timetravel22.ru – Туристический портал - Timetravel22

Туристический портал - Timetravel22

Пирамиды Майя Паленке, Мексика. Джунгли, водопады и висячий мостик

Продолжаю писать про свое самостоятельное путешествие в Мексику . Сегодня расскажу про пирамиды Паленке .

В Паленке ехала, готовясь к невероятной тропической жаре, а оказалось все гораздо приятнее, потому что 2 дня было прохладно, пасмурно и весьма комфортно. Город сам малюпасенький, но атмосфера дружелюбная.
Люди со всех концов Мексики едут в Паленке, чтобы посмотреть на руины пирамид Майя в джунглях. Я не исключение, так что в один из дней отправилась покорять древние сооружения.

Честно скажу, думала, что будет хуже, начитавшись про толпы туристов и невозможность сделать даже пару снимков, на которых не было бы посторонних людей. При входе было очень много народу, но все они в основном- организованные туристические группы, которые ходят за гидом и останавливаются у каждого камня, поэтому мы во многих местах были вообще одни. Хорошо, что приехали в 8.30. А, ну и мужик какой-то в красивой рубашке за нами по пятам ходил.

Пирамиды- Группа храмов Templo de las Inscripciones , возле которых в основном и тусуются группы туристов первых минут 40:

Сохранился Дворец неплохо. Впечатляет.

Можно спуститься по лестнице под землю:

А там настоящие просторные комнаты:

На территории руин Паленке продаются сувениры:

так что можно прикупить себе изображение какого-нибудь животного:

Пирамиды Паленке однозначно стоят посещения.

Они сильно отличается по ощущениям от пирамиды Тонины, про которую я писала в этом посте: , зато в Паленке есть водопады, что, согласитесь, очень неплохой бонус к джунглям, древнейшим храмам, горам и газонной траве. Даже Таиланд вспомнился с его водопадами.

Я даже нашла свой собственный маленький водопадик:

Висячий мост над рекой. Он так качается, что у меня прям морская болезнь образовалась после 5 минут стояния

Дорожки между руинами очень хорошо сделаны

Стоимость посещения пирамид Паленке:

Входной билет в парк- 27 песо
Входной билет в комплекс- 57 песо

Как добраться до руин Паленке, Мексика:

Коллективо до пирамид- 10 песо в одну сторону
Коллективо можно словить на любом отрезке дороги от города до руин, либо подойти на cnr Allende & Av 20 de Noviembre. Микроавтобусы ездят каждые 15 минут с 6 утра до 6.45 вечера.

Отели, жилье в Паленке, Мексика:

Двухместный номер можно найти от 250 MXN (20$). Мы посмотрели почти все отели, которые есть в городе и остановились на Hotel Chan-Kah Centro (Av Juarez, 2). Номер с балконом 450 MXN (35$) просто отличный, так что тут мы наконец-то покупали пиво в OXXO и трындели за жизнь по полночи, глядя на центральную площадь.

Вечером в выходные на площади собирается народ, играет музыка, люди танцуют и веселятся. С балкона все прекрасно слышно и видно, так что и ходить далеко не надо.

Только птицы сумасшедшие по 2 часа орут до заката, но они во всех городах такие неугомонные. Хорошо, конечно, когда можно целый день вот так вот сидеть на дереве, какать на прохожих, а потом противно пищать весь вечер, и ничего никто им за это не сделает. Эх, вот это жизнь!

Если вы направляетесь из Паленке дальше в сторону и , билеты лучше забронировать за сутки или двое. Мы выкупали за день до отправления, когда в автобусе оставалось всего 4 места (это очень странно для Мексики, всегда билеты можно было купить в любой город за час до отправления, а тут такое!). Эх, уже чувствуется, что приближаемся к Юкатану с его толпами туристов и дорогим жильем.

Расписание, наличие мест в автобусе и стоимость билетов проверяется на сайте

Санто-Доминго-де-Паленке, небольшое поселение на юге страны и один из самых рядовых, ничем не примечательных мексиканских городков. Основан он был в 1567 году, на северо-востоке штата Чиапас, после прихода в Мексику испанских завоевателей и долгое время скрывался от посторонних глаз, среди высоких гор и тропических лесов.

Обнаружение древних храмов Паленке

Спустя два столетия, в конце 18 века, среди непроходимых зарослей Лакандонских джунглей, военный патруль, случайно, обнаружил небольшое индейское поселение. В 6 км от него были обнаружены руины настоящего древнего города Майя, возраст которых более 2000 лет. Паленке, так, не мудрствуя лукаво, был назван археологический комплекс, исследование которого ведется и по сей день. Это самое крупное майяское поселение на территории современной Мексики. (исследовать Паленке можно в нашем путешествии по Мексике, смотреть )

Ученые полагают, что в один из периодов своего существования, поселение носило имя Лакм-ха, что в переводе с языка индейцев Майя, означает «большая вода» и являлось столицей Баакульского царства, процветающего в 5-8 веках нашей эры. Современные индейцы, проживающие в этих местах, называют древнее городище Оттиотиун — «каменный город».


История строительства древнего города Паленке

Начало первых построек древнего города Паленке, датируется 100 г до н.э., а окончание его существования приходится на конец 9, начало 10 века, современной эпохи. Ученые до сих пор не нашли точного ответа на вопрос почему жители покинули Паленке. Тем не менее, город опустел и со временем скрылся в густой растительности тропической сельвы, практически на 10 столетий.

Удачно расположенная у подножия Тумбольских гор, посреди девственного тропического леса, археологическая зона Паленке занимает территорию более 20 кв. км. В настоящее время, удалось раскопать и очистить от джунглей всего лишь десятую часть древнего поселения. Найдена и отреставрирована лишь малая доля его многочисленных сооружений. Но даже благодаря этой незначительной части очевидно, что Паленке было одним из самых больших и наиболее развитых, майяских поселений, с причудливыми архитектурными строениями, украшенными резьбой, лепниной и росписями, и сложной системой водоснабжения, которая не встречалась ни в одном индейском городе.


Из-за долгого отсутствия хозяев, следы пребывания людей в Паленке, стерлись. В связи с этим ученые не отвергают факт, что индейцы Майя были далеко не первыми его жителями, а существуют другая, более древняя цивилизация, народ которой и стал основателем города, задолго до появления майяских племен. Индейцы же возвели свои храмы и пирамиды на руинах города, оставшегося от неизвестных предшественников.

На сегодняшний день, в археологической зоне, открыты для посещения порядка тридцати больших и маленьких древних сооружений. Все они возведены в период с 600 по 800 годы нашей эры, под личным руководством Баакульских правителей. Примечательно то, что некоторые их орнаменты и детали имеют отличительные черты строений, расположенных в разных частях света, например, камбоджийского Анкгор-Вата или египетского Осириона.


Достопримечательности Паленке

В центре городища, на десятиметровой платформе, возвышается дворец, служивший резиденцией местным правителям. Это величественное сооружение, площадью 104х80 м, состоящее из галерей, лестниц, затейливых лабиринтов подземных ходов и множества помещений с выходами в четыре внутренних дворика. С юго-восточной стороны дворца пристроена пятиэтажная башня, нехарактерная для майяской архитектуры, в которой много веков назад располагалась астрономическая обсерватория.

Все стены дворца украшены рельефными изображениями правителей Паленке, в национальных одеждах и украшениях из перьев, сценами, посвященными победам над противником, изображениями жалких и беспомощных военнопленных.


Дворцовое сооружение со всех сторон окружено пирамидами, верхушки которых увенчаны прекрасными храмами. (посещение Паленке в нашем туре )

Паленкская Триада

На юго-восток от дворца расположилась Паленкская триада, в нее входят Храм Солнца, Храм Креста, Храм лиственного креста. Все эти названия даны религиозным сооружениям, благодаря мотивам, превалирующим в росписи их стен и алтарей. Так, на задней стене Храма Солнца, постройку которого датируют 642 годом нашей эры, можно увидеть барельеф с изображением маски бога солнца и фигур, застывших перед ним в коленопреклоненной позе. В Храме креста и лиственного креста, центральными композициями является крест – символ священного растения Майя, маиса. Во втором же сооружении он украшен распускающимися листьями и иероглифическими надписями.


Статус самого загадочного здания комплекса Паленке, по праву принадлежит легендарному Храму Надписей, приютившемуся в непосредственной близости ко дворцу. Это самое высокое здание комплекса, высота его пирамиды составляет 23 м, и чтобы оказаться на ее вершине необходимо преодолеть 69 ступеней. Изображение на рельефах, украшающих стены и колонны храма, кардинально отличаются от рисунков, найденных в других поселениях Майя. Это изображения женщин с младенцами на руках, лица которых закрывают уродливые маски бога дождя Тлалока, а детские ножки постепенно превращаются в ядовитых змей. Один из таинственных артефактов, найденный в храме надписей, это плиты, полностью покрытые иероглифами, количество которых в сумме составляет 620. А в самой надписи упоминаются даты, соответствующие 692 году современного календаря.

На север от дворца расположены мало исследованные на сегодняшний день храм Графа и северные холмы, а между ними площадка для игры в мяч.


Храм Надписей в Паленке

На протяжении долгих лет, ученые не могли разгадать загадку постройки Храма Надписей. Но в 1949 году, экспедиция под руководством профессора Альберто Руса, наконец приоткрыла завесу тайны. В полу храма была обнаружена плита, приподняв которую, археологи увидели лестницу, ведущую вглубь пирамиды. Последующие четыре года, исследователи ступень за ступенью освобождали себе путь к тайнам Паленке. И наконец, на 16 метровой глубине наткнулись на стену, возведенную из камней, скрепленных между собой с помощью песка и извести. Когда ограждение было разрушено, оказалось, что оно было не единственным, за первой следовала вторая стена, в 4-х метровую толщу которой был замурован ящик, с останками человеческих жертвоприношений.


Когда плита, вес которой превышал тонну, покорилась археологам, они оказались в просторном склепе с девятью алебастровыми статуями вдоль стен. В центре возвышался массивный саркофаг, накрытый каменной плитой с вычурным резным узором. Внутри него лежал хорошо сохранившийся скелет высокого мужчины, усыпанный нефритовыми украшениями. По мнению ученых, останки, найденные в саркофаге, принадлежат одному из великих правителей Паленке, захороненному здесь в 692 году, в обществе своих подданных и сокровищ.


Вес саркофага превышает 20 тонн, следовательно, он никак не мог быть доставлен вглубь пирамиды по лестнице. Значит и пирамида, и храм надписей, были построены, после погребения, чтобы защитить могилу правителя от посторонних вторжений.

Привлекательность Паленке

Гармония древних руин с природой, придает Паленке особую ауру и шарм. Гуляя по джунглям, окружающим храмовый комплекс можно набрести на небольшие, но очень милые водопады и протянувшийся над речкой, подвесной мостик. Причудливо сплетенные под ногами, утопающими во мху, корни деревьев, навевают мысли о сказочном лесе. В джунглях можно встретить немало лесных обитателей: симпатичную игуану, ярких попугаев и забавных обезьян, а растительный мир поражает своими яркими красками и причудливыми формами.


В Мексике огромное количество колоритных и атмосферных мест, но древний город Паленке по праву может считаться одним из самых интересных и утонченных городов индейской Америки, настоящей жемчужиной в зеленом океане джунглей.

Паленке было тем, ради чего все затевалось. Я задавал себе много раз вопрос – какие ожидания были у меня от Паленке ? Что я хочу там почувствовать и увидеть? Тайна всегда манит нас возможностью разгадки, но Паленке скорее ставит больше вопросов, чем дает ответов. И, тем не менее, благодаря Паленке я укрепился в некоторых своих мыслях и догадках, хотя полной картины, думаю, не будет никогда…

Но для начала, как обычно, формальности и ориентиры.

Добраться до Паленке можно не только на машине – туда ездят автобусы из многих городов Мексики. Сама археологическая зона находится на окраине от маленького одноименного городка, причем автовокзал расположен от нее довольно близко.

Археологическая зона открыта с 08.00 до 17.00, билеты продают до 16.30. Вход в Паленке: парковка 20 песо, въезд на территорию заповедника 32 песо на человека, вход в археологическую зону - 70 песо с человека.

Напомню о том, что актуально в подобных археологических зонах Мексики: важно взять с собой достаточно воды, и хотя Паленке находится в Чиапасе, где не бывает таких сильных засух, как на Юкатане, тем не менее, в джунглях душно, и вы теряете запасы воды едва ли не быстрее, чем на открытом палящем солнце при жаре более 30.

Паленке – достаточно большая археологическая зона, и если вы хотите обойти ее целиком, то, возможно, стоит взять с собой и что-то для перекуса – вы можете там провести 3-4 и даже более часов, особенно если приплюсовать музей.

Не доезжая входа в археологическую зону будет вход в эко-парк, по сути – кусок джунглей, по которыми протоптана тропинка. Там можно увидеть небольшой водопад, если захочется – искупаться в речке, но самое интересное – тесно пообщаться с обезьянами-ревунами, рассмотреть которых порой непросто, зато слышно их за сотни метров.

Помнится, когда мы шли по той тропинке и вполне отчетливо слышали громкий рев, а при этом было совершенно не видно – откуда, жена усомнилась: «может, не пойдем»? Но мое обычное «надо, Федя, надо» привело нас на точку, где несмотря на высоту деревьев, мы таки узрели источник рева.

Сделать нормальные фото при такой высоте и таком свете было практически нереально, но зато хоть послушать

Впрочем, этот парк мы посетили после руин Паленке, и основной рассказ – именно о них.

Руины маянского города Паленке: загадка на загадке

Сложно сказать, когда точно был основан Паленке, но общие данные археологов говорят о периоде существования города с III по IX вв н.э. Основные постройки датируются 600-800 годами н.э. Паленке во многом связан с деятельностью царя Пакаля, одного из масштабных строителей и воителей майя тех времен. Его могила находится там же, однако доступ к ней воспрещен, а многие артефакты Паленке перенесены в археологический музей в Мехико.

Почему погиб Паленке – такая же загадка, как Ушмаль или Чичен-Ица , одни гадания. Вряд ли, конечно, можно грешить на засуху: Чиапас – отнюдь не засушливая часть Мексики, однако, исход майя из городов и гибель значительной части цивилизации происходили примерно в те же периоды, в какие опустели и города на Юкатане.

Грешат на соседние племена, и возможно, так оно и было. А возможно, было что-то еще, что эффектом домино прокатилось по всем городам майя не только на Юкатане и в Чиапасе, но и по тем, что находятся на территории современной Гватемалы и Гондураса.

Можно ли разгадать эту загадку – спорный вопрос, однако некоторые вещи в Паленке ставят под большое сомнение официальные версии историков.

Для начала, майя якобы не знали колеса. И археологи действительно не обнаружили устройств, которые использовали бы колесо – ни телег, ни каких бы то ни было подъемных механизмов (из-за чего возникало немало споров, как они могли без всяких подобных приспособлений затаскивать на гору камни огромного размера, и конкретных ответов на этот вопрос так и не было найдено, а эксперименты добровольцев, пытавшихся вручную скопом затащить такого же размера камень на нужную высоту с помощью одних только веревок и бревен, потерпели
поражение).

Однако при этом мы видим какие-то каменные круги (причем, аналогичный есть в Эк-Баламе и не только), и видим отверстия в стене, которые сложно выпилить вручную. У меня не было возможности влезть на стену, но невооруженным глазом было видно, что отверстия очень ровные.

Как-то некие умельцы пытались повторить попытку воспроизвести технологии древних пропилов с помощью медной круговой пилы и абразивов. Получилось, в общем, сходно, но математической точности все равно не получилось. И как она получится с вручную изготовленными инструментами? А меж тем, многие древние артефакты отличаются именно математической точностью…

Особую загадку для многих представляет крышка саркофага царя Пакаля, на которой изображен так называемый «космонавт». Почему космонавт – потому что для современного человека он вполне может напоминать пилота, управляющего космическим кораблем. Эту гипотезу активно разрабатывал Эрих фон Дэникен, если она кому интересна – можно поискать источники.

Другие версии крутились больше вокруг символического спуска в Шибальбу (царство мертвых), но тут нет таких уж сильных противоречий с гипотезой Дэникена, так как боги в культуре майя связывались так же и с космосом, а Шибальба не всегда однозначно трактовалась как именно подземный мир.

Символика множества планет, изображенных на крышке саркофага, говорит об очевидной связи сюжета с космосом…

Что в реальности делал этот человек в такой позе и конкретно где – так никто и не понимает пока. Но если вглядеться, то действительно складывается ощущение, что как минимум человек управляет неким устройством, техническим средством. И это явно не тянет на картину «дикие люди в джунглях живут натуральным хозяйством и даже колеса не знают».

Хотя лично я не верю в то, что именно Пакаль взял вдруг и полетел в космос.

Моя версия более скромная – скорее всего, древние майя знали тех, кто располагал такой техникой. Как много и долго они с ними контактировали – вопрос большой, но хотя бы кто-то мог видеть какие-то технические достижения, а потом уже вольно интерпретировать их. И, возможно, изображение на крышке саркофага действительно символическое, но это больше напоминает мне мечту Пакаля о том, чтобы стать равным богам и улететь к звездам….

О чем я думал после посещения Паленке

Не скажу, что на меня свалилось какое-то масштабное откровение. Дело было в другом – я почувствовал цикличность времен в Паленке как нигде. Чем больше я вообще посещаю подобные древние места, и в особенности – связанные именно с цивилизацией майя, тем больше я проникаюсь идеей того, что история нашей цивилизации – это лишь один из циклов времен.

Я практически уверен в том, что тот кусок истории, который мы себе воображаем отрезком прогрессивного развития человечества – он просто следующий в ряду. Была одна, другая, третья цивилизация… Кто знает, сколько их было? И кто
знает, какие мы по счету? Кто знает, что реально было до того, как появился первый известный нашей цивилизации человек?

Да и был ли он именно первым? В теории Дарвина тоже очень немало белых пятен, и весь путь человека от примата не прослеживается так четко, как хотелось бы сторонникам эволюционной теории. К тому же, в человеческом организме немало несуразностей, которые эволюционисты тщились объяснить логически, но, почитав некоторые их труды, я отчетливо почувствовал то самое, что называют
фразой «притянуть за уши»….

Но вот что на самом деле для меня важно. В мире очень много разной информации, гипотез, фактов, теорий, объяснений. Однако, ни одно не может описать развитие человечества целиком, да что уж человечество – даже какой-то недуг человеческого организма объясняется с точки зрения совершенно разных подходов и теорий.

При этом каждый пользуется той системой знаний, которую он может объять, в которую он в состоянии проникнуть.

Простой пример. Если вы верите в эв
олюционную теорию – вы именно верите. Потому что доказательств твердых у вас нет. Даже если вы верите археологам, вы верите им на слово – не вы же сами откопали останки, провели анализы, восстанавливали всю цепочку… Да и при этом факты вам тоже предоставляют избирательно – интерпретируют далеко не все факты, а только те, которые более или менее укладываются в теорию.

Вы верите авторитетам, верите теории, верите доказательствам (хотя они могут быть далеко не полны), и при этом вы не готовы слушать контраргументы, особенно когда ваше мнение сложилось. Почему одно знание вы принимаете, а другое – нет?

И вот после Паленке эта мысль оформилась у меня вполне твердо: мы знаем совсем иным местом в себе. Не наукой, не доказательствами, не информацией и не фактами. Факты, способы исследования, способы мышления – все это проходит через фильтр нашего
сознания.

Поэтому одно мы видим, другое – нет, или то, что видят другие, кажется нам очень узким и не описывающим все явление. Однако, когда мы говорим об этом, то далеко не все могут вообще понять, о какой широте восприятия идет речь…

У меня нет ответов от имени истины. Я лишь понимаю, что тот, кто видит подобное знание – будет видеть и дальше, развивать, исследовать именно его, а те, кто не видит, будут отвергать его как фантазию или даже вообще не интересоваться такими вопросами.

И каждый будет идти своим путем…

А в заключение я предлагаю посмотреть еще один фильм А.Склярова, как раз посвященный именно Паленке.

Город Паленке

В речной долине был расположен древний город майя Лакм-Ха (современное название Паленке) столица царства Бак, (VII-VIII вв.). Его храмы признаны наиболее изящными произведениями цивилизации майя «классического периода», далекие от первобытной тяжести сооружений Тикаля и от пышного великолепия Копана.

Центр города, где расположена главная группа зданий, пересекает горный ручей Отолум, над который сооружен сводчатый туннель. На запад от ручья лежит дворцово-храмовый комплекс, на восток – прямоугольная площадь, к которой примыкают храмами.

Здания в Паленке возведены из щебня, уложенного в известковый раствор, и облицованы кусками камня, покрытых стуком.

Храмы главной группы сооружены по одинаковой схеме. Они представляли собой невысокие ступенчатые пирамиды. Лестница главного фасада вела к святилищу на вершине пирамиды, увенчанного гребнем. Камеры святилища были гораздо просторнее, а стены более тонкими в сравнении с святилищами Тикаля. Под гребнем, вдоль всего строения святилища, проходила массивная стена, несущая на себе его вес. На главном фасаде святилища размещались три широких входных проема с деревянными перемычками. Столбы главного фасада были тонкими, от чего он приобретал вид портика.

Храм увенчивает невысокий гребень, значительно больших размеров, чем в Тикале, с пустотами для облегчения его веса. И святилище, и храм были покрыты стуком с тонко выполненной резьбой.

Три храма в городе являлись также гробницами жрецов и вождей, которые размещались в толще пирамиды, что в целом не было характерно для культуры майя. Единственное уцелевшее захоронение - короля Ханаба Пакала II - находится в храме Надписей (первая половина VII в.), обращенного фасадом к площади перед Дворцом.

Саркофаг Пакала Великого, украшенный барельефами и накрытый каменной плитой тонкой работы, был помещен в специальной сводчатой камере в основании восьмиступенчатой пирамиды. Стены крипты были украшены стуковыми рельефами.

Перед камерой располагается каменная урна с останками шести юношей, принесенных в жертву. От святилища храма к погребальной камере вела двухмаршевая лестница на глубину 24 м, проход в которой был закрыт огромным камнем. Вдоль одной из стен прохода проходил квадратного сечения канал для «общения» с душой погребенного из святилища. Вход в камеру перекрывала каменная плита, проходы к саркофагу был засыпан щебнем и крупными камнями.

Дворцовый комплекс Паленке был возведен на гигантской платформе высотой 10 м, на которую вели две лестницы, подходящие к воротам ограды. Дворец неоднократно перестраивался. В основном, строения дворцового комплекса группировались вокруг двух больших (на северной стороне) и двух малых дворов. Предполагают, что северная часть комплекса являлась резиденцией правителя, а в южной помещались слуги и гарнизон. Каждое помещение было разделено продольной стеной и содержало два ряда сводчатых комнат, освещаемых через дверные проемы. Стены Дворца были украшены стуковыми рельефами и фресками. Вода в помещения поступала от ручья Отолум подземным акведуком, вблизи башни были устроены паровая баня и уборные

Многоэтажные здания редко встречались в архитектуре майя, таким примером является башня Дворца в Паленке. Башня поднималась на 4 яруса, нижний был сплошной. Лестницы проходили в каменной толще башни. На верхнем ярусе были обнаружен трон. Как во многих городах Древней Америки, в Паленке поблизости от Дворца были обнаружены руины стадиона для игры в мяч

Загадка народа Майя потому, что в нём найдено очень много фактов, которые до сих пор не могут найти обЪяснения. Наиболее широко известный факт — это изображение индейца в космическом корабле перед приборами управления.

Что только не писали, чтобы опровергнуть предположение о "космичности" Майя — и что данный рисунок представляет собой бога кукурузы, и что это плод галлюцинаций жрецов. Одна из версий гласит, что

поскольку отдельные детали были скрыты от невооруженного взгляда, то при проведении масштабного изучения стало понятно, что на данном рельефе нет ничего, кроме типичных украшений майя, и он запечатлен в «состоянии остановки между двумя мирами, миром живых и миром мертвых». Он не облачен ни в какой космический скафандр, как утверждал фон Деникен, более того, он абсолютно обнажен, на нем надеты только украшения, а кожа расписана орнаментом. Это истическое изображение полностью соответствует другим образцам искусства майя, относящимся к середине первого тысячелетия нашей эры.

Как бы то ни было, космический корабль действительно просматривается 🙂 Но перейдём от наиболее известной загадки города Паленке к менее известным. И в частности, начнём с истории самого города.

Древний город Паленке — это один из наиболее утончённых городов Майя. Название "Паленке" появилось уже в послеколумбову эпоху. Так называлась небольшая деревенька, которая возникла здесь вскоре после прихода испанцев Однако никто тогда не подозревал, что в нескольких километрах от деревни, среди Лакандонских джунглей много столетий назад существовала настоящая столица.

По всей видимости, это был самый красивый город в этой части индейской Америки. Так, размер этого города настолько велик, что сейчас почти невозможно обойти все его помещения, подвалы, закутки даже за день — а ведь большая часть зданий разрушена и недоступна.

На языке одного из окрестных племён индейцев данный город называется "Лакам-ха" — «Место Большой Воды», и "Змеиный город". Почему змеиный? Потому что змеи — для индейцев майя были священными животными, символизирующими дождь, влагу, урожай, поскольку дождевые тучи стелятся над землёй подобно змеям. Соответственно, в орнаментах города встречается очень, очень много змей.

Этот древний город случайно нашел воинский патруль, заблудившийся в джунглях мексиканского штата Чьяпас. Солдаты обнаружили в лесу деревушку Санто-Доминго-де-Паленке, о существовании которой колониальные власти даже не подозревали, и одновременно развалины великолепного храмового центра. Но только через 25 лет, в 1784 году, колониальная администрация послала для изучения древнего города первую экспедицию, давшую блестящие результаты.

Загадочный Паленке представляет огромное поле для исследований: в настоящее время закончены раскопки только 34 из 500 обнаруженных строений. В процессе изучения возникает множество вопросов и загадок. К примеру, Храм Ягуара украшен резьбой, во многом напоминающей изображения в индуистских храмах, а Процветший Крест имеет определенное сходство с орнаментом на стенах Ангкор-Вата в Камбодже.

Паленкский дворец, центральное сооружение города и резиденция правителей города, венчается башней обсерватории, где жрецы по движению звезд читали вечные законы и волю богов. Башня была пятиэтажной, что совершенно необычно для архитектуры майя. На верхнем ее этаже до сих пор сохранилась каменная скамья, на которой сидел жрец-астроном, наблюдавший расположение небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начиналась только со второго этажа. Чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, пользовались приставной лестницей.

Но один из самых загадочных храмов города Паленке — это Храм Надписей . Храм Надписей стоит на девятиступенчатой 20-метровой пирамиде, тыльная сторона которой опирается на крутой склон высокой горы. В ясную погоду белокаменная пирамида, увенчанная храмом, видна с равнины за многие километры. Вдоль фасада пирамиды тянется великолепная лестница. Более 70 высоких ступеней нужно преодолеть, чтобы добраться до верхней платформы, на которой покоится храм.

В полу храма находится отверстие, открывающее вход на узкую лестницу, ведущую внутрь пирамиды. В 1952 году внутри пирамиды на глубине 1,5 м ниже уровня основания пирамиды была обнаружена камера размером 9 м на 4 м и высотой почти 7 м, под полом которой находился саркофаг с остатками одного из правителей майя. По мнению ученых, это останки короля Покала.

Что интересно, гробница под Храмом Надписей — не единственный пример захоронения мёртвых Майя в пирамидах. Так, недалеко от храма расположен Храм красной царицы, под которым также была создана гробница. Внутри погребальной камеры находился каменный монолитный саркофаг, точно совпадающий по размерам с саркофагом правителя. Совершенно очевидно, что создавались саркофаги одновременно. Существенные различия обнаруживались в декоре — верхняя крышка-панель не имела никакого орнамента, не было росписей и на самом саркофаге.

Стены Храма Надписей когда-то были украшены огромными плитами, сплошь покрытыми многочисленными барельефами необычайной выразительности и 620-ю иероглифическими надписями в виде людей и мифических созданий (отсюда название храма).

Сегодня руины Паленке довольно активно посещаются туристами. В Паленке, население которого всего около 20 тыс.человек, для туристов открыто несколько очень приличных гостиниц. Примерно в 20 км к северо-западу от города построен аэропорт, и, хотя он может принимать пока лишь небольшие самолеты, современный город Паленке связан регулярными рейсами с такими мексиканскими городами как Мерида и Канкун. Из ближайшего крупного города Виллахермоса (Villahermosa), расположеного всего в 150 км от Паленке, сюда тоже летают самолеты, однако многие предпочитают проехать 2,5 часа через джунгли по вполне приличной дороге. От современного Паленке до древнего города майя всего 6,5 км. Руины связаны с Паленке хорошей дорогой, и из города туда ходят микроавтобусы, которые останавливаются перед самым входом в охраняемую зону.

Таким образом, в древнем городе Паленке было бы интересно побывать и своими глазами увидеть загадки народа Майя.

По материалам http://www.toda-america-latina.com/mexica/14.5.htm и http://goldenfish.nm.ru/Maya/temple_inscriptions.htm


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении