timetravel22.ru – Туристический портал - Timetravel22

Туристический портал - Timetravel22

Александрийский маяк сохранился ли до наших дней. Предназначение александрийского маяка

После завоевания Египта в 332 г. до н.э. Александр Македонский основал в дельте Нила город, названный его именем - Александрия. В царствование Птолемея I город достиг богатства и процветания, а александрийская гавань превратилась в оживленный центр морской торговли. По мере развития судоходства кормчие, приводившие в Александрию корабли с грузами, все острее ощущали потребность в маяке, который указывал бы судам безопасный путь среди мелей. И в III в. до н.э. на восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии, архитектор Сострат, сын Дексифана из Книда, соорудил знаменитый маяк, ставший одним из семи чудес Древнего мира.
Для подвоза строительных материалов остров соединили с материком дамбой. Работы заняли всего шесть лет - с 285 по 279 г. до н.э. Увидев эту внезапно выросшую на пустынном острове башню, современники были потрясены. Из списка семи чудес света было немедленно вычеркнуто «чудо №2» - стены Вавилона, и его место туг же занял Фаросский маяк.
ста была закончена в конце лета 1997 г. В октябре 1998 г. этот проект получил престижную премию «Проект года», ежегодно присуждаемую Международным институтом бетона.

Александрийский поэт Посидипп (ок. 270 г. до н.э.) в одной из своих эпиграмм воспел это удивительное сооружение:
Башню на Фаросе, грекам спасение, Сострат Дексифанов, Зодчий из Книда, воздвиг, о повелитель Протей!
Нет никаких островных сторожей на утесах в Египте, Но от Земли проведен мол для стоянки судов,
И высоко, рассекая эфир, поднимается башня, Всюду за множество верст видна путнику днем, Ночью же издали видят плывущие морем все время, Свет от большого огня в самом верху маяка. Пер. Л. Блуменау
Таким маяк оставался и во времена римского владычества. По словам Плиния Старшего, он сиял, «как звезда во мраке ночей». Это монументальное сооружение имело высоту не менее 120 м, а свет его был виден на расстоянии до 48 км.
Согласно Страбону, маяк был построен из местного известняка и облицован белым мрамором. Декоративные фризы и орнаменты изготовлены из мрамора и бронзы, колонны - из гранита и мрамора. Маяк как бы вырастал из центра просторного двора, обнесенного мощной оградой, по углам которой возвышались мощные бастионы, напоминающие пилоны древнеегипетских храмов. D них, как и по всей стене, были прорезаны многочисленные бойницы.
Сам маяк состоял из трех ярусов. Первый, квадратный в плане (30,5×30,5 м), ориентированный по сторонам света и облицованный квадрами белого мрамора, имел высоту 60 м. По углам его были установлены монументальные статуи, изображающие тритонов. Внутри первого яруса располагались на разных уровнях помещения для рабочих и охраны. Там же находились кладовые, где хранилось топливо и продукты. На одном из боковых фасадов можно было прочесть греческую надпись: «Богам-спасителям - для спасения моряков», где под богами подразумевались царь Египта Птолемей I и его супруга Береника.

Восьмиугольный средний ярус меньшего размера также был облицован мраморными плитами. Восемь его граней были развернуты по направлениям господствующих в этих местах ветров. Наверху по периметру стояли многочисленные бронзовые статуи; некоторые из них могли служить флюгерами, указывающими направление ветра. Сохранилось предание, что одна из фигур протянутой рукой следовала за движением солнца и опускала руку только после его захода.
Верхний ярус имел форму цилиндра и выполнял функции фонаря. Он был окружен восемью полированными гранитными колоннами и увенчан конусообразным куполом, увенчанным 7-метровой бронзовой статуей Исиды-Фарии, попечительницы мореплавателей. Впрочем, некоторые исследователи считают, что там находилась статуя морского бога Посейдона.
Световая сигнализация производилась с помощью мощного светильника, помещенного в фокусе вогнутых металлических зеркал. Предполагают, что топливо на вершину доставляли установленные внутри башни подъемные механизмы - в середине маяка имелась шахта, ведущая от нижних помещений вверх к осветительной системе. По другой версии, топливо привозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных лошадьми или мулами.

В подземной части маяка находилось хранилище питьевой воды для военного гарнизона, располагавшегося на острове: и при Птолемеях, и при римлянах маяк одновременно служил крепостью, препятствующей входу вражеских кораблей в главный порт Александрии.
Считается, что верхняя часть маяка (цилиндрическая, с куполом и статуей) рухнула во II в., но еще в 641 г. маяк действовал. В XIV в. землетрясение окончательно уничтожило этот шедевр древнего зодчества и строительной техники. Спустя сто лет египетский султан Кайт-бей распорядился построить на остатках фундамента маяка форт, названный именем своего создателя. Судить о внешнем облике маяка мы можем сегодня лишь по его изображениям на монетах римского времени и немногочисленным обломкам гранитных и мраморных колонн.
В 1996 г. подводным археологам во главе с известным французским ученым Жан-Ивом Эмперером, основателем Центра по изучению Александрии, удалось отыскать на морском дне остатки конструкций маяка, рухнувших в море в результате землетрясения. Это вызвало большой интерес во всем мире. В 2001 г. правительство Бельгии даже выступило с инициативой воссоздания Фаросского маяка на том же самом месте, где 2200 лет назад он был построен. Однако сейчас здесь по-прежнему высятся стены крепости Кайт-Бей, и правительство Египта не спешит с согласием на ее снос.

Александрийский маяк

В 285 г. до н. э. остров соединили с берегом искусственной дамбой длиной около 750 метров. Строительство маяка поручили известному архитектору Сострату Книдскому. Он с увлечением взялся за работу, и через пять лет трехэтажная башня высотой около 120 метров была закончена. Первый этаж в виде квадрата был сложен из крупных плит. Стены его длиной около 30,5 метров были обращены к четырем сторонам света – на север, восток, юг и запад. Второй этаж представлял собой восьмигранную башню, облицованную мраморными плитами и ориентированную по направлению восьми главных ветров. Круглый фонарь третьего этажа венчался куполом, на котором стояла семиметровая бронзовая статуя бога морей Посейдона.

Александрийский маяк .

Александрийский маяк



В 332-331 гг. до н.э. царь Александр Македонский в дельте Нила основал Александрию, ставшую столицей эллинистического Египта. Город был замечателен тем, что строили его по единому плану. Самым богатым кварталам был Брухейон - квартал дворцов, садов, парков и царских гробниц. Здесь же находилась гробница Александра Македонского, тело которого привезли из Вавилона, где он умер в 323 г. до н.э. Славе Александрии немало способствовал и известных всему миру Мусейон (храм муз) – место для научных занятий и образовательное убежище ученых, работавших в разных отраслях науки. Мусейон стал центром научной жизни блестящей египетской столицы, чем-то вроде академии наук.

Александрийский маяк на острове Фарос

Особенно успешно в Александрии развивались математика и механика. Здесь жили и работали такие выдающиеся ученые, как математик Евклид, изложивший основы геометрии в труде «Элементы», и намного опередивший свое время изобретатель Герон Александрийский. Он создавал разнообразные автоматы и построил прибор, по сути, самую настоящую паровую машину.

Иногда творения ученных поражали воображение современников. Одним из таких чудес и был Александрийский маяк . Его построили на скале, возвышавшейся на восточном берегу острова Фарос. Из-за мелей, подводных камней, наносов и отложений на дне моря, суда проходили к гаваням Александрии очень осторожно.

Высота Александрийского маяка

В 285 г. до н. э. остров соединили с берегом искусственной дамбой длиной около 750 метров. Строительство маяка поручили известному архитектору Сострату Книдскому. Он с увлечением взялся за работу, и через пять лет трехэтажная башня высотой около 120 метров была закончена.

  • Первый этаж в виде квадрата был сложен из крупных плит. Стены его длиной около 30,5 метров были обращены к четырем сторонам света – на север, восток, юг и запад.
  • Второй этаж представлял собой восьмигранную башню, облицованную мраморными плитами и ориентированную по направлению восьми главных ветров.
  • Круглый фонарь третьего этажа венчался куполом, на котором стояла семиметровая бронзовая статуя бога морей Посейдона.

Купол опирался на восемь полированных гранитных колон. Здесь горел огонь маяка. Свет его усиливался, отражаясь в системе металлических зеркал. Мореплаватели видели его издалека, за 60 километров. Топливо для костра доставляли наверх на ослах по пологой винтообразной лестнице.

Некоторые исследователи полагают, что внутри здания был лифт, который поднимал дрова и людей, обслуживающих Александрийский маяк .

Маяк одновременно был крепостью. Здесь находился большой гарнизон. В подземной части, башни на случай осады, стояла огромная цистерна для питьевой воды. Александрийский маяк служил также наблюдательным пунктом – остроумная система зеркал позволяла наблюдать с вершины башни за морским пространством и обнаруживать неприятельские корабли задолго до того, как они подплывали к городу.



Восьмигранную башню украшали многочисленные бронзовые статуи, служившие флюгерами или снабженные различными механизмами. Путешественники рассказывали о статуях чудеса.

Одна из них будто бы всегда указывала рукой на Солнце на всем пути его движения по небосводу и опускала руку, когда оно заходило. Другая отбивала каждый час днем и ночью. Была будто бы и такая статуя, которая указывала рукой на море, если на горизонте появлялся вражеский флот, и издавала предостерегающий крик, когда суда врагов подходили к гавани.

Александрийский маяк - чудо света

Фаросский маяк простоял до XIV в. К 1326 году, когда его окончательно разрушило землетрясение, высота маяка состояла не больше 30 метров, то есть четверть первоначальной высоты. Но в даже таком виде этот памятник античной архитектуры вызывал восхищение арабских авторов (в 640 году Александрию завоевали Арабы).

Остатки высокого постамента башни сохранились до наших дней, но для архитекторов и археологов они совершенно недопустимы, поскольку оказались встроенными в средневековую арабскую крепость.

Словом «фарос» в древности стали называть все маяки. Память о чуде строительной техники дошла до нас и в слове «фара».

В 332 году до н.э. Александр Македонский основал Александрию. В 290 году до н.э. правитель Птолемей I. приказал как можно быстрее возвести на небольшом островке Фарос маяк как символ города и береговой ориентир.

Фарос находился близ побережья Александрии - с материком его соединяла огромная искусственная перемычка (дамба), которая одновременно являлась частью городской гавани. Побережье Египта отличается однообразием ландшафта - в нем преобладают равнины и низменности, и морякам для успешного плаванья всегда требовался дополнительный ориентир: сигнальный огонь перед входом в гавань Александрии. Таким образом, функция строения на Фаросе была определена с самого начала. Собственно, маяк, именно как сооружение с системой, отражающих солнечный свет зеркал и сигнальными огнями на вершине, датируется примерно I веком н. э., что относится к временам уже римского господства. Однако Александрийский Маяк, служивший береговым знаком для мореплавателей, был возведен еще в IV веке до нашей эры.


Создал маяк архитектор Сострат из Книдии. Гордый своим творением, он захотел оставить свое имя на фундаменте сооружении, однако Птолемей II, унаследовавший престол после своего отца Птолемея Сотера, запретил ему совершить этот вольный поступок. Фараон желал, чтобы на камнях было выбито только его царственное имя, и чтобы именно его почитали как создателя Александрийского маяка. Сострат, будучи умным человеком, не стал спорить, а просто нашел способ обойти приказ владыки. Сначала он выбил на каменной стене такую надпись: "Сострат, сын Дексифона, книдиец, посвятил богам-спасителям за здравие мореплавателей!", после чего покрыл ее слоем штукатурки, а сверху написал имя Птолемея. Минули века, и штукатурка покрылась трещинами и осыпалась, открыв миру имя истинного строителя маяка.

Строительство затянулось на 20 лет, но в итоге Александрийский маяк стал самым первым в мире маяком, и самым высоким строением древнего мира, не считая Великих пирамид в Гизе. Вскоре весть о Чуде разлетелось по всему свету и маяк стали называть по имени острова Фаросским или просто - Фаросом. После, слово "фарос", как обозначение маяка, закрепилось во многих языках (испанском, румынском, французском)

В X столетии было составлено два подробных описания Александрийского маяка: путешественниками Идриси и Юсуфом эль-Шаих. Согласно им высота здания равнялась 300 локтям. Поскольку такая мера длины, как "локоть", у разных народов имела разные размеры, то при переводе на современные параметры, высота маяка колеблется от 450 до 600 футов. Хотя думается, первая цифра больше соответствует истине.

Маяк на Фаросе совершенно не был похож на большинство современных сооружений такого типа - тонких одиночных башен, а скорее, напоминал футуристический небоскреб. Он представлял собой трехэтажную (трехъярусную) башню, чьи стены были сложены из мраморных глыб, скрепленных раствором с примесью свинца.

Высота первого этажа превышала 200 футов, а длина - 100 футов. Таким образом, самый нижний ярус маяка напоминал массивный параллелепипед. Внутри, вдоль его стен, проходил наклонный въезд, по которому могла взобраться наверх повозка, запряженная лошадью.

Второй ярус выстроили в форме восьмиугольной башни, а верхний этаж маяка напоминал цилиндр, увенчанный куполом, опиравшимся на колонны. Вершину купола украшала огромная статуя бога Посейдона - повелителя морей. На площадке под ним всегда горел огонь. Говорят, что с кораблей можно было увидеть свет этого маяка на расстоянии 35 миль (56 км).

В самой нижней части маяка располагалось множество служебных помещений, где хранился инвентарь, а внутри двух верхних этажей проходила шахта с подъемным механизмом, позволяющим доставлять топливо для костра на самый верх.

Кроме этого механизма, вдоль стен к вершине маяка вела винтовая лестница, по которой посетители и обслуживающий персонал поднимались на площадку, где пылал сигнальный огонь. Согласно источникам, там же было установлено массивное вогнутое зеркало, вероятно, изготовленное из отполированного металла. Его использовали для того, чтобы отражать и усиливать свет костра. Говорят, что в ночное время кораблям путь к гавани указывал яркий отраженный свет, а днем - огромный дымовой столб, видимый издалека.

Некоторые предания гласят, что зеркало на Фаросском маяке можно было использовать еще и в качестве оружия: якобы оно было способно так сфокусировать солнечные лучи, что сжигало вражеские корабли, едва они появлялись в поле зрения. В других легендах говорится, что в нем можно было увидеть Константинополь на другом берегу моря, используя это зеркало как увеличительное стекло. Обе истории кажутся слишком уж неправдоподобными.

Самое полное его описание оставил арабский путешественник Абу Хаггаг Юсуф ибн Мохаммед эль-Андалусси, посетивший Фарос в 1166 году. Его записи гласят: "Александрийский маяк расположен на самом краю острова. Его цоколь имеет квадратное основание, длина сторон которого равна примерно 8,5 метрам, при этом северная и западная стороны омываются морем. Высота восточной и южной стены цоколя достигает 6,5 метров. Однако высота стен, обращенных к морю, намного больше, они более отвесны и напоминают крутой горный склон. Каменная кладка маяка здесь особенно крепка. Должен сказать, что та часть постройки, описанная мною выше, самая современная, так как именно здесь кладка обветшала больше всего и нуждалась в восстановлении. На той стороне цоколя, которая обращена к морю, видна древняя надпись, которую я не могу прочитать, ибо ветер и морские волны источили каменную основу, из-за чего буквы частично осыпались. Размеры буквы "А" чуть меньше 54 см. А верхняя часть "М" напоминает большую дыру в днище медного котла. Размеры же остальных буквы схожи.

Вход на маяк находится на значительной высоте, ибо к нему ведет насыпь протяженностью в 183 метра. Он покоится на ряде арок, ширина которых столь велика, что мой спутник, встав под одной из них и раскинув руки в стороны, не смог коснуться ее стен. Всего там было шестнадцать арок, и каждая из них больше, чем предыдущая. Самая последняя арка особенно поражает своими размерами ".


Как же самый первый в мире маяк оказался на дне Средиземного моря? Большинство источников говорят о том, что маяк, подобно другим сооружениям древности, пал жертвой землетрясений. Маяк на Фаросе простоял 1500 лет, но подземные толчки в 365, 956 и 1303 годах н. э. серьезно его повредили. А землетрясение 1326-ого (по другим источникам 1323 года) довершило разрушение.

Совершенно недостоверной кажется история о том, как большая часть маяка в 850 году была превращена в развалины благодаря интригам императора Константинополя. Так как Александрия весьма успешно соперничала с вышеупомянутым городом, то правитель Константинополя задумал хитроумный план по уничтожению маяка на Фаросе. Он распустил слухи о том, что под фундаментом этого строение спрятан клад баснословной ценности. Когда в Каире калиф, (бывший в то время властителем Александрии) услышал эту молву, то приказал снести маяк, чтобы отыскать спрятанные под ним сокровища. Только после того, как гигантское зеркало было разбито и два яруса уже разрушены, калиф осознал, что его обманули. Он попытался восстановить здание, но его попытки не увенчались успехом. Тогда он перестроил уцелевший первый этаж маяка, превратив в мечеть. Однако как бы ни была красочна эта история, она не может быть правдивой. Ведь путешественники, побывавшие на Фаросском маяке уже в 1115 году н. э. свидетельствуют о том, что и тогда он все еще оставался целым и невредимым, исправно выполняя свою функцию.

Так, Маяк все еще высился на острове, когда в 1183 году Александрию посетил путешественник ибн Джабар. Увиденное настолько потрясло его, что он воскликнул: "Ни одно описание не сможет передать всю его красоту, не хватит глаз, чтобы окинуть его взором, а чтобы поведать о величии этого зрелища, не хватает слов!"
Два землетрясения в 1303 и в 1323 годах разрушили маяк на Фаросе так сильно, что арабский путешественник ибн Батута уже не смог попасть внутрь этого сооружения. Но даже эти руины не дошли до наших дней: в 1480 году правивший в то время Египтом султан Кайт Бей возвел на месте маяка цитадель (форт). Для строительства были взяты остатки каменной кладки маяка. Таким образом, маяк стал частью средневекового форта Кайт-Бей. Однако блоки, из которых некогда был сложен Александрийский маяк, до сих пор можно различить в каменных стенах форта - благодаря их исполинским размерам.



Башню на Форосе, грекам спасенье,
Сострат Дексифанов,
Зодчий из Книда, воздвиг,
о повелитель Протей!
(Посидипп)

Александрийский маяк - одно из 7 чудес света, был построен в III веке до н. э.в египетском городе Александрия, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту.

Седьмое чудо света Александрийский маяк - на самом деле является восьмым чудом. До его постройки вторым чудом света считались стены Вавилона. Когда же в устье Нила был сооружен 130-метровый маяк, современники настолько были поражены этим выдающимся техническим достижением, что попросту вычеркнули стены Вавилона из списка Семи чудес света и внесли в него маяк как самое последнее, новейшее чудо.


Александрийский маяк, рисунок археолога H. Thiersch (1909)

В 332 - 331 г.г. до н.э. Александр Македонский основал столицу эллинистического Египта Александрию. Здесь находится знаменитый Александрийский муссейон - один из главных научных и культурных центров античного мира, а при нём не менее знаменитая Александрийская библиотека, в которой насчитывалось, чуть ли ни 700 тысяч томов греческих и восточных книг. Александрия был самым богатым городом своего времени. Много замечательных сооружений было возведено в Александрии. К ним принадлежит и Александрийский маяк на скалистом острове Форос вблизи дельты Нила.

Одно из семи чудес древнего мира - Александрийский, или Форосский, светящийся маяк был сооружён в 283году до н.э. На его строительство должно было уйти 20 лет, а завершён он был около 283 г. до н. э., во времена правления Птолемея II, царя Египта. Строительство этого гигантского сооружения длилось всего 5 лет.

Основным строительным материалом для него послужил известняк, мрамор, гранит. История сохранила имя создателя Фаросского маяка: на одной из плит ученые обнаружили надпись “Сострат, сын Декстифона, посвятил богам-спасителям ради морей”. Надпись сохранилась благодаря находчивости архитектора - он закрыл ее слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта.

Фаросский маяк состоял из трёх мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню. Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты.

Высота маяка огромна: по одним данным 120 метров, по описаниям Ибн -аль - Сайха (XI в.) - 130 -140 метров, по некоторым современным публикациям, даже 180 метров. Основание нижней башни квадратное - размер стороны 30,5 метра. Нижняя башня высотой 60 метров была сложена из каменных плит, украшенных изящной скульптурной работой, а плоская крыша, украшенная по уголкам огромными статуями Тритона, служила основой средней части. Средняя, восьмигранная, башня высотой в 40 метров, облицована беломраморными плитами.

Верхняя башня - фонарь - круглая, с куполом, установленном на гранитных колоннах, была увенчана огромной бронзовой статуей покровителя морей Посейдона (или статуей Зевса Спасителя) высотой 8 метров. На верхушке третьей башни в объёмистой бронзовой чаше тлел древесный уголь, отблеск которого при помощи сложной системы зеркал на 100 миль указывал местонахождение гавани.

Каким образом достигалась яркость и дальность свечения до сих пор не установлено. По одной версии, этот эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы или стекла. По другой - благодаря использованию прозрачных шлифованных камней - линз.Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряжённые ослами. По шахте доставляли горючее для огня маяка. Снаружи маяк был облицован белым мрамором. На строительство было израсходовано 800 талантов (стоимость 20 800 кг серебра, что по современным оценкам равняется 10 миллионам евро).

Высокий маяк служил великолепным наблюдательным пунктом. Система зеркал использовалась и для обзора морского пространства, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега. Здесь были устроены флюгер, часы и астрономические приборы. Маяк, воздвигнутый на острове Форос, по своим огромным размерам и сложной системе отражателей света был единственным в своём роде сооружением.

Всех, видевших маяк, приводили в восторг сделанные из позолоченной бронзы высокие стройные женские фигуры. Время от времени эти неподвижные фигуры вдруг оживали. Это были не просто статуи, а хитроумные автоматы. Одни показывали силу ветра и морских волн, передвигая большие золотые стрелки на огромных синих циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление ветра или следовали руками за движением солнца и луны. Женщины-автоматы стояли и возле больших Водяных часов - клепсидр. Они били в коки. А в туман и непогоду трубила в изогнутый золотой рог еще одна прекрасная женщина, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал.

Вот как его охарактеризовал его Ахилл Татий в своём романе “Левкиппа и Клитофонт”: “.строение причудливое и удивительное, Гора, посреди моря лежавшая, доходила до самых облаков, и вода протекала под этим сооружением, а оно высилось, вися над морем”. Александрийский маяк, простоял около 1500 лет, неся службу светоча, помогая ориентироваться средиземноморским “кибернетос”, как называли кормчих древние греки.

Маяк дважды страдал от землетрясений, но его восстанавливали. К XII веку н. э. александрийская бухта настолько заполнилась илом, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришёл в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами, вероятно, переплавили на монеты.

В мае 1100 г. он был разрушен почти до основания сильным землетрясением. В 1480 г. мамлюкский султан Кайт-бей построил на фундаменте маяка крепость, которая стоит поныне и носит имя своего создателя. Крепость впоследствии не раз перестраивалась.

От одного из семи “чудес древнего мира”, казалось, ничего не осталось, кроме руин, встроенных в Кайт - Бей, где они существуют и поныне, да имени. Поскольку до Александрийского маяка других маяков не было, не существовало и названия для подобных сооружений. По названию острова, на котором он стоял, его назвали „фарос". Это слово впоследствии перешло во все романские языки и стало обозначать любой маяк. Отсюда и современное “фара”.

В 1961 году во время исследования прибрежных вод аквалангисты нашли на морском дне статуи, саркофаги, шкатулки из мрамора. В 1980 году международная группа археологов обнаружила на морском дне остатки Форосского маяка. Тогда же на глубине 8 метров обнаружили развалины легендарного дворца царицы Клеопатры. Это одно из крупнейших открытий археологии.


7 чудес света - Александрийский маяк монета Палау.

Александрийский маяк, принадлежащий к семи чудесам Древнего мира , имеет и другое название – Фаросский. Наличию второго имени он обязан своему месту нахождения – острову Фарос, расположенному у побережья города Александрия, который раскинулся на территории Египта .

В свою очередь, Александрия получила свое название из-за имени завоевателя древнеегипетских земель – Александра Македонского.

К выбору места для строительства нового города он подходил довольно тщательно. На первый взгляд может показаться странным, что район поселения был определен Македонским на 20 миль от юга дельты Нила. Если бы он устроил его именно в дельте, то город оказался бы на пересечении двух водных дорог, важных для той местности.

Этими дорогами были и море, и река Нил. Но тот факт, что Александрия основывалась южнее дельты, имел под собой весомое обоснование – в этом месте речные воды не могли забивать гавань вредными для нее песком и илом. На строящийся город Александр Македонский возлагал большие надежды. В его планы входило превратить город в солидный торговый центр, ведь он удачно расположил его на пересечении наземных, речных и морских путей сообщения нескольких материков. Но такой значимый для экономики страны город нуждался в гавани.

Для ее обустройства требовалось претворить в жизнь множество сложных инженерно-строительных решений. Важной необходимостью было сооружение дамбы, которая смогла бы соединить морское побережье с Фаросом, и мола, защищающего гавань от песка и ила. Таким образом, Александрия получила сразу две гавани. Одна гавань должна была принимать торговые корабли, приплывшие со Средиземного моря, а другая – суда, пришедшие по реке Нил.

Мечта Александра Македонского о перевоплощении простого города в процветающий торговый центр сбылась уже после его смерти, когда у власти оказался Птолемей I Сотер. Именно при нем Александрия и стала богатейшим портовым городом, однако ее гавань была опасной для мореплавателей. Поскольку и судоходство, и морская торговля непрерывно развивались, потребность в маяке ощущалась все острее.

Задачи на это сооружение возлагались такие – обезопасить плавание кораблей в прибрежных водах. А такая забота привела бы к увеличению объемов продаж, поскольку вся торговля велась через порт. Но из-за однообразного ландшафта побережья моряки нуждались в дополнительном ориентире, и их вполне бы устроил сигнальный огонь, освещающий место входа в гавань. По мнению историков, на возведение маяка Александр Македонский возлагал и иные надежды – обеспечить городу безопасность от нападений птолемеев, которые могли напасть со стороны моря . Поэтому для обнаружения врагов, которые могли находиться на значительном расстоянии от берега, был нужен дозорный пункт внушительных размеров.

Трудности в возведении Александрийского маяка

Естественно, что на возведение такой солидной конструкции требовалось множество ресурсов: финансовых, трудовых и интеллектуальных. Но их было непросто найти в то неспокойное для Александрии время. Но все-таки благоприятная в экономическом плане обстановка для возведения маяка сложилась благодаря тому, что Птолемей, в титуле царя завоевавший Сирию , привел в свою страну бесчисленное количество евреев и сделал их рабами. Так недостаток трудовых ресурсов, необходимых для строительства маяка, был восполнен. Не менее важными историческими событиями тогда стали подписание Птолемеем Сотером и Деметрием Полиоркетом соглашения о мире (299 год до н.э.) и смерть Антигона – врага Птолемея, царство которого было отдано диадохам.

Строительство маяка началось в 285 году до н.э., а все работы руководились архитектором Состратом Книдским . Желая увековечить свое имя в истории, Сострат на мраморной стене маяка высек надпись, свидетельствующую о том, что он возводит данную конструкцию ради мореходов. Затем он спрятал ее под слой штукатурки, а на ней уже прославил царя Птолемея. Однако судьбе было угодно, чтобы человечество узнало имя мастера – постепенно штукатурка отвалилась и раскрыла тайну великого инженера.

Особенности конструкции Александрийского маяка

Фаросское сооружение, предназначенное для освещения гавани, имело три яруса, первый из которых был представлен квадратом со сторонами по 30,5 м. Все четыре грани нижнего квадратного яруса были обращены ко всем сторонам света. В высоту он достигал 60 м, а его углы украшали статуи тритонов. Предназначением этого помещения было размещение рабочих и охранников, а также обустройство кладовых для хранения запасов провизии и топлива.

Средний ярус Александрийского маяка был построен в виде восьмиугольника, грани которого ориентировались на направления ветров. Верхняя часть этого яруса декорировалась статуями, а некоторые из них были флюгерами.

Третий ярус, выполненный в форме цилиндра, был фонарем. Его обнесли 8 колоннами и накрыли их куполом-конусом. А на его верхушку водрузили 7-метровую статую Исиды-Фарии, считавшейся попечительницей мореплавателей (некоторые источники утверждают, что это была скульптура Посейдона – царя морей). Благодаря сложности системы металлических зеркал свет огня, зажженного на вершине маяка, усиливался, и охранники вели наблюдение за морским пространством.

Что касается топлива, необходимого для поддержания пламени маяка, оно доставлялось по спиральному пандусу в телегах, запряженными мулами. Для облегчения доставки между материком и Фаросом построили дамбу. Если бы рабочие этого не сделали, топливо пришлось бы перевозить на лодках. Впоследствии дамба, намытая морем, стала перешейком, который в настоящий момент разделяет западную и восточную гавани.

Александрийский маяк был не только светильником – он еще представлял собой укрепленную крепость, охраняющую морской путь в город. Из-за наличия большого военного гарнизона в здании маяка была предусмотрена и подземная часть, необходимая для запасов питьевой воды. Для усиления безопасности все сооружение было обнесено мощными стенами со сторожевыми башнями и бойницами.

В целом трехъярусная башня маяка достигала в высоту до 120 м и считалась самой высокой конструкцией в мире . Те путешественники, которые видели столь необычное сооружение, впоследствии восторженно описывали необычные статуи, служившие украшением башни маяка. Одна скульптура показывала рукой на солнце, но опускала ее вниз только тогда, когда оно уходило за горизонт, другая служила часами и ежечасно сообщала текущее время. А третья скульптура помогала узнавать направление ветра.

Участь Александрийского маяка

Простояв почти тысячу лет, маяк Александрии все же начал разрушаться. Случилось это в 796 году н.э. из-за мощного землетрясения – верхняя часть конструкции просто рухнула. От огромного 120-метрового здания маяка остались лишь развалины, но и те достигали в высоту около 30 м. Несколько позднее обломки маяка пригодились для возведения военного форта, который неоднократно перестраивался. Так Фаросский маяк превратился в форт Кайт-бей – это название он получил в честь султана, его построившего. Внутри форта находится исторический музей, в одной из его частей – музей морской биологии, а напротив здания форта расположены Аквариумы музея гидробиологии.

Планы по восстановлению Александрийского маяка

От некогда величественного Александрийского маяка остался только его цоколь, но и он полностью встроен в средневековую крепость . В наши дни она используется как база египетского флота. Египтяне планируют провести работы по воссозданию утраченного чуда света, а некоторые страны, входящие в Европейский Союз, желают присоединиться к этой затее. Италия , Франция , Греция и Германия планируют включить строительство маяка в проект, именуемый «Medistone». Его основными задачами являются воссоздание и сохранение африканских памятников архитектуры, относящихся к эпохе Птолемеев. Эксперты оценили проект в 40 млн долларов – именно столько потребуется на строительство делового центра, гостиницы, клуба подводного плавания, сети ресторанов и музея, посвященного Александрийскому маяку.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении