научными кругами, однако была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.

В 2001 году Хейердал приехал в Россию и, выступая перед учёными и журналистами Ростова-на-Дону, огорошил и одновременно воодушевил их заявлением: «Возможно, предки скандинавов были выходцами из Азово-Кавказского региона!» Неутомимый исследователь основывался на текстах известного средневекового историка Снорре Стурлуссона, в которых говорится, что свыше 2 000 лет назад с Кавказа двинулся на Север могучий вождь Огден со своими воинами-асами. Это сразу вызывает в памяти имя Одина, верховного бога скандинавов и предводителя героического племени асов. «Если Огден и Один – одно и то же лицо, то не от названия ли народа асов происходят названия города Азов и Азовского моря?» – задавался вопросом учёный, начиная археологические раскопки посреди городских кварталов Азова, и пояснял журналистам «Мне не обязательно доказывать, что я прав, что Снорре описал реальные события. Просто хочется узнать правду о том, каким был мир тысячи лет назад, откуда и куда двигались народы».

Хейердал являлся активистом зелёной политики. Мировая известность Хейердала послужила причиной его встреч с известными политиками. Он даже выступил с докладом о значении охраны окружающей среды перед последним главой СССР Михаилом Горбачёвым. Хейердал ежегодно участвовал в присуждении Альтернативной Нобелевской премии в качестве члена жюри. В 1994 году Хейердал и актриса Лив Ульман были выбраны норвежцами для выполнения почётной обязанности открытия зимней Олимпиады в Лиллехаммере и предстали перед телевизионной аудиторией, насчитывавшей больше миллиарда человек. В 1999 году соотечественники признали Тура Хейердала самым знаменитым норвежцем XX века . Он был награждён многочисленными медалями и премиями, а также удостоен 11 почётных степеней университетов Америки и Европы.

Хейердал умер в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга в имении Колла-Микери в итальянском городке Алассио , в окружении своей семьи. На родине ему ещё при жизни был установлен памятник, а в его доме открыт музей.

Биография и эпизоды жизни Тура Хейердала . Когда родился и умер Хейердал, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты путешественника, фото и видео .

Годы жизни Тура Хейердала:

родился 6 октября 1941, умер 18 апреля 2002

Эпитафия

Ум, честь и красота,
Величие души и сердца,
Доброта и смелость -
Все в образе твоем.

Биография

В детстве он страшно боялся воды. Скажи ему кто тогда, что однажды он будет плавать в Тихом океане на деревянном плоту, Тур бы сильно удивился. Тем не менее так оно и произошло. Биография Тура Хейердала - история путешественника, ученого, писателя и, наконец, человека, никогда не отступавшего от своих высоких принципов. «Я не ищу приключений ради самих приключений, - как-то сказал Хейердал. - Полнота жизни не обязательно связана с преодолением стихий - работа мысли, достижение гуманной цели украшают ее сильней. Я органически не способен считать людей, живших тысячелетия до нас, ниже себя, и мне претит, когда я сталкиваюсь с таким часто даже подсознательным пренебрежением к тем, кто жил до нас и не владел нашей техникой». Он дал клятву верности своим целям и не отказывался от нее на протяжении всей жизни.

Тур Хейердал родился в Норвегии. Мальчик с детства зачитывался книгами по антропологии - его мама работала в антропологическом музее. После школы юноша окончил естественно-географический факультет университета Осло и вместе с молодой женой отправился в свое первое путешествие - на Маркизские острова, где супруги решили попробовать прожить в условиях девственной природы. Но спустя время им понадобилась медицинская помощь, и острова пришлось покинуть. Тем не менее именно тогда Тур понял, чем он будет заниматься свою дальнейшую жизнь, и это предопределило будущую биографию Хейердала как смелого путешественника, ученого, писателя, антрополога и гуманиста.

После войны он снова продолжил свою научно-исследовательскую деятельность и отправился в экспедицию, прославившую его во всем мире, - «Кон-Тики». Целью экспедиции «Кон-Тики» Хейердала было доказать, что южноамериканские индейцы могли бы добраться по морю до Полинезии. По возвращении Хейердал выпустил книгу «Путешествие на «Кон-Тики», которая была переведена на 67 языков, а документальный фильм о путешествии Тура Хейердала, снятый им в экспедиции, получил премию «Оскар». После такого успеха Хейердала было не остановить - он снаряжал одну экспедицию за другой: на Галапагосские острова, на остров Пасхи, Мальдивские острова и мн. др. Все это время Тур создавал научные работы, выпускал книги о своих гипотезах и экспедициях. А в 2001 году путешественник Хейердал прибыл в Россию, чтобы подтвердить очередное свое предположение о том, что норвежцы были выходцами с Азовского моря. О первом этапе экспедиции была написана книга «В поиска Одина», но второму этапу, увы, не было суждено случиться из-за смерти Хейердала.

Смерть Тура Хейердала наступила 18 апреля 2002 года. Восемь дней спустя состоялись похороны Хейердала. Путешественник скончался в своем имении, там же находится и могила Тура Хейердала. Причиной смерти Хейердала стала опухоль головного мозга. Еще при жизни путешественника на его родине был установлен памятник Хейердалу. Памяти Хейердала был назван фрегат «Thor Heyerdahl», вошедший 18 января 2011 года в состав ВМС Норвегии. В доме Хейердала сегодня находится его музей, в котором собраны суда и предметы, использовавшиеся путешественником во время экспедиций - в том числе и плот «Кон-Тики», лодки Хейердала «Ра» и «Ра II» и другие.

Линия жизни

6 октября 1914 г. Дата рождения Тура Хейердала.
1933 г. Поступление в университет Осло на естественно-географический факультет.
декабрь 1936 г. Женитьба на Лив Кушерон-Торп.
1937 г. Поездка на остров Фату-Хива, где Тур Хейердал вместе с женой провел год в отрыве от цивилизации.
1947 г. Экспедиция «Кон-Тики» через Тихий океан.
1949 г. Развод с Лив, женитьба на Ивонне Дедекам-Симонсен.
1951 г. Получение премии «Оскар» за документальный фильм об экспедиции «Кон-Тики».
1955-1956 гг. Экспедиция на остров Пасхи.
1958 г. Выход книги «Аку-аку» об экспедиции на остров Пасхи.
1969-1970 гг. Путешествия на лодках «Ра» и «Ра-II».
1977 г. Экспедиция на лодке «Тигрис».
1983-1984 гг. Исследования на Мальдивских островах.
1989 г. Выход книги «Остров Пасхи: разгаданная тайна».
1991 г. Исследования пирамид Гуимар на острове Тенерифе, вступление в третий брак - с Жаклин Бир.
1994 г. Открытие Туром Хейердалом зимней Олимпиады в Лиллехаммере.
18 апреля 2002 г. Дата смерти Тура Хейердала.
26 апреля 2002 г. Похороны Тура Хейердала.

Памятные места

1. Город Ларвик в Норвегии, где родился Тур Хейердал.
2. Университет Осло, где учился Тур Хейердал.
3. Дом Хейердала (имение Колла Микери) в Италии, где он скончался и где похоронен Тур Хейердал.
4. Памятник Хейердалу в Норвегии.
5. Музей Кон-Тики в Норвегии, посвященный деятельности Тура Хейердала.

Эпизоды жизни

Хейердал специально подбирал такой экипаж для экспедиций, чтобы в нем были собраны представители разных национальностей, рас, религиозных и политических убеждений. Таким образом Тур хотел показать, что на маленьком плавучем судне могут плодотворно жить и сотрудничать в мире самые разные люди.

Тур Хейердал ненавидел любые формы проявления насилия, он был самым настоящим гуманистом. Такое отношение к людям вызывало симпатию у любого, кто был с ним знаком, - от кубинского команданте до короля Норвегии. В 1954 году Тур побывал на острове Пасхи, местные жители которого отличаются очень настороженным отношением к чужеземцам. Они так полюбили Тура, что даже показали ему свои родовые пещеры и разрешили ему взять оттуда на память то, что он пожелает. Экспонаты с острова Пасхи, подаренные жителями острова Туру, сегодня хранятся в музее Хейердала.

Заветы

«Я не боюсь смерти. Но я ненавижу терять мою жизнь».

«Человек - раб маленького механизма, который отмеряет время и твердит: пора делать то-то и то-то, торопись, не мешкай».


Документальный фильм об экспедиции Тура Хейердала в 1947 году

Соболезнования

«Выражаю самые искренние соболезнования в связи с кончиной великого сына Норвегии, гуманиста, большого друга нашей страны Тура Хейердала. Его выдающиеся исследования морской среды, новаторские работы в области этнографии и археологии по праву вошли в золотой фонд мировой науки».
Владимир Путин, президент РФ

«С уходом из жизни всемирно известного этнографа и археолога Тура Хейердала Норвегия потеряла самобытного и выдающегося исследователя».
Хьель Магне Бундевик, бывший премьер-министр Норвегии

«Тур Хейердал и его деятельность являются вдохновляющим примером для молодых людей, которые хотят найти свою дорогу к знаниям и пониманию».
Йенс Столтенберг, член норвежского парламента, бывший премьер-министр Норвегии

Весной 1969 года из порта Сафи, Марокко, вышла папирусная лодка «Ра» под командованием норвежского путешественника Тура Хейердала. Перед экипажем, состоящим из 7 человек, в числе которых был и наш соотечественник Юрий Сенкевич, стояла задача переплыть Антлантический океан.

Юрий Сенкевич и Тур Хейердал во время путешествия на папирусной лодке "Ра", 1969 год

Проанализировав многие находки, где были изображены папирусные корабли, Хейердал начал задумываться о том, что еще во времена доинкской Америки древние мореплаватели пересекали Тихий океан, используя тростниковые суда. Возможное сходство древних тростниковых судов, которые изготавливались в Мексике и Перу, с папирусными кораблями, используемыми жителями древних цивилизаций Средиземноморья, не отрицалась и другими компетентными исследователями.

В 1969 году Тур Хейердал задумал экспедицию на папирусной лодке через Атлантику. Исследователь предоставил мастерам с озера Чад изображения и модели древних египетских судов. На основе этого материала они соорудили корабль из папируса, который символически был назван "Ра"

В 60-х годах Хейердал встречался с Мстиславом Келдышем, приезжая в СССР. В разговоре речь зашла о будущих экспедициях Хейердала, и Келдыш спросил его: "А почему бы вам не взять с собой русского?" И, вспомнив о вопросе Келдыша, написал советскому академику письмо с просьбой найти ему русского врача, владеющего английским языком и обладающего чувством юмора. Выбор пал на молодого врача, недавно вернувшегося из Антарктиды со станции "Восток" после годовой зимовки, Юрия Сенкевича.
Так Сенкевич оказался в составе интернационального экипажа: Тур Хейердал (Норвегия), Абдула Джибрин (Чад), Норман Бейкер (США), Сантьяго Хеновес (Мексика), Джордж Сориал (Египет), Карло Маури (Италия) и Юрий Сенкевич (СССР)

25 мая 1969 года состоялся старт папирусной лодки "Ра". На борту, кроме 7 человек экипажа, были еще обезьяна Сафи, куры и утка.

Попутный ветер и Северное Экваториальное течение способствовали тому, что "Ра" за 2 месяца плавания преодолел 5 тысяч километров морского пути, но закончилось путешествие тем, что лодка затонула

По словам Юрия Сенкевича, это произошло из-за того, что строители лодки с озера Чад обрубили загнутую корму, решив не руководствоваться расчетами и чертежами Хейердала. А корма была необходима, чтобы лодку не заливало, когда она преодолевает высокие волны. Когда это поняли, корму надставили, но целостность конструкции уже была нарушена. Через месяц после выхода в открытый океан корма стала погружаться в воду, и "Ра" буквально превращалась в подводную лодку.

Вот отрывки из дневника Юрия Сенкевича:
"4 июня. Всего у нас сломалось пять весел и одно утеряно."
"29 июня. Не вызывает сомнений, что мы погружаемся больше и больше, хотя и медленно. Несомненно также, что мы не сможем затонуть, но что "Ра" будет затоплен по палубу - это точно."
"9 июля. Справа рвутся веревки, связывающие папирус. Весь правый борт ходит ходуном и грозит оторваться от нас."

Экипаж мужественно пытался спасти лодку. Под рулевым мостиком находился спасательный плот из пенопласта, рассчитанный на шесть человек, который распилили и укрепили на корме. Это помогло продержаться еще две недели, прежде чем был послан сигнал "SOS".

Сигнал услышали с американской яхты. Слово Юрию Сенкевичу: "Прошло три-четыре дня, мы вот-вот должны были встретиться с нашими спасителями. И, радуясь этому, отправили за борт все лишнее, включая еду и воду, не предполагая, что ожидание встречи растянется еще на пять дней. Эти пять дней были не самыми лучшими в нашей жизни." 16 июля 1969 года измученные путеешственники оставили многострадальную лодку и переместились на яхту «Шенандоа». Так завершилось это первое, но не последнее путешествие.

А уже через год в мае состоялся старт "Ра-2"

ХХ века – так называют норвежского путешественника, археолога, историка и писателя Тура Хейердала. В 1999 году земляки признали его самым знаменитым норвежцем прошлого столетия, ведь больше никому из соотечественников не удалось получить 11 почетных степеней европейских и американских университетов.

Книги великого практика экспериментальной археологии послужили источником вдохновения для поколений юных мечтателей, а документальный фильм Хейердала «Кон-Тики» получил «Оскар». Знаменитый путешественник побывал во всех уголках земного шара и путем экспериментов доказал, что океаны не разъединяют, а соединяют людей.

Детство и юность

Родился будущий исследователь континентов и океанов на юге Норвегии, в коммуне Ларвик. Глава семьи варил пиво на собственной маленькой пивоварне, а мама, поклонница учения , работала в музее антропологии. Именно она пробудила в сыне интерес к исследованию мира во всем его многообразии.


Парень с удовольствием погрузился в премудрости зоологии и даже открыл собственный «зоомузей» в комнатке, которую отец отвел сыну на пивоварне. Главным экспонатом музея стала гадюка. Зато водная стихия будущему мореплавателю внушала страх: в детстве и юности Тур Хейердал дважды взглянул в глаза смерти, едва не утонув.

Позже путешественник признался, что в 17 лет даже мысль о том, что он окажется в бушующем океане на самодельном судне, привела бы его в неописуемый ужас. Но в 22 Хейердал победил страх: упав в бурную реку, он выбрался на сушу и почувствовал, что преодолел стихию.


В 1933 году 19-летний юноша стал студентом старейшего университета страны, расположившегося в столице. Как и планировал, поступил на естественно-географический факультет, где с головой погрузился в увлекательный мир науки.

Путешествия

Окончив 7 университетских семестров, Тур Хейердал сошелся с двумя немецкими учеными-зоологами. Кристина Бонневи и Эльмар Брок разработали проект, позволявший исследовать фауну удаленных полинезийских островов. Цель проекта – выяснить, как на острове очутились материковые виды животных.


Хейердал, грезивший путешествиями и исследованием неизведанных земель, давно подготовился к поездке. В университете он сблизился с норвежским ученым и путешественником, прожившим несколько лет на островах Полинезии. Бьерн Крепелин вошел в доверие таитянских вождей и вывез на материк богатую коллекцию предметов обихода островного племени.

Любознательному Туру Хейердалу исследователь позволил пользоваться библиотекой, из которой молодой ученый почерпнул знания о жизни на таинственных островах. Дружба с Крепелином, а позже с профессорами из Берлина дала базу, от которой Хейердал оттолкнулся в научных поисках.

В 1937-м ученый с молодой супругой Лив отбыл на Маркизские острова. Маршрут молодоженов пролег в Марсель, оттуда через Атлантический океан и Панамский канал пара переправилась в воды Тихого океана и добралась до конечной цели – Таити.

На острове молодожены поселились в доме вождя, которому белокожий и голубоглазый 23-летний Тур так пришелся по душе, что глава туземного племени усыновил его, дав имя Голубое небо.

Тур с женой постигали науку выживания без благ цивилизации, пользуясь тем, что дала природа. Изучали островную флору и фауну. Спустя год исследователь описал «таитянскую» главу биографии в первой книге, названной «В поисках рая».


В конце 1940-х Тур Хейердал отправился вдоль берегов Британской Колумбии, чтобы получше изучить индейское население. Но Вторая мировая война прервала занятия ученого, посчитавшего долгом влиться в ряды армии.

В Британии Хейердал выучился на радиста и вместе с союзнической армией освобождал страну от нацистов. За проявленную храбрость удостоился награды, а полученная специальность пригодилась в путешествиях, которые ученый продолжил после войны.

В 1946-м Тур Хейердал, проанализировав материалы и наблюдения довоенной экспедиции, выдвинул смелую гипотезу о заселении Полинезии людьми из Америки, а не юго-востока Азии, как до этого считали историки. С ученым не согласились многие коллеги, и он, дабы доказать правоту, собрал экспедицию. Желание отправиться в путешествие с норвежцем выразили четверо соотечественников и один швед.


В Перу участники экспедиции смастерили плот, назвав его «Кон-Тики», и пустились по волнам Тихого океана. Спустя 101 день плот причалил к скалам островов Туамоту.

Таким образом ученый доказал, что на самодельном плоту с парусами, учитывая попутное течение, можно переплыть океан и причалить к островам Полинезии. Так по его теории делали предки полинезийцев, об этом говорилось в летописях испанских конкистадоров.

Наблюдения и приключения экспедиции Тур Хейердал описал во второй книге, ставшей бестселлером – «Путешествие на «Кон-Тики». Увлекательное и познавательное сочинение перевели на 66 языков, а документальный фильм о мореплавателях в 1952 году получил «Оскар». Ленту снял сам Хейердал.

В середине 1950-х ученый отправился исследовать остров Пасхи и по результатам путешествия написал новый бестселлер, назвав его «Аку-Аку. Тайна острова Пасхи». Как и вся литература, вышедшая из-под пера норвежского ученого, книга получила горячий отклик читателей во всем мире.

В путешествии Тур Хейердал заинтересовался лодками из тростника. В 1969 году исследователь нанял корабелов с озера Чад. Строители, основываясь на макетах и рисунках древнеегипетских суден, сконструировали судно из тростникового папируса, который раздобыли на эфиопском озере.

Лодку, которой команда дала название «Ра», спустили на воду у берегов Марокко. Но она продержалась на волнах Атлантики несколько недель и разломалась. Команда оставила «Ра».


В 1970-м Тур Хейердал с врачом и путешественником из России и пятью другими коллегами со всех континентов погрузились на «Ра-II», построенную с учетом прежних ошибок боливийскими мастерами. Члены экспедиции достигли цели – острова Барбадос. Хейердал доказал, что древнеегипетские мореплаватели, используя паруса и Канарское течение, могли преодолеть океан и причалить к берегам Америки. И в первой, неудачной, и во второй, увенчавшейся успехом, экспедициях участвовал Сенкевич.


Весной 1978 года путешественники сожгли еще пригодный к путешествиям «Тигрис», протестуя против войны. Тур Хейердал обратился с письмом к возглавлявшему ООН Курту Вальдхайму и ко всем людям доброй воли, призывая подумать о судьбе цивилизации, которая может сгореть и пойти ко дну, как «Тигрис».

В 1983-84 годах норвежец исследовал курганы, ранее обнаруженные на Мальдивах, и нашел фундаменты и дворы, «смотревшие» на восток, а также исполинские каменные фигуры древних мореплавателей. Все увиденное изложил в книге «Мальдивская загадка».

В начале 1990-х ученый отправился на Тенерифе и осмотрел пирамиды Гуимар. Хейердал первым догадался, что это культовые строения, а не случайные нагромождения камней, как думали современники. В 1993-м Тур Хейердал раскопал на Канарах возвышения и нашел пирамиды, построенные в 15-м веке истребленными испанцами племенами гуанчей.


В начале 2000-х путешественник отправился в Россию, намереваясь найти доказательства того, что норвежцы прибыли на территории, которые сейчас занимают, с Азовского побережья. Ученый проанализировал увиденное и описал в сочинении «В поисках Одина. По следам нашего прошлого».

Побывал неутомимый и любознательный норвежец и на Кавказе, провел раскопки на Дону. Он выдвинул теорию о переселении степных племен из Приазовья в Скандинавию, чем навлек поток критики историков и географов, назвавших исследователя псевдоученым. Но обоснованно опровергнуть версию Хейердала не смог никто.

Личная жизнь

Первой супругой исследователя была экономист по образованию Лив Кушерон-Торп. С девушкой Тур Хейердал встретился в университете. С Лив он отправился в первое путешествия, проведя медовый месяц в доме вождя на Таити. Потом молодожены перебрались на один из Маркизских островов, где прожили год вдали от достижений цивилизации.


Война и последовавшее затяжное путешествие на «Кон-Тики» отдалили супругов. Знакомство с красавицей Ивонн Дедекам-Симонсен поставило точку в предыдущем браке, где остались двое сыновей Тур и Бьерн.


Тур Хейердал вторично женился. Ивонн подарила мужу трех дочерей. Женщина сопровождала супруга в самых рискованных экспедициях и наводила порядок в двух домах Хейердала – в Осло и Италии.


В конце 1960-х путешественник расстался с Ивонн. Третий брак случился в 1991 году, когда Хейердалу исполнилось 77. Француженка Жаклин Бир, бывшая победительница конкурса красоты, вышла замуж за Тура и прожила с ним до конца жизни. Поначалу пара обитала на итальянской Ривьере, потом супруги перебрались на Тенерифе.

Смерть

Тур Хейердал скончался весной 2001 года. 87-летний ученый умер от опухоли мозга в Италии, в живописном имении в городке Алассио. Рядом с ним до конца были дети и любимая Жаклин. За месяц до смерти Хейердал отказался от лекарств и еды.


Похоронили знаменитого путешественника в итальянском имении. Памятник Туру Хейердалу благодарные соотечественники воздвигли при жизни.

В 2006-м по пути «Кон-Тики» прошла экспедиция «Тангароа» (название небесного божества полинезийцев) из шести человек, среди которых оказался внук ученого Улав Хейердал.

Библиография

  • 1938 - «В поисках рая»
  • 1948 - «Путешествие на «Кон-Тики»»
  • 1952 - «Приключения одной теории»
  • 1957 - «Аку-Аку. Тайна острова Пасхи»
  • 1970 - «Ра»
  • 1974 - «Фату-Хива. Возврат к природе»
  • 1975 - «Искусство острова Пасхи»
  • 1978 - «Древний человек и океан»
  • 1979 - «Экспедиция «Тигрис»
  • 1986 - «Мальдивская загадка»
  • 1989 - «Остров Пасхи: разгаданная тайна»
  • 1992 - «Уязвимый океан»
  • 1998 - «По следам Адама»
  • 2001 - «В погоне за Одином. По следам нашего прошлого»

Открытия

  • Хейердал доказал возможность контактов между цивилизациями Средиземноморья и Южной Америки
  • Тур Хейердал выдвинул гипотезу, что Полинезия была заселена из Америки, а не из Юго-Восточной Азии
  • Доказал возможность пересечения Тихого океана в западном направлении из центральной части Южной Америки
  • Тур Хейердал нашел часть пресловутого золота инков
  • Путешественник обнаружил заброшенные пирамиды Гуимар на острове Тенерифе, выразив мнение об астрономической ориентации сооружений
  • Доказал невозможность сбережения кокосовых орехов в морской воде, а значит, и невозможность случайного занесения (посредством течений) кокосовых пальм из Южной Америки на острова Полинезии. Семена перевезли люди
  • Доказал существование торговых связей между Индской цивилизацией и Месопотамией

Об этом путешествии уже сложены легенды и даже снят полнометражный художественный фильм. Путешествие на Кон-Тики стало самым знаменитым путешествием Тура Хейердала. И о нём будут помнить ещё многие и многие годы, продолжать восхищаться мужеством и бесстрашием этих романтиков, во главе которых был Тур Хейердал.

Путешествие на плоту Кон-Тики вдохновило многих людей на смелые поступки и стало визитной карточкой Тура Хейердала. Именно этот переход по Тихому Океану принёс ему мировую известность, а уж потом и все остальные его не без того замечательные приключения.

Кон-Тики - это плот, сделанный из 9 бальзовых . Длина их от 10 до 14 метров. Деревья эти были срублены в джунглях Эквадора и привезены на его побережье. Кон-Тики имел острый нос, который улучшал его качества и увеличивал скорость.

Строительство плота

Первоначально Тур Хейердал и его команда планировали найти и срубить бальзовые деревья на побережье Эквадора, как это делали инки, но они ничего не нашли. Пришлось лететь вглубь страны и там срубать эти деревья. Они срубили 9 самых больших деревьев, которые только могли найти и сняли с них кору так, как это делают индейцы. Брёвна они сплавили аж до самой Лимы, столицы Перу, откуда они и начали свой поход.

Прямо там они приступили к строительству своего плота. Власти Перу выделили им док в порту и рабочих этого дока, которые и проделали основную работу. Большие бальзовые брёвна были основой плота, сверху они положили ещё 9 бальзовых брёвен, но меньшего диаметра. Эти брёвна стали основой палубы, которую они застелили бамбуковыми циновками. Также из бамбука была построена небольшая хижина в центре палубы. Крыша хижины выполнена из банановых листьев.

Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева, которое тонет в воде.

Власти не верили, что плот сможет дойти до островов Полинезии, и даже заключали пари между собой. Но люди, собравшиеся перед отплытием, старались взять у команды автографы, в надежде, что плот всё-таки сможет дойти до намеченной цели.

Плот получил название Кон-Тики, в честь бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад, и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. Среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.

28 апреля 1947 года плот Кон-Тики отплыл от перуанского порта Кальяо. Для того, чтобы это судно не мешало портовому движению, военно-морской буксир вытянул плот на 50 миль, вплоть до течения Гумбольдта. Дальше команда Тура Хейердала проследовала уже самостоятельно.

Тур Хейердал (1914—2002) - руководитель экспедиции (на фото 3-й)

Эрик Хессельберг (1914—1972) - штурман и художник. Он нарисовал изображение бога Кон-Тики на парусе судна (на фото 4-й)

Бенгт Даниельссон (1921—1997) - исполнял обязанности кока. Он интересовался теорией миграции. Также помогал как переводчик, так как единственный из экипажа говорил по-испански (на фото 2-й)

Кнут Хаугланд (1917—2009) - радист (на фото1-й)

Турстейн Робю (1918—1964) - второй радист (на фото 5-й)

Герман Ватцингер (1916—1986) - инженер технических измерений. Во время экспедиции вёл метеорологические и гидрологические наблюдения (на фото 6-й)

Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.

В пути

На борт судна постоянна попадала летающая рыба и другие морепродукты. Недостатка в морепродуктах у них не было - за бортом открытый океан. Часто попадалась рыба-дельфин. Также собирали планктон, тянув за собой мелкую сетку.

Они готовили еду на примусе, который взяли с собой и поместили в деревянный ящик. Один раз кок задремал и загорелась бамбуковая стена хижины, но её смогли легко потушить. Еда, как и различное оборудование, хранилась под палубой, между бамбуковыми циновками и бальсовым основанием. Всё необходимое было упаковано в картонные коробки, залитые асфальтом (битумом), чтобы в них не попадала влага.

Часть эксперимента заключалась в том, что двое членов экипажа не ели рыбу и другие морепродукты - для них была специальная диета, которую нужно было испробовать. Они питались американскими пайками, разработанными для военных, но ещё не были испробованы.

Если им хотелось свежей рыбы, то для этого нужно было просто закинуть крючок за 20 минут до еды - и рыба гарантированно будет к обеду!

Также они пробовали пить лимфатическую жидкость, полученную из гланд рыбы. Этим самым они хотели посмотреть возможность добычи питьевой воды в открытом море. Участники экипажа Кон-Тики взяли с собой чуть меньше тонны пресной воды, которую время от времени пополняли идущими тропическими дождями. Для поддержания солевого баланса иногда они смешивали пресную воду с морской.

Команде пришлось наблюдать и более больших представителей ихтиофауны Тихого Океана. Они видели китов и ловили акул, а один раз к ним подошла близко крупнейшая из акул - китовая акула. Они так долго наблюдали за ней, что у одного участника сдали нервы и он воткнул копьё в неё, после чего акула исчезла. Бывало, им приходилось держать на палубе до 9 акул.

Бывали и случаи, когда акулы чуть было не укусили участников экипажа, но, к счастью, всё обошлось без каки-либо травм.

Они взяли с собой резиновую лодку, с которой снимали некоторые виды плота, а также, если вдруг кому-то хотелось побыть вне команды, одному, то он мог сесть в эту лодку и плыть в ней, привязанный к плоту.

До того, как они достигли половины пути, они пережили два больших бури, одна из которых длилась 5 дней. Во время бури у них не было времени даже на съемку. В шторм был сломан парус, рулевое весло, а брёвна разошлись. Была разрушена палуба, но им удалось её починить. Также они потеряли своего попугая.

Кон-Тики шёл со средней скоростью 80 км в день, рекордом их скорости был один день, за который они проделали 130 км. Участникам экипажа постоянно приходилось проверять узлы под водой, это удовольствие было не из приятных, поскольку была вероятность нападения акул. Хотя акулы и не нападали на плот до того, как в воду не падала хотя бы капля крови.

Однажды Ватцингер упал в воду, вследствие чего не мог догнать плот, несмотря на то, что он плыл очень быстро. Вслед за ним прыгнул Хаугланд - доплыл до него. Для безопасного погружения под воду они построили корзину ныряльщика, с помощью которой можно было спрятаться от акул. Когда акулы подойдут близко, ныряльщику надо было спрятаться в эту корзину, после чего команда вытянет его на борт.

Наконец они увидели знак о приближении земли - рядом с ними пролетал фрегат. Они подходили к коралловому архипелагу Туамоту. Это были острова Французской Полинезии. Нужно было смотреть в оба, так как велика была вероятность наткнуться на коралловые рифы. Острова такие низкие, что издали их можно разглядеть, только когда прибой бил о рифы.

На 93-ий день наблюдатель с мачты обнаружил землю - это был один из островов южных морей, на котором росли . Они прошли мимо него. Затем, через 4 дня они увидели лодку местных жителей, они подплыли к ним и стали помогать команде Кон-Тики грести. После команда пошла ещё дальше и на 101 день они увидели землю в 3-ий раз.

Кое-как, борясь с волнами и океаном, они доплыли до кораллового атолла Рароиа и вылезли на берег. Брёвна плота выдержали. Они доказали, что на самодельном плоту из бальзовых брёвен вполне можно переплыть из Южной Америки к островам Полинезии. Они прибыли на остров 7 августа 1947 года. Они проделали путь длиной в 6980 км.

Они перетащили свои вещи на этот необитаемый остров и прожили там неделю, пока не увидели подплывающую лодку с местными.

Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музее в Осло. Тур Хейердал и его команда доказали теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами. Также они доказали, что не могли переплыть океан сами и потом взойти: из-за морской воды орехи становятся непригодными к всходам, а стало быть, на острова их завезли люди.

На островах Полинезии они посадили семена различных растений, в знак того, что индейцы, приплывшие сюда многие годы назад, садили различные растения.

Бальзовые брёвна выдержали весь маршрут и после этого ещё хорошо держались в воде благодаря тому, что были сырыми, жидкость внутри деревьев играла роль пропитки и не давала морской воде впитаться глубже. Точно так же строили свои плоты древние инки.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении