timetravel22.ru – Туристический портал - Timetravel22

Туристический портал - Timetravel22

Псеашхо сахарный маршруты описание. Б

Эстосадок - р. Ачипсе - хр. Псекохо - Бзерпинский карниз - р. Пслух - пик Сахарный Псеашхо

Поход на пик Сахарный Псеашхо я не планировал. Мой товарищ пригласил меня пройтись в район горы Псеашха и сказал, что можно будет посетить довольно высокую вершину. Я был заинтригован.
С утра мы (нас было четверо) выехали из Сочи. В 9 часов приехали в Адлер, покупать пропуска в заповедник. В 10.30 проехали Красную Поляну и остановились у моста через реку Ачипсе, рядом с Эстосадком. От кардона заповедника мы немного проехались на попутном туристическом автобусе до зверинца. Затем перешли на левый берег реки Ачипсе, по какой-то металлоконструкции. Далее пошли по неасфальтированной дороге вверх по течению Лауры. Затем был долгий изнурительный серпантин на хребет Псехоко. На хребте ездят грузовики (Газпром строит канатную дорогу). Под вечер уже вышли в зону альпики, недалеко от Бзерпенского карниза. И уже вечером, перед закатом, подошли к балагану на Бзерпенском карнизе. В балагане было 3 человека (2 мужчины и женщина). Эти люди - любители красивых горных фотографий. Вобщем, пришлось нам ночевать всемером. Было тесно. Утром на траве лежал иней. Мы (двое из четырёх наших) решили слазить на пик Сахарный Псеашхо, другие наши двое решили пойти в лагерь Холодный. А трое фотографов отправились на Семиозёрье. Мы (я и приятель) встали пораньше, быстренько поели и отправились в путь, т.к. нам много предстояло пройти в тот день. Мой приятель, как и всегда, шёл очень быстро и я от него отставал. В тот день у нас не было ни привалов, ни перекусов. Я шёл примерно 10 часов. Вобщем, обогнули два отрога, перешли два ручья и стали взбираться на пик Сахарный Псеашхо. На запад - почти отвесные скалы, на восток - поположе, но тоже не особо походишь. Мы лезли прямо по скалистому гребню. Потом перешли через небольщой ледник и полезли по юго-западному отрогу. Так и вылезли на вершину пика. Погода слегка испортилась, тучки закрыли из вида многие вершины. Но тем не менее, вид с вершины пика очень впечатляющий. Слезать было почему-то опаснее, чем залезать (может, просто подустал). К балагану я уже подходил в одиночестве (мой напарник убежал вперёд), слегка качаясь от усталости.
Вторую ночь ночевало в балагане 5 человек (нас 2-ое и трое фотографов). Спать было комфортно (не тесно). Наутро мы быстро покушали и к 11 часам уже спустились к машине у Эстосадка. После обеда я был уже дома.
Поход очень понравился. Особенно хочу отметить, что это был уже сам Главный Кавказский Хребет и поэтому вид гор был уже "посерьёзнее" и довольно суровый. Ранее я такого не видел.
Много интересной информации про горный массив Псеашха, можно почерпать

Это будет отчёт в двух частях. Две части потому, что всё происходило в разные дни с интервалом в неделю, а отчёт один потому, что цель обоих событий одна, общая. Вот как-то так:).

Идея сбегать на Псеашхо Сахарный за один день родилась в прошлом году. Тогда же мы хотели устроить и что-то вроде тестовых соревнований, но не сложилось - Газпром не хотел пускать через стройку, а потом и погода испортилось. В ноябре мы разведали вариант подъёма в обход хребта Псехако, через пик Бзерпи. И вот теперь мы хотели пройти весь маршрут, от нарзанов через Коготь до Сахарного Псеашхо и назад. Итак, первая часть: 24-го июля в 8-00 стартовали от нарзанов. Рассчитивали на 6 утра, но пока доехали до Поляны, пока получили пропуск заповедника (и то спасибо, что нам его выдали в такую рань), пока добрались по убитой (но при этом и строящейся) дороге до Пслуха, пока погранцы нас записали.. Пошли втроём - я, Саня из Лазаревского и Максим из Ростова (известный мультиспортсмен, организатор гонки «Кавказ-рейс» в Лагонаках - как раз отдыхал в наших краях). Маршрут до пика Бзерпи я описывал раньше, поэтому приведу только пару примечательных фото.

Просто гриб..

и просто трактор:).

Все фото, кстати, кликабельны и имеют геотеги - т.е. привязаны к карте.
Лес был очень сырой, а когда пошли по траве, в обуви начало попросту хлюпать.. Из-за высокой травы идти было тяжелей, чем осенью. Зато в изобилии было разнообразных цветов.

На сам пик Бзерпи мы не пошли, поскольку времени было в обрез, и, вдобавок, обнаружили обходную тропу, ведущую к Бзерпскому карнизу.

Тропа проходит через понижение между Табунной и пиком Бзерпи, своего рода перевал, на котором расположены места для ночёвок и несколько заболоченных лужиц.

Вид на Бзерпский карниз.

Домик прошли около 13-00, в 13-20 перешли Пслух и направились в сторону Сахарного.

Начался дождь, который по мере приближения ко второму притоку всё усиливался. Обсудив ситуацию, в 14-30 повернули назад. К нарзанам вернулись уже около 20-00. Вот и вся первая часть. Вывод: этот вариант маршрута слишком тяжёл для однодневного прохождения, плюс сложности с пограничниками. Но тогда же решили проверить и другой вариант..

Итак, вторая часть. 31-го июля в 9-30 вдвоём с Саней стартуем от верхней станции канатки Газпрома. В этот раз с погодой повезло больше, да и дорога по хребту Псехако частично расчищена.

За 40 минут доходим до начала тропы, потом ещё 40 - до границы леса, где встречаем спускающиеся группы.

Ещё 40 минут идём по тропе, траверсом выводящей к Бзерпскому карнизу.

Домик проходим в 11-30.

Подходим к месту, где надо поворачивать в ущелье Пслуха - в этот раз отсюда уже просматривается конечная цель - вершина Сахарного Псеашхо.

Идём по левому борту ущелья, постепенно поднимаясь. Тропа заросла травой, местами в рост человека, из-за этого по жаре идти довольно тяжело - не обдувает ветерком. К 13-10 подходим к второму притоку. Сахарный затянут туманом, но периодически вершина просматривается. На площадках для ночёвок стоят две палатки.

Подъём от ночёвок начинаем в 13-20. Идём левее гребня, придерживаясь сухой промоины.

Набитой тропы не наблюдается, но встречаются турики.

Вариант подъёма гораздо более безопасный, чем тот, по которому мы . За полчаса выходим на гребень и идём дальше по нему. Вдруг навстречу из тумана выплывает фигура с большущим штативом в руках, а следом ещё две. Удивляются, что мы идём так поздно, и обещают нам ещё 5 часов подъёма. Ещё больше удивляются, когда мы говорим, что месяцем раньше поднимались на вершину за два с половиной часа. Желаем друг другу удачи и расходимся. На самом деле, понимаю, что сейчас идти будем дольше - в июне мы шли утром, отдохнувшие и более-менее акклиматизированные. А сейчас начинает чувствоваться высота и усталость - появляется одышка, в ногах ощущается забитость мышц. Но продолжаем подъём. В месте, где надо траверсом уходить на другой гребень, останавливаемся, ждём, пока растянет туман, чтобы выбрать оптимальный путь

Примерно в середине траверса, за ручьём, встречаем стадо туров.

Немного поднимаемся по травянисто-осыпному склону, обходя небольшие скальные выходы, а потом выходим вправо на гребень.

Никаких сложностей не встречается, и в 17-10 выходим на вершину - как обычно, в полном тумане:). Сидим минут 40, в надежде увидеть окружающую панораму. Сама вершина периодически освещается солнцем.

Солнце проецирует на туман наши тени.

Так ничего вокруг и не увидев, начинаем спуск.

Обычный туман сменяется мелкой водяной взвесью, которая залепляет мне очки - приходится постоянно их протирать. Спускаемся строго по пути подъёма - это самый оптимальный путь. К ночёвкам выходим в 19-40, палаток уже нет. Начинается дождь, от мокрой травы в обуви сразу начинает хлюпать вода. На подходе к первому притоку Саня, слегка отставший, теряет тропу (хотя она достаточно хорошо набита). Жду его возле ручья, потом возвращаюсь по тропе, зову - тишина. Туман, ничего не видно дальше 10 метров. Потом Саня всё-таки нашёлся - перешёл ручей выше тропы и спустился. Потеряли не меньше получаса на поиски друг друга.. Дальше идём, поменявшись местами - Саня впереди. Из-за дождя идём довольно медленно - скользко. Домик на Бзерпском карнизе проходим в десятом часу. Стемнело, но мы предусмотрительно прихватили фонарики. В 12 проходим верхнюю станцию канатки и идём дальше по дороге. Тут нам повезло - подобрал попутный Камаз. В час ночи мы уже возле машины, ожидающей нас в Эсто-Садке.
Итак, выводы: 1. Нужно тренироваться:). 2. На место старта желательно попасть пораньше - т.е. заброситься с помощью машины рано утром, когда ещё не работает канатка. 3. Дождь очень сильно тормозит движение (становится скользко), но он, как правило, идёт ближе к вечеру. В общем, вполне реально тренированному человеку пройти маршрут за световой день. А монстры, бегающие на Эльбрус за два часа, вполне могут успеть сбегать и за время работы канатки:). Маршрут в каком-то смысле тяжелее, чем на Эльбрусе - в основном из-за заросших троп. Но при этом достаточно безопасен - даже в непогоду можно спокойно спуститься без риска замёрзнуть (хотя риск поплутать есть). Длина маршрута от верхней станции канатки до вершины Сахарного Псеашхо - 16км, перепад высот - без малого 2км. Так что всех желающих испытать себя приглашаю 10го сентября на Сахарный Марафон ;).
Подробности чуть позже.

Вы найдете подробное описание маршрута, карту с указанием троп и возможных радиалок (с координатами для GPS), а также описание погоды и самую актуальную информацию по получению пропусков на этот маршрут. Здесь же - краткая информация по конкретно этому походу.

Схема маршрута в Google Earth

Условные обозначения:

A B - начало тропы, вход на территорию Кавказского заповедника, C D - место ночевки, E F G - лагерь Холодный. H

Тайминг похода

• 12:00 - поднялись на канатке на верхнюю станцию Газпрома
  • 13:40 - потеряв кучу времени с трудом прошли олимпийскую стройку и вышли на грунтовку, ведущую на Бзерпинский карниз
  • 15:00 - 17:00 - обеденный привал
  • 18:30 - поднялись к домику на Бзерпинском карнизе
  • 20:30 - установили лагерь на дне каньона притока реки Пслух
  • 06:00 - вышли из лагеря
  • 08:30 - вышли на западный гребень Сахарного Псеашхо
  • 9:45 - 10:30 - переход на юго-западный гребень Псеашхо траверсом западного склона
  • 12:00 - 13:00 - отдых на вершине Сахарного Псеашхо
  • 19:30 - возвращение в лагерь
  • 10:00 - вышли из лагеря
  • 10:40 - Бзерпинский карниз
  • 13:00 - верхняя станция канатной дороги Газпром "Лаура"

Важно примечание к таймингу похода: чтобы получить необходимое время на прохождение того или иного участка маршрута можно смело делить на два затраченное нами время. Мы шли очень медленно, много фотографировали, абсолютно никуда не торопились, да у тому же, я еще и заболел на второй день похода (еще в Сочи продуло под кондиционером). Так что туристские группы, движущиеся "в спортивном режиме" пройдут все это быстрее!

Условные обозначения:

1 - верхняя станция канатной дороги "Лаура" Газпром, 2 - перевал Медвежьи ворота (н/к, 2100 м), 3 - траверс западного склона горы Сахарный Псеашхо, 4 - вершина горы Сахарный Псеашхо (н/к, 3188 м), 5 - перевал Псеашхо (н/к, 2014 м), 6 - лагерь Холодный, 7 - перевал Семиозерка (н/к, 1920 м).

Координаты ключевых точек похода

• GPS01 (верхняя станция канатной дороги "Лаура" Газпром) - 43°41"37.61"С, 40°18"49.28"В,
  • GPS02 (начало тропы) - 43°41"39.44"С, 40°21"1.43"В
  • GPS03 (домик на перевале Медвежьи ворота) - 43°42"34.25"С, 40°22"36.13"В,
  • GPS04 (поворот тропы на Сахарный Псеашхо) - 43°43"18.23"С, 40°23"3.99"В,
  • GPS05 (начало траверса западного склона, переход на юго-западный гребень) - 43°42"32.05"С, 40°25"50.74"В
  • GPS06 (место выхода на юго-западный гребень Псеашхо) - 43°42"20.09"С, 40°26"10.44"В,
  • GPS07 (вершина Сахарного Псеашхо) - 43°42"31.15"С, 40°26"39.42"В,
  • GPS08 (начало верхней тропы в долину Семиозерки) - 43°44"3.00"С, 40°23"28.08"В
  • GPS09 (место брода Уруштена для выхода в долину Семиозерки со стороры лагеря Холодный) - 43°45"16.88"С, 40°24"23.32"В,
  • GPS10 (новый подвесной мост через р.Холодную) - 43°45"34.30"С, 40°25"1.01"В,
  • GPS11 (домик лагеря Холодный) - 43°45"47.16"С, 40°25"3.42"В,
  • GPS12 (видовая точка на перевале Семиозерка) - 43°45"15.73"С, 40°22"34.19"В.
  • Фактически пройденный трек для навигаторов Garmin - .gdb , .gpx
  • Трек для просмотра в Google Earth - скачать

update! фото домиков в июне 2014 года

Бюджет похода

(в пересчете на 1 чел)

• Пропуск в заповедник, на 5 дней - 750 р.
  • Продукты на 5 дней похода - 800 р.
  • Газ - 150 р.
  • Маршрутка Сочи - Красная Поляна (канатка Газпром) - 100 руб.
  • Один подъем + один спуск на канатной дороге "Лаура" - 600 руб.
  • Маршрутка Красная Поляна (канатка Газпром) - Сочи - 100 руб.
  • Итого : 2500 р.

Погранпропуск и пропуск в Кавказский Государственный биосферный заповедник

Есть два момента, которые необходимо знать. Во-первых, вам понадобится пропуск от заповедника . Во-вторых, если вы идете не по данному маршруту, а, например, в район озера Кардывач , то дополнительно необходимо получить погранпропуск! Получается он непросто – необходимо предоставить ксерокопию паспорта и заполненное заявление, в котором вы указываете желаемый район (районы) посещения. Вроде бы документы можно прислать по факсу, но получать все равно придется на месте, то есть в Сочи. Пропуска делаются бесплатно, срок изготовления – от месяца до двух и действуют до конца текущего на момент подачи документов года.

Общая информация о маршрутах, погоде и других нюансах походов по территории Кавказского Биосферного заповедника - в моем самодельном путеводителе по Сочи и Красной поляне для аутдорщиков и походников. Почитайте, думаю это будет полезным.

Адреса офиса Кавказского биосферного заповедника
для получения пропуска на маршрут:

• Адлер, ул.Карла Маркса, 8. Время работы: с 9-00 до 17-00, кроме выходных и праздничных дней.
  • Красная поляна, Вольерный комплекс (2 км по дороге от канатки Газпрома). Время работы: с 9-00 до 17-00, без выходных и праздников.

Полезная информация и контакты

• Заброска на джипе из Красной поляны до шлагбаума кордона Биосферного заповедника – Павел (+7 918 204 4303). Профессиональный водитель, как и его отец. Павел – этнический грек, как и подобает настоящему краснополянцу. Стоимость заброски – около 1000 рублей с человека, но не менее 3-4 человек.
  • Георгий Витальевич (+7 928 661 5210) – старший егерь заповедника. С ним можно договориться по поводу лошадей для заброски на Кардывач. Стоимость в районе 3000 рублей за одну лошадь в день. Также можно узнать по поводу заброски на машине до Энгельмановых полян или получения пропуска на тот или иной маршрут.

Выводы

• Очень красиво! Особенно участок от перевала Медвежьи ворота до перевала Псеашхо
  • Очень удивила чистота на маршруте. Никаких пивных банок и фантиков. Респект сотрудникам заповедника (и туристам?)
  • Отличные тропы и оборудованные стоянки на Бзерпинском карнизе и в лагере Холодный
  • Благодаря всем выше перечисленным факторам район идеально подходит для знакомства в горами и первых походов!
  • Для себя обязательно оставлю этот район как один из лучших для коротких тренировочных походов в стиле fast&light
  • И все-таки радиалки рулят! "В линию" мы бы столько не успели пройти!
  • Вспомнил важную истину - нужно очень ответственно подходить к выбору места для лагеря. Сон и еда в красивом месте многое значит как для восстановления сил, так и просто всегда приятно любоваться красивым видом прямо из лагеря!
  • Обязательно зимой надо сходить сюда на скитуре. UPDATE ! Сделано! Смотрите

Дошли руки до фотографий с похода по горам Кавказского биосферного заповедника 1-3 июля. Просматриваю фотографии и понимаю, что хочу туда еще! Не тронутая человеком, первозданная природа, хорошие люди рядом, интересный маршрут - оставили неизгладимые впечатления. Спасибо огромное Юре Вартанову yvar который организовал это мероприятие и позвал поучаствовать в нем!

По своей сути, поход был учебным - как подготовка к осеннему спортивному походу 2-й категории сложности. При прохождении маршрута, нами было пройдено 2 категорийных перевала - перевал Строителей (1Б, 2800 м) и перевал Мраморный (1Б*, 2800 м), причем оба перевала были пройдены в один день - и для учебных целей мне кажется это было очень круто:)

Район похода - горный массив Псеашхо, расположенный в 20 км от посёлка Красная Поляна, в верховьях рек Уруштен, Малая Лаба, Пслух, на территории Кавказского природного биосферного заповедника. Относится к Главному Кавказскому хребту. Прочитать о массиве Псеашхо можно .

В этом походе меня интересовало многое - попасть в эту часть Кавказского заповедника, побывать в горах, оценить нужна ли мне осенняя двойка, узнать что такое категорийные перевалы и увидеть ледники. Все цели благополучно были достигнуты. Заповедник - потрясающий! В двойку - пойду! Категорийные перевалы превращают поход в большое приключение! А ледники - хотя и небольшие, доступные и не опасные, для человека который не видел ничего подобного - вызывают какое-то нереальное ощущение вечности. Когда я шел по леднику Псеашхо, в окружении суровых, отвесных скал, это чувство меня не покидало - это все вечно, это всегда здесь было, есть и будет всегда. А я, такой крошечный, как муравей, вовсе не царь природы. Я такой же биологический вид как и все звери, населящие эти горы - я такой же как они, просто часть природы. Это действительно необычное, не с чем не сравнимое ощущение. И я очень хочу почувствовать это еще и еще.

А это наш трек:

Вид на горы в начале нашего пути, почти на границе с заповедником:

После подьема по тропе вверх, к так называемой "Калитке":

А это уже заповедник:

Вид с заповедника на п.Красная Поляна и стройку спортивных олимпийских объектов:

Цветущий рододендрон (кстати, примерно здесь мы и встретили самку кавказского тетерева):

Инспекторский домик:

Первые снежники при подьеме к перевалу Строителей:

А это наша группа уже на перевале, ждем отстающих:

Небольшая панорама с перевала Строителей на ледник Псеашхо:

Немногочисленная растительность среди скалистых осыпей:

Спуск по леднику вниз. Пологий ледник долинного типа, закрытый снегом, на нем мы даже не одевали кошки:

Вид на ледниковый цирк после прохождения ледника:

После спуска по скалам в самый низ, к бушующей речке, вытекающей с ледника, мы передохнули и ушли опять вверх - на перевал Мраморный. Очень интересный перевал. По ощущениям. Потому как крутизна склона была порядка 45 градусов, пошел дождь с градом и даже не идти, а лезть вверх пришлось по узкому гребню. Оказалось что моя фобия высоты не исчезла напрочь, как я раньше думал. Из 8-и человек я был 7-м по опыту, но зашел, точнее залетел на перевал я 3-м:)

Вид с перевала Мараморный на высшую точку Краснодарского края, г. Цахвоа (3345м):

Спуск вниз по леднику Мраморный:

Вид снизу на перевал:

А это после ночевки на берегу одноименной речки Мраморной:

массив Псеашхо с видом на ледник Холодный:

ВОСХОЖДЕНИЕ на ПСЕАШХО САХАРНАЫЙ 3189 м

Летом маршрут оценивается категорией трудности 1А.

Массив Псеашхо расположен в осевой зоне Главного Кавказского хребта. 9 вершин массива превышают трехкилометровую отметку. Это гора Северный Псеашхо - 3256,9 м, гора Южный Псеашхо - 3251,5 м, пик Сахарный Псеашхо - 3189 м, пик Кожевникова - 3072 м и другие. С массива зарождаются истоки рек Уруштен и Малой Лабы.

На юго-восточном склоне в истоках реки Чистой залегает карово-долинный ледник Псеашхо - самый крупный ледник в Краснодарском крае. Его длина 3,1 км, площадь 1,8 км. А общая площадь оледенения массива составляет 5,2 км. К северу и западу от ледника Псеашхо расположились еще 4 ледника. Самый крупный из них, ледник Мраморный, имеет площадь 1 км, длину 1,1 км. У подножья грандиозной северной стены Псеашхо лежит карово-долинный ледник Холодный, дающий жизнь одноименному ручью. Вид на ледник Холодный запечатлелся на фотографиях, календарях, альбомах. Ведь долгое время мимо проходил плановый туристский маршрут из Псебая в Красную Поляну через несложный перевал Псеашхо.

Вершина Псеашхо Сахарный хорошо видна из Красной Поляны, её ещё называют Сахарная голова, потому, что она действительно напоминает сахарный конус (в старину сахар-рафинад выпускался в виде "сахарных голов" конической формы, отсюда и название вершины).

Описание маршрута:

От Пихтовой поляны на хребте Псекохо (на современных картах хребет ошибочно назван «Псехако») поднимаемся по тропе к Медвежьим Воротам и далее выходим на Бзерпинский карниз к сооружённому здесь в 2004 году небольшому домику. Следуем дальше по тропе в сторону перевала Псеашхо и, пройдя 1,5км, сворачиваем с тропы вправо вниз.
Перейдя верховья Пслуха вброд или по камням, идём к началу тропы. Идя с плавным набором высоты, пересекаем ручей, затем подходим к 1-ому притоку Пслуха. Приток течёт в троговой висячей долине, круто обрывающейся своим устьем к долине реки Пслух.

Крутой спуск вниз, переправа через приток и подъём на его левобережный склон. Здесь под невысокой плоской скалой хорошая площадка для лагеря. Идём дальше. Крутой подъём по склону, и снова тропа проходит траверсом с плавным набором высоты. Спуск во 2-й приток Пслуха, переправа через него и подъём на травяные площадки левобережного склона. Тропа закончилась. Здесь, на высоте около 2150м разбиваем лагерь.

Место нашего ночлега перед восхождением

Путь на вершину пика Сахарная Голова (3188,9м) идёт по его западному гребню. Расстояние по горизонтали до вершины — 2,5км, перепад высот — около 1000м. Гребень порос травой, местами рододендроном, есть скальные выходы.
Не доходя до крутых взлётов гребня (примерно середина гребня), сворачиваем вправо, пересекаем снежник и выходим на юго-западный гребень. По этому сильно разрушенному простому гребню выходим на вершину.

С вершины открывается прекрасная панорама ближних и дальних гор: Псеашхо (Узловой, Южный, Северный), пики Игольчатые, Зелёный клин, пик Кожевникова, Цахвоа, Агепста, Ах-Аг, Аибга, Ачишхо, Чугуш и другие. Видны Ахун, Бытха, город Сочи, Чёрное море. При спуске с вершины по юго-западному гребню можно по ошибке, особенно в тумане, свернуть на примыкающий к нему южный гребень. Чтобы этого не произошло, при подъёме можно пометить место спуска турами из камней или другими метками.

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении